Корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства.
При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Важнейшее направление изучения безработицы – ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические аспекты статистического анализа молодежной
безработицы в РФ……………………………………………................................5
1.1 Сущность и значение молодежной безработицы в РФ……………………..5
1.2 Основные методы статистического анализа безработицы……………………………………………………………………...10
1.3 Проблема молодежной безработицы в РФ…………………………………12
2. Статистический анализ молодежной безработицы в РФ…………………...16
2.1 Исследование молодежной безработицы в РФ…………………………….16
2.2 Оценка молодежной безработицы в РФ……………………………………20
2.3 Сравнительный анализ статистических показателей по регионам ПФО...24
3. Корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ…29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...5

1. Теоретические аспекты  статистического анализа молодежной 

безработицы в РФ……………………………………………................................5

1.1 Сущность и значение молодежной безработицы в РФ……………………..5

1.2 Основные методы  статистического анализа безработицы……………………………………………………………………...10

1.3 Проблема молодежной  безработицы в РФ…………………………………12

2. Статистический анализ молодежной безработицы в РФ…………………...16

2.1 Исследование молодежной безработицы в РФ…………………………….16

2.2 Оценка молодежной  безработицы в РФ……………………………………20

2.3 Сравнительный анализ  статистических показателей по  регионам ПФО...24

3. Корреляционно-регрессионный  анализ молодежной безработицы  в РФ…29

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы…………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим  существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, в чем и заключается актуальность поставленной темы исследования.

Одной из основных черт рыночной экономики выступает конкуренция, которая распространяется на различные  сферы, в том числе и на рынок  труда.

Следствием конкуренции и ограниченности рабочих мест является безработица, которая выступает как неизбежное явление общественной жизни. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда по тем или иным причинам.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в  том, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства.

При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Важнейшее направление  изучения безработицы – ее экономический  аспект. Вместе с тем безработицу  нельзя рассматривать только как  экономическое явление.

Необходимо  учитывать ее социальные стороны (влияние  на уровень жизни населения, на уровень квалификации безработных и т.п.).

В России проблема безработицы  возникла на переходе к капиталистическому пути развития.

Переход к рыночной экономике  неизбежно привел к большим переменам  в использовании трудовых ресурсов.

С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались  на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения.

Возникшая возможность  миграции населения в страны дальнего зарубежья привела к потере высококвалифицированные  кадров, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы, что привело к снижению качества рабочей силы.

Экономически активное население не могло удовлетворить  требованиям новой экономики, которая  нуждалась в активных работниках, способных самостоятельно обучаться, активно действовать, не боясь брать на себя ответственность. Существующее в то время негативное отношение к малому предпринимательству препятствовало созданию новых рабочих мест, тем самым, способствуя безработице.

Целью данной курсовой работы является анализ молодежной безработицы в РФ.

В связи с поставленной целью решены следующие задачи:

  • Рассмотрены сущность и значение молодежной безработицы в РФ;
  • Рассмотрены основные методы статистического анализа;
  • Проанализированы проблемы молодежной безработицы в РФ;
  • Проведено исследование молодежной безработицы в РФ;
  • Дана оценка молодежной безработицы в РФ;
  • Проведен сравнительный анализ статистических показателей по регионам ПФО;
  • Проведен корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ.

 

 

1. Теоретические аспекты статистического анализа молодежной

безработицы в  РФ

 

    1. Сущность и значение молодежной безработицы в РФ

 

Переход России к рыночным отношениям повлек за собой специфические  проблемы социально-трудовой сферы. Дефицит  рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело к безработице. В этой связи особенно актуальным становится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы.

Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г №1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Безработица (ст. 3 ФЗ) –  это сложное социально-экономическое  явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего  работать на условиях найма или создания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основного дохода (зарплаты).

В соответствие с определением международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается  как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получить настоящую должность.

Безработными являются лица в возрасте экономической активности населения (15-72 года), не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы в течение четырех недель, предшествующих неделе обследования, используя разные способы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования.

В России безработными считаются  трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории страны, зарегистрированные в органах занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие ее и готовые приступить к ней.

