Конспект лекций по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по микро.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

 Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис 4.4

 

 

                  Рис.4.4. Эффект дохода и замещения при понижении цен на товар Х.

             

                 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены до РX 'и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3- Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

          Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара X повышается (рис. 4.5).

 

 

 

                                   Рис.4.5 Эффект дохода и замещения при повышении цен на товар Х.

 

Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 -Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода  переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 3.16 и 3.17 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен ≈ чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 3.18,а (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно E1-E3) общий результат повышения цены товара X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены Х1 - Х3 и эффект дохода Х3 - Х2, при этом (Х1 - Х3) > (Х3 - Х2).

Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается ≈ его объем изменяется в том же направлении, что и цена. На рис. 4.6,6, например, (Х3 - Х2) > (Х1 - Х3). Такие товары называются товарами Гиффена. В действительности потребление большинства товаров требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление товаров Гиффена маловероятно.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каково экономическое содержание категории «полезность»?
  2. В чем отличие общей и предельной полезности?
  3. Какова функциональная зависимость предельной полезности от  количества блага?
  4. Сформулируйте условия потребительского оптимума в кардиналистской теории полезности.
  5. Приведите основные аксиомы теории потребительского выбора ?

 

  1. Каково содержание предельной нормы замещения?

 

  1. Чем определяется наклон кривых безразличия? Почему кривые безразличия не могут пересекаться?
  2. Какая существует взаимосвязь между потребительским оптимумом в кардиналистской и ординалистской концепции?
  3. В чем заключается эффект замещения и эффект дохода, вызванный изменением цены?
  4. Каким образом государство может оказать воздействие на выбор потребителя?

 

 

ТЕМА 5.ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

          

5.1Экономическая природа фирмы :технологическая и институциональная парадигмы.

 

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения величины выпуска и цены. Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Одновременно с этим она представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, которые выражаются в системе  договоров.

Неоклассический вариант теории фирмы исходит из технологической парадигмы существования фирмы. В этом случае сущностным признаком фирмы является ее производственная деятельность, понимаемая как эффективная комбинация ресурсов: труда и капитала. Основная цель фирмы в неоклассической концепции – максимизация прибыли. В основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли лежат несколько допущений:

 1) Под прибылью однозначно понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.

 2) Фирма действует как принимающая решения неделимая единица, поведение которой сходно с поведением индивидуального предпринимателя. Длительное время с точки зрения микроэкономического подхода фирма рассматривалась как «черный ящик». Такой подход устранял необходимость изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и т.д.

 3) Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решения содержит только одну переменную - прибыль.

 4) Все действия фирмы как экономического субъекта являются рациональными. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей. Причем предпочтения фирмы являются транзитивными. Рационально действующая фирма стремиться минимизировать свои издержки. 

 5) Фирме доступна полная и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и факторов производства.

 6) Деятельность фирмы контролируется собственником.

Согласно поведенческой теории, фирмы  и другие организации принимают не оптимальное, но удовлетворительное решение, однако речь идет о решении исходной (сложной), а не упрощенной (как в неоклассических моделях) задачи. Абстрактная глобальная цель, такая как максимизация прибыли, заменяется более конкретными подцелями, достижение которых подлежит контролю. В качестве конкретных целей, которых добиваются разные подразделения фирмы, могут выступать: -

  • объем производства, контролируемый отделом производства;
  • уровень запасов, контролируемый снабженческо-сбытовыми структурами;
  • уровень продаж и доля на рынке, контролируемые маркетинговыми службами и высшим    руководством;
  • величина и норма прибыли, контролируемые отделом капиталовложений, высшим руководством и акционерами.

Для каждого из показателей необходимо добиваться не максимального, а удовлетворительного уровня. На практике дело обстоит таким образом, что приоритеты меняются, иногда возникает конфликт целей и, соответственно, отдельных подразделений.

Ограниченная рациональность и отсутствие единоличной ответственности порождают своеобразное явление- «организационную расслабленность», свойственную большим компаниям. Проявляется она в практике завышения зарплат, создании лишних привилегий для управляющих, разрастании бюрократического аппарата. Это означает, что факторы производства оплачиваются не в соответствии с их производительностью, а существенно выше. Подобную переплату можно рассматривать и как резерв, который следует использовать в случае ухудшения экономического положения фирмы.     

В отличие от сложившегося естественным образом рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Теории, в которых фирма рассматривается как институт, противоположный рынку, называются институциональными.

 Институциональные теории, в свою очередь, представлены двумя основными течениями. Первое анализирует организации "извне" через институциональную среду, т.е. исследует социальные, юридические и политические "правила игры", без которых невозможно понять особенности функционирования и развития экономических организаций, их роль в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. В рамках этого направления теория прав собственности изучает институциональную среду деятельности экономических организаций в частном секторе экономики, а теория общественного выбора - институциональную среду деятельности индивидов и организации в общественном секторе (такой подход, естественно, является упрощением, концентрирующим внимание на главном направлении исследований указанных теорий).

Второе направление институционализма исследует организации, прежде всего "изнутри", т.е. через систему соглашений, контрактов. Основоположник контрактной теории фирмы, американский экономист Р.Коуз связывал происхождение фирмы с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, который в противном случае  несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации, производители.

В своем знаменитом исследовании «Природа фирмы», Коуз устанавливает два типа затрат, связанные с функционированием фирмы : трансакционные издержки и издержки контроля (организационные издержки).

Трансакционные издержки (от лат. transactio -сделка) - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.

Издержки контроля - это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов (отлынивание работников).

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов фирмы и партнеров, а фирма - как сеть внутренних контрактов между собственниками и работниками.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов.

Информация о работе Конспект лекций по микроэкономике