Кредитно-модульная организация учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:12, реферат

Краткое описание

Европа все в большей степени осознает себя как единое целое. Процессы интеграции в современном обществе охватывают всё больше и больше сфер жизнедеятельности. Образование Украины в общем и высшее образование в частности не могут находиться в стороне от европейской интеграции. Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность образовательных систем препятствуют единению Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….2
РАЗДЕЛ 1. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КРАТКАЯ ИСТОРИЯ……………………………………………………………3
1.1 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………………4
1.2 СУТЬ И ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 2. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.1 КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ФУНКЦИИ……………………………………………………………………..6
2.2 ПОНЯТИЕ МОДУЛЯ И КРЕДИТА……………………………………………………………………………………………………….7
2.3 ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..9
2.4 КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЗАДАЧИ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ СОВМЕСТИМЫХ С ECTS……………………….12
РАЗДЕЛ 3 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по практике Болонская система.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

Кредитно-модульная организация  учебного процесса

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….2

РАЗДЕЛ  1.  БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КРАТКАЯ ИСТОРИЯ……………………………………………………………3

1.1 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………………4

1.2 СУТЬ И ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………………………………………..5

 РАЗДЕЛ 2. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

2.1 КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА  И ЕЁ ФУНКЦИИ……………………………………………………………………..6

2.2 ПОНЯТИЕ МОДУЛЯ И  КРЕДИТА……………………………………………………………………………………………………….7

2.3 ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ  ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ  КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..9

2.4 КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И  ЗАДАЧИ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ СОВМЕСТИМЫХ  С ECTS……………………….12

 РАЗДЕЛ 3 ДОСТОИНСТВА И  НЕДОСТАТКИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………..14

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Европа все в большей  степени осознает себя как  единое целое. Процессы интеграции  в современном обществе охватывают  всё больше и больше сфер  жизнедеятельности. Образование  Украины в общем и высшее образование в частности не могут находиться в стороне от европейской интеграции.

Высшее образование является сферой, которая в значительной степени  влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность образовательных  систем препятствуют единению Европы.

 Единая Европа предполагает  свободное передвижение труда  (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости  квалификаций в области высшего  образования, без чего свободное  передвижение высококвалифицированных  кадров невозможно.

 Высшее образование  становится высокорентабельной  сферой бизнеса. Европа лишь  как целое может рассчитывать  на успешную конкуренцию в  этой области.

 Следовательно, дальнейшие  социально-экономические и политические  изменения в обществе, а также  вхождение Украины в цивилизованное  мировое содружество невозможны  без модернизации системы высшего  образования, направленного на  подготовку специалистов на уровне  международных требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раздел 1. Болонский процесс и его краткая история

 Одной из предпосылок  вхождения Украины в единое  европейское и мировое образовательное  пространство является введение  в систему высшего образования  Украины основных идей, сформулированных  Болонской декларацией. Болонская  декларация ввела понятие так  называемого Болонского процесса. Именно Болонский процесс сближает системы образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

 На уровне государств  Болонский процесс был основан  19 июня 1999 года в городе Болонья  (Италия) подписанием 29 министрами  образования от имени своих  правительств документа, получившего  название «Болонская декларация».  Этим актом страны-участницы согласовали  общие требования, критерии и  стандарты национальных систем  высшего образования и договорились  о создании единого европейского  образовательного и научного  пространства до 2010 года.

 Предысторией Болонского  процесса считается разработка  и подписание представителями  стран Европы Лиссабонской конвенции  (1997 г.) про признание квалификаций  для системы высшего образования  европейского региона и Сорбонской  декларации (Париж, Сорбонна, 1998 г.) о  согласовании структуры системы  высшего образования в Европе.

 Болонский процесс  в ходе своего развития прошёл  ряд этапов, на каждом из которых  расширялся круг стран-участниц  процесса и декларировались новые  цели. Следующий этап Болонского  процесса состоялся в Праге  19 мая 2001 года, где представителями  уже 33 стран Европы было подписано  Пражское коммюнике. Одним из  наиболее важных решений этого  саммита стало решение о содействии  повышению привлекательности и  конкурентоспособности европейского  пространства высшего образования  для остальных регионов мира.

 Очередной этап Болонского  процесса состоялся в Берлине  18–19 сентября 2003 года, где также  было подписано соответствующее  коммюнике, но на этот раз  представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено, что европейское пространство  высшего образования и европейское  пространство исследовательской  деятельности — это две взаимосвязанные  части «общества знаний». Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском  городе Бергене состоялся последний  на сегодняшний день и чрезвычайно  важный для Украины этап Болонского  процесса. На это раз коммюнике  подписали 45 стран и среди них  — Украина [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Регламентация Болонского процесса

 Болонский процесс  в ходе своего существования  издал ряд документов, которыми  руководствуется:

Великая хартия университетов (Болонья, 1988).

Конвенция о признании  квалификаций, относящихся к высшему  образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997).

Сорбонская совместная декларация о согласовании системы высшего  образования в Европе (Париж, Сорбонна, 1998): 4 страны.

Совместная декларация министров  высшего образования Европы (Болонья, 1999): 29 стран.

Конвенция высших учебных  заведений «Формирование европейского пространства высшего образования» (Саламанка, 2001): 300 университетов.

Конференция министров высшего  образования Европы «На пути к  европейскому пространству высшего  образования» (Прага, 2001).

Конференция министров высшего  образования Европы «Создание европейского пространства высшего образования» (Берлин, 2003).

Конференция министров высшего  образования Европы «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» (Берген, 2005): 45 стран [1, 7].

 «Великая Хартия университетов»  — важная составляющая Болонского  процесса. Она является результатом  предложения о создании содружества  университетов, с которым еще  в 1986 году Болонский университет  обратился к ведущим университетам  Европы. На встрече в Болонье  в июле 1987 года делегаты из 80 европейских  университетов избрали Совет  из руководителей ряда университетов  и представителей Совета Европы  для разработки проекта Хартии  — своеобразной Конституции европейских  университетов. 18 сентября 1988 года во  время торжеств, посвящённых 900-летию  Болонского университета, ректоры  430 университетов подписали Хартию. В Хартии провозглашается принадлежность  европейских университетов к  академическому содружеству, преодолевающему  политические и социальные барьеры  и формирующему принципы интеграции  Европы в единое общество. Предполагается, что общество это всем гражданам  предоставляет необходимые права  и свободы, а также разнообразные  адекватные услуги в сфере  культуры, науки и образования.  Хартия подтвердила обязанности  университета в качестве ключевого  института общества и выдвинула  требование автономии и академической  свободы для университета [7].

 

 

 

 

 

1.2 Суть и цели Болонского процесса

 Суть Болонского процесса  заключается в формировании единого  европейского образовательного  пространства и общеевропейской  системы образования, которая  будет достигнута за счет использования  основных положений этой системы.

 Принципы Болонской  декларации:

Введение общепонятных, сравнимых  квалификаций в области высшего  образования.

Переход на двухступенчатую  систему высшего образования (бакалавриат — магистратура).

Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов ECTS - European Credit Transfer System) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого  персонала (в идеале, каждый студент  должен провести не менее семестра в другом ВУЗе, желательно зарубежном).

Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание  квалификаций и соответствующих  документов в области высшего  образования.

Обеспечение автономности ВУЗов.

Придание «европейского  измерения» высшему образованию (его  ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования.

Реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного  образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).

 Кроме того, в настоящее  время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве [1].

 На основе основных  принципов работы выдвигаются  и основные цели Болонского  процесса:

 Построение Европейского  пространства высшего образования  — «Европы знаний» — как  условие развития мобильности  граждан с возможностью их  трудоустройства.

 Усиление международной  конкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего  образования. Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.

 Увеличение определяющей  роли университетов в развитии  национальных и Европейских культурных  ценностей [2].Учитывая основные  принципы и цели Болонского  процесса была разработана модель кредитно-модульной организации учебного процесса. Кредитно-модульная система обеспечит наиболее оптимальный и безболезненный переход от существующей в Украине системы образования к европейской, которая будет учитывать основные положения Болонского процесса.

 

раздел 2. кредитно-модульная организация учебного процесса

2.1 Кредитно-модульная  система и её функции

 Кредитно-модульная система  организации учебного процесса  — это модель организации учебного  процесса, которая основывается  на объединении модульных технологий  обучения и зачетных кредитов  или зачетных образовательных  единиц. Организация и совершение  учебного процесса — это многогранная  и сложная система действия  и взаимодействия.

 Внимание в кредитно-модульной  системе сосредоточено на двух  её характеристиках:

на самостоятельной работе студентов;

на ведении кредитно-модульной  системы организации учебного процесса и рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов [5].

 Много кто считает,  что система образования Украины  была сформирована в условиях  информационного дефицита и ограниченных  возможностях доступа к информации. Поэтому деятельность педагога  в ВУЗах сводилась, прежде всего,  к информационным, или лучше сказать  информирующим, функциям. Преподаватель  играл роль самого важного  источника информации.

 Так как студент  является объектом учебного процесса  и одновременно объектом восприятия  и усвоения информации, то планирование  учебного процесса совершалось  таким образом, что основная  доля работы ложилась на аудиторное  обучение.

 Современное положение  развития информационного обеспечения  открывает широкие возможности  доступа к источникам информации  и поэтому частично смешивает  акценты в планировании учебного  процесса в сторону самостоятельной  работы [5].

 Кредитно-модульной системе,  как неотъемлемому атрибуту Болонской  декларации, предоставляются две  основные функции:

Содействие мобильности  студентов и преподавателей и  упрощения переходов из одного университета в другой.

Четкое определение объемов  проведенной студентом работы с  учетом всех видов учебной и научной  деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, который  учится по той или другой программе [2].

 В Украине кредитно-модульная  система начала вводиться в  ВУЗы с 2005/2006 годов.

 Внедрение кредитно-модульной  системы является важным фактором  для стимулирования эффективной  работы преподавателя и студента.

 

 

 

 

2.2 Понятие  модуля и кредит

Модули конструируются как  системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному  объекту профессиональной деятельности. Последний рассматривается как  некоторый объем учебной информации, который имеет самостоятельную  логическую структуру и содержание, что позволяет оперировать этой информацией в процессе умственной деятельности студента.

 Модульная организация  содержания учебной дисциплины  менее за все является механическим  перенесением разделов программы  к учебным модулям, поскольку  требует глубокой аналитико-логической  работы над смысловым наполнением  дисциплины, структуризации ее как  системы, а не произвольному  конгломерату научной информации.

Информация о работе Кредитно-модульная организация учебного процесса