Безработными не могут  быть признаны:

- граждане, не достигшие  шестнадцатилетнего возраста;

- граждане, которые в  соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалиды, кроме инвалидов третьей группы;

- те, кто в течение  десяти дней после обращения  в службу занятости отказался  от двух вариантов подходящей  работы, и впервые ищущие работу  и не имеющие специальности (профессии);

- после двух отказов  от получения профессиональной  подготовки или от предложенной  работы, в том числе временного  характера;

- лица, представившие  документы, содержащие заведомо  ложные сведения для признания  их безработными;

- трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Последствия безработицы  как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно, она имеет и негативное, и позитивное значение. Отношение к безработице  с течением времени менялось. В начале ХХ века ее рассматривали как "социальное зло", в середине столетия – как закономерное явление для стран с рыночной экономикой. В настоящее время безработица является устойчивой социально-экономической категорией.

Специфика скалывающегося в условиях переходной экономики России рынка труда во многом предопределена наличием открытой и скрытой форм безработицы.

По данным Федеральной  службы занятости число безработных  в России на лето 2009 г. составляло 5,4 млн. человек, или 7,3% экономически активного  населения. Приблизительно четверть из них – молодежь.

Такой уровень безработицы  может быть охарактеризован как  достаточно высокий. Предложение рабочей силы в том же году превышало спрос на нее во многом за счет максимального за последние годы прироста населения трудоспособного возраста (на 674 тыс.), обусловленного вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в 80-е годы.

Молодежь - это большая  общественная группа, имеющая специфические  социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-политическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят людей в возрасте 16-30 лет.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного опыта, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения.

В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической возможности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособности.

Факт безработицы обуславливает  психологическую перестройку кандидатов на вакантные места, делая их более  гибкими, приспособляемыми к условиям найма. Наличие конкуренции предопределяет повышенные требования к деловым и личным качествам претендентов на рабочее место, к уровню их образования, квалификации, способности к дальнейшему обучению или переобучению. Между тем за последние годы, в связи со структурными преобразованиями в экономике России обострилась проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда из-за несоответствия уровня подготовки молодых специалистов требованиям работодателя. Присутствует также противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов не нуждается или спрос на них уже полностью удовлетворен.

Сложившаяся ныне дифференциация заработной платы по отраслям и профессионально-квалификационным группам, а также изменение в последнее десятилетие ценностных ориентиров заметно уменьшили приток молодежи в отрасли, требующие высокой квалификации работников. К тому же неадекватная самооценка многих выпускников высших и средних специальных учебных заведений, подчас, затрудняет их адаптацию в современных экономических условиях. В результате рынок труда ощущает острую нехватку профессионалов, готовых работать в сфере производства. Иначе говоря, не восполняется значительная потеря квалифицированных кадров (особенно рабочих специальностей).

Ожидания и оценки молодых специалистов, как уже  отмечалось, зачастую не соответствуют  требованиям, которые предъявляют  работодатели к своим потенциальным сотрудникам.

К ним помимо серьезных  профессиональных знаний, относятся: инициативность, нестандартность мышления, умение принимать  решения и быстро адаптироваться к нестандартным рыночным ситуациям. К сожалению, учебные заведения  не всегда уделяют внимание формированию у обучающихся данных качеств.

Ситуацию осложняет  практическое отсутствие взаимосвязи  между рынком образовательных услуг  и рынком труда. Одним из просчетов  проводимых в нашей стране реформ стал отказ большинства работодателей  от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов, от инвестирования деятельности сегодняшних средних специальных профессиональных образовательных учреждений, а также ослабление государственного контроля над этим процессом. В итоге наблюдается снижение престижа рабочих профессий у молодежи, потеря преемственности поколений и явное старение рабочих кадров.

Во всех постсоциалистических странах достигшие совершеннолетия  молодые люди сталкиваются с совершенно иной ситуацией с точки зрения трудоустройства, нежели их родители, жившие в условиях централизованно планируемой экономики. В дореформенный период государство конституционно гарантировало право на труд и предпринимало усилия для его реализации, бронируя, в частности, рабочие места в отраслях народного хозяйства для выпускников школ, профтехучилищ, техникумов и вузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалось.

В 1991 году российское государство  отказалось от конституционных гарантий права на труд и требований его  обязательности. Ушла в прошлое структурированная система направления на работу, с одной стороны, ограничивающая выбор молодых людей, с другой – обеспечивающая стабильность и социальную интеграцию, сразу предлагая им работу и гарантированную заработную плату, а также широкий доступ к таким льготам как детские учреждения, медицинское обслуживание по месту работы, предоставление жилья. У нынешней молодежи формально больше возможностей в предложении труда, однако ей приходится решать гораздо больше проблем, нежели сверстникам 20 лет назад.

Информация о работе Корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