Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.

Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.

- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.

Содержание

Введение

1 Малый бизнес в современной рыночной экономике

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

1.3 Перспективы развития малого бизнеса

2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом

2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России

2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса

2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 178.18 Кб (Скачать файл)

 

Роль малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

 

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня  государственная политика в отношении  малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство  вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

 

Рациональное соотношение  между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. [15, с 205]

 

1.3 Перспективы развития  малого бизнеса

 

Многие предприниматели  считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени  на всех сферах экономики, у людей  снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство  Российской Федерации объявило о  том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых  законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку  сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых  условиях, и какими видят перспективы  малого бизнеса? Согласно высказываниям  экспертов, представители малого предпринимательства  оценивают сложившуюся в экономике  ситуацию пессимистично, но большинство  всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. [16, с 22-27]

 

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у  других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие  в этой программе, а общий объём  заявок составил более 12 млрд. руб. Банки  будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели  будут платить за пользование  кредитными ресурсами несколько  больше (предполагается, что 13-14%). В  июле также вступил в силу новый  Федеральный Закон, отменяющий использование  контрольно-кассовых аппаратов для  представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В  этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные  акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти  действия со стороны государства  показывают, что Программа поддержки  малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать  максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

 

 Становление, функционирование  и развитие малого бизнеса,  его структура и динамика в  решающей степени зависят от  целого ряда политических и  социально-экономических условий  данной страны.

 

Из опыта стран с  развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса  общее состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных  разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы  услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся  приоритеты.

 

Производственные возможности  малого бизнеса, конкретные направления  его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность  успешной деятельности и получения  прибыли.

 

Перечислим важнейшие  факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

 

-           политическая обстановка в обществе;

 

-           состояние экономики страны;

 

-           политика государства в области  экономики;

 

-           меры поддержки малого бизнеса;

 

-           правовое обеспечение малого  бизнеса;

 

-           налоговая политика;

 

-           финансово-кредитная политика;

 

-           уровень жизни населения;

 

-           цивилизованность предпринимательства.

 

Малый бизнес может стать  той важной основой, с помощью  которой буден осуществлен поворот  к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской  хозяйственной среды. Однако для  того, чтобы малый бизнес смог выполнить  все задачи, для решения которых  он предназначен, для того, чтобы  он мог в полном объеме реализовать  заложенный в нем потенциал и  использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны  государства.

 

 Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких  направлениях, направленных на решение  основных проблем малого бизнеса.  Первое направление включает  подготовку законодательных и  нормативных правовых актов, устанавливающих  предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования  предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

 

Второе направление включает формирование региональных центров  поддержки предпринимательства  на базе существующих структур для  обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и  иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

 

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств  государственной поддержки, привлечения  инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых  предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация  в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

 

Если индивидуальные предприятия  в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского  кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для  положительного решения чаще всего  требуется успешное ведение бизнеса  не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный  капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить  эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения  кредита высока [3, с 21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для  начинающих стоит порой непреодолимая  проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки  малого бизнеса должно проходить  в обеспечении предприимчивых людей  финансированием в начальный  период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

 

В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются  также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

 

 Кредитование малого  бизнеса предполагает определенный  риск и высокие издержки, банки  закладывают все это в процентную  ставку. С другой стороны, рост  конкуренции неизбежно ведет  к снижению процента.

 

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные  фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного  рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

 

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие  существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим  гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

 

Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

 

Созданию такой атмосферы  в малой форме и возможности  эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для  многих малых предприятий.

 

Важным преимуществом  малого бизнеса, обеспечивающим его  эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в  случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

 

Существенным преимуществом  малой фирмы является высокая  скорость прохождения информации. Это  обусловлено меньшим объемом  информации на малых предприятиях и  непосредственным общением руководителя и подчиненных.

 

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при  сравнительно низких управленческих расходах.

 

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных  вложений в основные средства. Это  преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается  на себестоимости выпускаемой продукции.

 

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом  быть разоренным, т.е. велика степень  риска. Многое зависит не столько  от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

 

Малому бизнесу практически  нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

 

У предприятия нет возможности  покупать сырье со значительными  оптовыми скидками, так как закупки  ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и  дилерскую сеть. По этой же причине  малые предприятия не способны проводить  научные исследования и перспективы  начинания.

 

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое  предприятие уязвимым с точки  зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение  малые бизнес, делают его неспособным  на равных конкурировать с крупным  производством.

 

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей  малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

 

 

2. Анализ проблем и перспектив  развития малого бизнеса в  современной России и Зарубежом

 

2.1 Основные тенденции,  проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  России

 

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  и перехода отечественной экономики  в рыночные условия малые предприниматели  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес в экономике России: его роль и перспективы развития