Макроэкономическая политика в открытой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 03:44, контрольная работа

Краткое описание

Открытая экономика - экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в международном разделении труда, в которой минимальны ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте.

Содержание

Макроэкономическая политика в открытой экономике……………..
3

1
Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты…………………………………………………………….
3

2
Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике (IS – LM - BP модель)……………………………………..
5

3
Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе…………………………………………………………………….
18

4
Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе.
21

5
Использование модели IS – LM - BP для анализа шоков в открытой экономике……………………………………………………………….
24


Список использованных источников………………………………….
28

Вложенные файлы: 1 файл

Контр (вар. 9).doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

         

Рисунок 1. График внутреннего равновесия (1В) для данного уровня дохода 

       На  рисунке 2 представлен график внешнего равновесия (ЕВ) для данного уровня NX. Пусть экономика первоначально  находится в точке А, которая  соответствует внешнему равновесию. Увеличение G приведет к росту Y и избыточной занятости. Экономика переместится из точки А в точку Е. Следствием роста Y будет сокращение NX, то есть отрицательное сальдо баланса текущих операций. Для восстановления внешнего равновесия необходимо девальвировать валюту, что приведет к реальному обесценению (рост RER) и достижению нулевого сальдо текущего счета. Экономика из точки F переместится в равновесную точку В. Соединив точки А п В мы получим кривую внешнего равновесия ЕВ, вторая имеет положительный наклон. 

       

 

       Рисунок 2. График внешнего равновесия (ЕВ) для данного уровня NX 

       На  рисунке 3 кривые внутреннего (1В) и внешнего равновесия (ЕВ) совмещены. Этот график известен как диаграмма Т. Свона.

       На  этой диаграмме отмечены четыре области  внутреннего и внешнего неравновесия. Область 1 указывает на дефицит баланса  текущих операций и неполную занятость, область II—на дефицит баланса  текущих операций и инфляционный спрос, область III указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и инфляционный спрос, область IV — на положительное сальдо баланса текущих операций и неполную занятость. 

       

 

       Рисунок 3. Диаграмма Т. Свона 

       Из  рисунка 3 очевидно, что имеется только одна точка общего равновесия —  точка А. Необходимо использовать оба  типа мер экономической политики (изменение государственных расходов и воздействие на уровень валютного курса) для достижения общего равновесия (например, из точки Р).

       Вопрос  однако заключается в том, который  из официальных органов — ЦБ (ответственный  за поддержание валютного курса) Или Министерство финансов (контролирующее величину G) — должен отвечать за достижение внутреннего равновесия, а который — за достижение внешнего равновесия. Этот вопрос известен как "проблема распределения ролей".

       " Распределение ролей" должно  основываться на относительном  наклоне кривых 1В и ЕВ. Одно  из возможных правил заключается  в следующем: ЦБ вменяется в обязанность воздействовать на валютный курс с целью достижения внешнего равновесия, а Министерству финансов — на уровень государственных расходов с целью достижения внутреннего равновесия. Это правило "работает" тогда, когда объем выпуска относительно чувствителен к G и кривая 1В — более крутая, чем кривая ЕВ (рис. 4). 
 

         

       Рисунок 4. Достижение внутреннего равновесия 

       Объем выпуска относительно чувствителен к G, если низка степень открытости экономики внешнему миру. В этом случае значительный рост выпуска под воздействием увеличения G будет сопровождаться крайне незначительным падением чистого экспорта, так как при относительно “закрытой” экономике, предельная склонность к импортированию мала.

       Если  же при данном относительном наклоне  кривых восстановление внутреннего  равновесия будет вменено ЦБ, а  восстановление внешнего равновесия —  Министерству финансов, то в этом случае экономика не сможет достичь равновесной  точки (рис. 5)

       .

       Рисунок 5. Восстановление внутреннего равновесия 

       

 

       Рисунок 6. Восстановление внутреннего равновесия с использованием различных инструментов 

       Другое  правило "распределения ролей" заключается в том, что ЦБ воздействует на валютный курс с целью достижения внутреннего равновесия, а Министерство финансов —на (I с целью достижения внешнего равновесия. Это правило "работает" в том случае, когда объем выпуска относительно нечувствителен к G и кривая 1В пологая (рис. 6), то есть тогда, когда высока степень открытости экономики и рост G не приводит к значительному увеличению выпуска, поскольку при высокой предельной склонности к импортированию значительно падает чистый экспорт.

       Если  же при данном относительном наклоне  кривых внутреннего и внешнего равновесия ЦБ будет воздействовать на валютный курс с целью достижения внешнего равновесия, а Министерство финансов —на G с целью достижения внутреннего равновесия, то экономика не придет в равновесную точку (рис.7).

       

 

       Рисунок 7. Достижение равновесной точки 

       Таким образом, диаграмма Свона показывает, как можно достичь внутреннего  и внешнего равновесия при системе  фиксированного валютного курса, если одним из инструментов макроэкономического  регулирования является валютный курс. При этом предполагается, что экономика функционирует в условиях ограниченной мобильности капитала (при наличии валютного контроля, контроля за движением капитала, ограничений на конвертируемость валюты и т.п.).

       Решение проблемы достижения внутреннего и  внешнего равновесия с помощью мер макроэкономической политики осложняется рядом объективных и субъективных моментов.

       Во-первых, совместные действия Центрального банка  и Министерства финансов, направленные на достижение макроэкономического  равновесия, затрудняются наличием временных лагов, продолжительность которых различна для кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и валютной политики. Так, для бюджетно-налоговой политики характерны продолжительные внутренние лаги (период времени с момента экономического потрясения до момента принятия ответных мер экономической политики), в связи с тем, что меры фискальной политики подлежат длительному обсуждению в парламенте. В то же время экономические агенты достаточно быстро реагируют на уже принятые меры в отношении государственных расходов и налогов.

       Для кредитно-денежной и валютной политики, напротив, характерны продолжительные  внешние лаги (период времени между  моментом принятия ответных мер экономической  политики и моментом появления их результатов). Ответная реакция инвесторов на изменение ставки процента может быть не только замедленной, но и не всегда предсказуемой. Скорость изменений в поведении потребителей и производителей под влиянием номинального обесценения или удорожания валюты также может быть различной в зависимости от эластичности спроса на импорт. Такое "запаздывание" результатов мер экономической политики может привести к неустойчивым колебаниям и непредвиденным последствиям.

       Во-вторых, успешное решение "проблемы распределения  ролей" зависит от правильного  определения местоположения точки, в которой находится экономика в конкретный момент, и относительного наклона кривых внутреннего и внешнего равновесия. В случае неверного определения местоположения исходной точки или относительного наклона кривых результаты политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым, и экономика не только не придет в точку равновесия, но и возможно отдалится от нее.

       Кроме этого, не всегда поддаются точной оценке такие поведенческие параметры  как предельная склонность к сбережению, предельная склонность к импортированию, реакция потоков капитала на изменяющуюся ставку процента, от величины которых зависит относительный наклон кривых внутреннего и внешнего равновесия.

       В-третьих, достаточно сложно спрогнозировать  и возможные изменения в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, в спросе со стороны внешнего мира на товары и услуги, производимые данной страной.

       В-четвертых, эффективность и целесообразность использования тех или иных мер  макроэкономической политики, направленных на достижение равновесия в экономической системе, зависит от таких субъективных моментов, как степень доверия к правительству, ожиданий экономических агентов относительно будущих шагов правительства, от их оценки сложившейся экономической ситуации.

       Так, если в стране поддерживается режим  фиксированного валютного курса  и осуществляется политика регулирования  процентных ставок с целью восстановления равновесия платежного баланса, ЦБ должен иметь возможность осуществлять стерилизацию резервов, с помощью которой регулируется объем денежной массы. Однако в условиях низкой степени доверия к правительству возможности использовать стерилизацию могут быть поставлены под сомнение спекулятивными атаками на национальную валюту, что приведет к истощению официальных валютных резервов и к отказу правительства следовать стратегии, направленной на поддержание фиксированного валютного курса.

       Кроме этого, в сложившейся ситуации, политика высоких процентных ставок, направленная на привлечение иностранного капитала в экономику, может оказаться неэффективной. Если возросшие процентные ставки несут в себе высокий риск для инвесторов, чувствительность притока капитала на изменение ставки процента будет низкой, а следовательно, кривая ЕВ в модели Манделла окажется довольно крутой и ее положение практически приблизится к кривой 1В, что осложнит проведение экономической политики.

       В-пятых, достижение макроэкономического равновесия в конкретной ситуации не всегда может  достоверно описываться с помощью  модели. Так, если мобильность капитала окажется чрезвычайно высокой или абсолютной, то есть если бесконечно малое отклонение внутренней процентной ставки от ее мирового уровня вызовет бесконечно большое изменение мобильности капитала (в этом случае кривая ЕВ фиксируется на уровне мировой процентной ставки и становится горизонтальной), то использование кредитно-денежной политики для достижения внешнего равновесия становится практически невозможным. Снижение внутренней процентной ставки вызовет неограниченный отток капитала и приведет к быстрой потере всех официальных валютных резервов. Повышение внутренней процентной ставки приведет к неограниченному притоку капитала, то есть переливу денежных ресурсов сверх той величины, которая определяется ЦБ.

       Наконец, необходимо еще раз подчеркнуть, что описанные в данной главе модели — это краткосрочные модели, в которых макроэкономическое равновесие достигается с помощью регулирования совокупного спроса. В долгосрочной перспективе экономика слабо реагирует на изменение уровня государственных расходов, налогов, объемов денежной массы, величины номинального валютного курса. В этом случае уровень совокупного выпуска в стране зависит от развития технологии, повышения уровня квалификации рабочей силы, роста конкурентоспособности на мировых рынках. 

     
  1. Макроэкономическое  равновесие при фиксированном валютном курсе
 

      Чтобы поддержать фиксированные обменные курсы центральный банк время  от времени должен проводить интервенции  на валютном рынке. Когда наблюдается  избыточное предложение, например, фунтов, центральный банк Англии будет покупать фунты и продавать иностранную валюту, чтобы предотвратить падение стоимости фунта. Предложение фунтов в обращении упадет и резервы иностранной валюты сократятся. Предложение денег уменьшится. И наоборот, когда центральный банк продает фунты, чтобы остановить удорожание (рост курса) валюты, предложение денег увеличится. Если, например, имеет место «излишек» платежного баланса, иностранная валюта притекает в центральный банк, который в обмен будет предлагать фунты. Поэтому предложение денег – это количество фунтов в обращении во внутренней экономики (известное как внутренний кредит) плюс резервы. Большие резервы увеличат предложение денег. Именно в этом смысле говорят, что предложение денег является величиной эндогенной. Власти не могут одновременно фиксировать и предложение денег, и обменный курс.  
Фискальная политика. На рис. 8 исходное равновесие находится на пересечении кривых IS0 и LM0 в точке А. Горизонтальная линия ВР = 0 означает внешнее равновесие. Это означает, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и иностранная ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые потоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*.

      Рост  государственных расходов, финансируемый  путем займов, сдвинет кривую АС от IS0 до IS1 , так как совокупный спрос  во внутренней экономике увеличился в результате большего бюджетного дефицита. Ставка процента растет как результат более высокого дохода, и экономика двинется в точку В. Внутренняя ставка процента поднимется до r1 . Это повлечет приток капитала, поскольку r1 больше, чем r*. Спрос на фунты повысится, поскольку иностранцы постараются купить больше английских финансовых активов. При данном фиксированном обменном курсе центральный банк должен обеспечить дополнительное количество фунтов и принимать иностранную валюту. Воздействие состоит в том, чтобы увеличить предложение английских денег и снизить ставку процента. На рис. 26.1 это показано как сдвиг кривой LM от LM0 до LM1 . Экономика будет снова в равновесии в точке С.

      Что определяет величину притока капитала и рост дохода от Y0 до Y1 ? Приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока внутренняя ставка процента будет выше, чем r*. Но приток капитала сам по себе оказывает понижающее воздействие на ставку процента, потому что они увеличивают предложение английских денег. Когда ставка процента снова равна r* , приток капитала прекращается. Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Великобритании, потому что они получают ту же самую ставку процента, которую они могли бы получать в любой другой стране мира, т.е. они не будут брать назад свой капитал, когда английская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до Y1 при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платежного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала, но так как равновесие снова находится на линии ВР = 0, платежный баланс будет снова сбалансирован. Рост дохода определяется размером фискальной экспансии. Но фискальная политика является супер-эффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.

Информация о работе Макроэкономическая политика в открытой экономике