Малый бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.23 Кб (Скачать файл)

   Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

   Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения

__________________

30 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать  свою долю на рынке.

   Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

   Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

   Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

  Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

   Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и

__________________

31 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

положительно сказывается  на себестоимости выпускаемой продукции. Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды. Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена. У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

   Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. [20]

   Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

__________________

32 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

2.3  Малый бизнес в сфере предпринимательства на примере конкретной организации.

   В качестве примера  возьмём «ИП Золотов Сергей  Владимирович». Гражданин Золотов С.В. решил создать собственное предприятие в сфере услуг в 2010 году. Делая анализ авторемонтного рынка в сельской местности, Золотов С.В. пришёл к выводу, что автосервис – это более нужное и выгодное, в данной местности, предприятие. Он составил бизнес-план (приложение 1) и обратился в центр занятости населения, где получил соответствующую поддержку. 

Цели и задачи.

   Предприятие будет оказывать авторемонтные услуги. Целью данной фирмы будет являться привлечение клиентов за счет качественного, быстрого ремонта, улучшения дизайна автомобиля с применением современных рабочих технологий, новейших химико-технологических разработок. Вышеперечисленный подход является ноу-хау для местного рынка.

Для достижения заданных целей  необходимо:

  • наличие помещения с подобающим эстетическим обликом и позволяющее рационально расположить необходимое оборудование для плавного перехода от одной рабочей процедуры к другой;
  • приобретение основного оборудования: контрольно-измерительной и рихтовочной системы (стапеля), позволяющего восстановление геометрии кузова с точностью до 1 мм; окрасочно-сушильной камеры, использование которой является основным требованием по лакокрасочной продукции; напольных подъемников, позволяющих производить демонтаж-монтаж кузова и др.;
  • приобретение материалов для трудовой деятельности: лакокрасочной продукции одного из мировых производителей, т.е. компьютерный подбор красок; хим. продуктов ведущего лидера в области кузовного ремонта - компании 3М; сопутствующей покраске продукции ведущих производителей (шлифовальные и полировальные аппараты FESTO, пульверизаторы SATA, сварочный полуавтомат KEMPPI);
  • наличие высококвалифицированных специалистов;
  • высокая культура обслуживания клиентов.

   Основные тенденции развития и требования к автомастерским:

  • повышение квалификации специалистов;
  • увеличение инвестиций на оснащение и приборы;
  • расширение готовности к обслуживанию;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • применение новых технологий и химико-технологических разработок.

   Все выше перечисленное приводит:

  • к снижению продолжительности пребывания автомобиля в мастерской для ремонта;
  • сокращению расходов производственных средств;
  • сокращению потребности в материалах и запасных частях;
  • увеличению стоимости труда и заработной платы.

   Интересы, стремления и желания автомобилестроителей и авто владельцев во всех намечающихся тенденциях совпадают. Необходимо, чтобы и авторемонтный бизнес активно развивался в полном соответствии с общими тенденциями.

 

 

 

 

Проблемы создания.

Для успешного развития бизнеса  необходимо решить ряд проблем:

1.Приобретение помещения.

   Помещение под мастерскую должно соответствовать эстетическим нормам и находиться возле трассы. Внешний вид имеет немаловажное значение для выбора автовладельцем места обслуживания автомобиля. Самое главное внутри помещения - это удобное, рациональное размещение оборудования. В помещении должны находится: стол заказов, мойка,подсобное помещение, подготовительный участок, окрасочно-сушильная камера, подъемники, контрольно-измерительная и рихтовочная система.

2.Закупка необходимого оборудования.

   Нижеперечисленно основное оснащение мастерской для одной бригады. Включены все позиции, необходимые для технически грамотного ремонта.

   Основная часть оборудования с 80% коэффициентом полезного действия:

  • Контрольно-измерительная и рихтовочная система предназначена для восстановления геометрии кузова после аварии.                 
  • Гидроцилиндр, закрепленный на консоли, натягивает цепь, закрепленную между поврежденным участком и концом консоли, и таким образом возвращает поврежденному участку исходную форму.                    
  • Окрасочно-сушильная камера служит для получения высококлассных результатов после покраски путем нагнетания горячего воздуха и двойной фильтрации поступающего внутрь воздуха. Она будет соответствовать лучшим мировым стандартам, что позволит до минимума сократить время сушки и повысить качество покраски.
  • Предполагается установка двух подъемников: один для монтажа-демонтажа аварийных деталей, второй для текущих слесарных работ.                      
  • Компьютеры - 2 шт. для стола заказов, для авторемонтных работ.

3. Профессиональная пригодность.

   Для того, чтобы добиться хороших результатов в любом бизнесе необходимо, прежде всего, профессиональное знание своего дела. Специфическая особенность кузовного ремонта заключается в том, что сделанная работа всегда на виду и если она сделана плохо, то авто владельцу не составляет никакой трудности увидеть погрешности. В этом случае "мастеру" приходится переделывать работу уже за свой счет. Поэтому главное требование к мастеру по кузовному ремонту автомобиля это профессионализм, постоянная работа над собой, изучение новых методов обработки кузова.

Перспективы развития.

   С ростом прибыли, Золотов С.В. планирует значительное расширение предприятия:

  • Привлечение новых «рабочих рук».

Для создания дополнительных рабочих мест работодатель может написать дополнение к бизнес-плану (приложение 2), с целью получения безвозмездной субсидии, которая пойдёт на закупку необходимого оборудования. 

  • Дополнительное обучение персонала;

Предприятие будет оплачивать обучение работников с целью получения  высококвалифицированных специалистов.

  • Закупка инновационного оборудования;

В соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства в России предприниматель имеет право  на получение субсидий и грантов  для расширения производства.

 

Заключение.

   На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В работе получены следующие  результаты:

- Малый бизнес – это  экономика государства, мелкие  предприятия играют заметную  роль в занятости, производстве  отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

- Сектор МП способен  создавать новые рабочие места,  а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. - Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса  на Западе идет более быстрыми  темпами, поскольку национальные  власти придают большое значение  предприятиям малого бизнеса  и оказывают им поддержку на  федеральном уровне. Малый бизнес  в развитых странах в настоящее  время представляет собой средний  класс, который служит базой  для стабильного развития экономики.  Даже бывшие развивающиеся страны  именно с развитием малого, среднего  бизнеса совершили большой экономический  рывок.

   Цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

Список использованной литературы:

1. Абрютина М.С. Экономика предприятия. - М.: Дело и сервис, 2004., c.27

2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 320 с., c.5

3. Оренбургская область: поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Оренбургские новости. - 2009. - № 10, С.149

4. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - СПб.: Бизнесс-пресса, 1999. - 608 с., c.17

5. Горфенкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007  -571c, 54с.

6. FORBAS.RU Информационно деловой ресурс[интернет ресурс] http://forbas.ru/?p=545

7. Савченко В.Е., «Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства». Российский экономический журнал, №2/2000, с. 11

8. ECONBOOK [интернет ресурс] http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/2.html

9. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с. с 205

10. Ивашенцева Т.А., Гуслова Н.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2005. - 108 с., c.90

11. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. - 2009. - N 2. - с.7-9, С.23

12. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.,с 203

13. Предпринимательство. Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 667 с., c.205

14. USPEH4U [интернет ресурс] http://www.uspeh4u.com/view_economic.php?id=4

Информация о работе Малый бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике