Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 МАЛЫЙ БИЗНЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….
1.1Сущность, понятия, функции малого бизнеса в экономике государства…
1.2Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………
1.3Перспективы развития малого бизнеса
2АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………
2.1Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России………………………………………………….
2.2Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса………………………………………….
2.3Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - малый бизнесс в России.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических целей, которые  должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства SBA. При  этом устанавливаются ответственные  исполнители и соисполнители  по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач  возможно только при обеспечении  тесного взаимодействия различных  структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В  ходе реализации стратегического плана  развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о  результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых  корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей. Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г. Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения, поставленных стратегических целей.

Стратегическая цель № 1. "Расширение количества малых предприятий  в депрессивных районах страны и  на слаборазвитых рынках". В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых  предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через  сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаря предоставленным им кредитным  гарантиям агентства SBA, осуществляют непосредственное финансирование малых  предприятий. Однако в рамках национальной программы помощи пострадавшим при  стихийных бедствиях, агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам. Роль агентства SBA заключается  в разработке национальных программ по предоставлению государственных  гарантий уполномоченным организациям, осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансирование инвестиционных проектов. Наличие государственных  гарантий у этих организаций, позволяет  минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая им доступ к финансовым ресурсам. Наряду с  этим, агентство SBA также обеспечивает поручительство по облигационным займам малых предприятий. Важное место  в деятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой и  консультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла предприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и  в организации бизнеса «с нуля», сопровождаемая постоянными консультациями по совершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшего развития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаются комплексные консультации о последовательности операций и  порядке выхода из бизнеса при  его переуступке, продаже или  ликвидации. Наряду этим, агентство SBA также осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов на выполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд. Для достижения этой цели агентству SBA необходимо обеспечить выполнение трёх следующих долговременных задач:

1. Усовершенствовать механизм  доступа малых предприятий к  комплексу программ и услуг,  реализуемых агентством SBA для ускорения  процессов формирования новых  предприятий, что будет способствовать  повышению их деловой активности  и увеличению количества рабочих мест.

2. Осуществить поддержку  предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных  районах с низким уровнем доходов  населения и с высоким уровнем  безработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнеса в военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил.

3. Создать эффективную  систему управления финансовыми  ресурсами и деятельностью на  рынке ценных бумаг, основанную  на полной отчетности расходования  бюджетных средств, сопровождаемой  постоянным контролем достигнутых  результатов. 

Стратегическая цель 2. "Оказание своевременной финансовой поддержки  домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и предприятиям, пострадавшим от стихийных бедствий".

Для поддержки пострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентством SBA реализуется  специальная программа кредитования предприятий, некоммерческих организаций  и частных лиц, предусматривающая  предоставление льготных кредитов на продолжительные сроки по низким ставкам.

Причём, в рамках этой программы  агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим на основании  представленных ими заявок. Эта программа  является важнейшим источником экономической  поддержки районов, пострадавших от стихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновить деловую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путём решения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджета страны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабов причинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. и от урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд. Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийных бедствий:

- Кредиты на восстановление  или замену застрахованного или  незастрахованного движимого и  недвижимого имущества, принадлежащего  домовладельцам, арендаторам, предприятиям  любого размера и некоммерческим  организациям;

- Кредиты малым предприятиям  на приобретение оборотных средств,  необходимых для преодоления  экономических последствий стихийных  бедствий на период, достаточный  для полного восстановления деловой  активности.

 Стратегическая цель 3. "Улучшение деловой среды  для деятельности малых предприятий". Несмотря на огромную роль  малого бизнеса в обеспечении  устойчивого социально-экономического  развития страны, он несёт значительные  потери из-за чрезмерного государственного  регулирования предпринимательской  деятельности и больших объёмов  бюрократических процедур, связанных  с подготовкой отчетности и  выполнением различных предписаний.  Проведённые исследования показали, что для соблюдения всех государственных  предписаний, малые предприятия  с числом занятых менее 20 человек,  ежегодно несут трудозатраты  в расчете на 1 человека на 45% больше, чем крупные компании.

