Лекции по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:49, курс лекций

Краткое описание

9 лекций.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экон.теории.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)
  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов.

      Информация  содержат в себе резервы повышения  производительности, оптимизации использования  прочих ресурсов. Повышение значимости и повсеместное распространение  качестве экономических ресурсов информации ведут не только к разнообразным  положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям.

      В реальной жизни модель совершенной  конкуренции нарушается, и возникает асимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях.

      В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Примеров интерналии множество: потребитель купил товар, а он оказался некачественным; наниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию путем самообразования и т. д. А также в результате  асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

      Одним  из негативных последствий наличия  асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам предосторожности.

      В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять: нейтральных к риску; любителей риска; испытывающих антипатию к риску, или противников риска.

      Практика  показывает, что в основной своей  массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а именно: действием закона убывающей предельной полезности.

      Существует  несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.

      Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики.

      Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию.  

      Лекция 2.9. Внешние эффекты и общественные блага

      Рыночный  механизм не всегда способен автоматически  прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов и проблему производства общественных благ.

      Работа  рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии.

      Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтённое в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отражённых в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошения, озеленения и др. порождают положительные внешние эффекты.

      Для того чтобы интернализировать положительный  внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии, выплачиваемые либо потребителю, либо производителю в размере предельной внешней полезности. В первом случае кривая спроса сдвигается вправо, отражая предельную общественную полезность, а объём выпуска возрастёт с Q1 до QE (рис. 1б).

      Во  втором случае вследствие снижения предельных издержек производителя кривая предложения сместится вправо, и количество выпускаемой продукции также увеличится и достигнет, как и в первом случае, общественно оптимальной величины, определяемой равенством предельных общественных издержек и предельной общественной полезности.

 

      а) отрицательный внешний эффект                           б) положительный внешний эффект

Рис. 1. Внешние эффекты (экстерналии)

Информация о работе Лекции по микроэкономике