В этой связи, агентство SBA, представляя  интересы малого бизнеса в органах  власти, стремится к усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малым предприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многим предприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработку инновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBA намерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи:

1. Обеспечить представление  интересов малого бизнеса во  всех органах государственной  власти, одновременно принимая меры  для уменьшения негативного влияния  от чрезмерного государственного  регулирования предпринимательской деятельности;

2. Ускорить создание благоприятной  и дружественной среды для  развития малого бизнеса в  стране.

 Стратегическая цель 4. "Обеспечение высокого уровня  организационного управления в  структурных подразделениях агентства  SBA". Повышение эффективности поддержки  малого предпринимательства напрямую  связано с совершенствованием  системы управления во всех  структурных подразделениях агентства.  В значительной мере это зависит  от уровня квалификации штатных  сотрудников агентства и их  мотивации к труду. В условиях  ужесточения конкуренции на внутренних  и международных рынках, все большее  значение приобретает своевременность и адекватность принимаемых мер поддержки малого предпринимательства, отвечающая динамичным изменениям в социально-экономической жизни страны. Это диктует высокие требования к обеспечению надёжного информационного, технологического и финансового обеспечения взаимодействия всех структурных подразделений агентства при реализации всего комплекса программ поддержки предпринимательства. Для этого необходимо сосредоточить основное внимание на следующих долговременных задачах:

1. Совершенствование политики  подбора персонала и всемерное  содействие повышению квалификации  специалистов и руководящих работников  для обеспечения эффективной  и качественной реализации программ  поддержки малого предпринимательства.

2. Обеспечение безопасности  информационной среды для осуществления  оперативной деятельности всей  инфраструктуры агентства SBA.

3. Применение прогрессивных  методов финансирования и управления, гарантирующих действенную и  эффективную реализацию программ  поддержки предпринимательства.  Таким образом, несмотря на  экономический кризис, Правительство  США, оказывая целевую финансовую  поддержку деятельности агентства  SBA, намерено обеспечить выполнение  плана стратегического развития  малого предпринимательства до 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему  должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей  стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко  оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей  роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия  от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые  льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость  дифференцированного налогового подхода  к предприятиям разного профиля  деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для  наиболее важных, приоритетных отраслей.

 В процессе рассмотрения  развития малого бизнеса, было  выяснено следующее. Малый бизнес  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую  специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В работе получены следующие  результаты:

- Малый бизнес - это экономика  государства, мелкие предприятия  играют заметную роль в занятости,  производстве отдельных товаров,  исследовательских и научно-производственных  разработках.

- Сектор МП способен  создавать новые рабочие места,  а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. - Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие малого бизнеса  на Западе идет более быстрыми  темпами, поскольку национальные  власти придают большое значение  предприятиям малого бизнеса  и оказывают им поддержку на  федеральном уровне. Малый бизнес  в развитых странах в настоящее  время представляет собой средний  класс, который служит базой  для стабильного развития экономики.  Даже бывшие развивающиеся страны  именно с развитием малого, среднего  бизнеса совершили большой экономический  рывок.

На основании этого можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Динамика развития малого  предпринимательства в регионах  России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. - М., 2009. с. 23-30

2. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов / Дайджест-финансы. - 2005 - №2. - с. 2-11.

3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия / Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

4. Егишянц С. Россия не готова к кризису / Финансист, 2008. -№ 34 (269). - с.18-24.

5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса / Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49

6. Иванова М. Ситуация  в российской экономике: оценки  и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

7. Информационно-аналитический  обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние  финансового кризиса на малый  и средний бизнес / Департамент  аналитики и мониторингов группы  компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)

8. Карпов С.А. Последствия  мирового кризиса для российского  малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации / Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.

Информация о работе Малый бизнес в России