Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:10, курсовая работа
Малое предприятие - это основное звено рынка, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент конкурентного механизма. В сфере малого предпринимательства сосредоточены квалифицированные кадры и решаются вопросы наиболее рационального использования ресурсов. Более того, малые предприятия создают основную часть рабочих мест, обеспечивая население работой. В свою очередь налоги, выплачиваемые ими, составляют наряду с подоходными, большую часть государственного и региональных бюджетов, а также участвуют в реализации многих социальных программ.
Введение……………………….……………………………………………………..3
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
Понятие и формы организации малого бизнеса…………………….....5
Функции малого бизнеса, его роль в экономике……………………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………13
2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………...16
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса…………………………………………….16
2.2 Роль государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика развития малых предприятий в России………………………………..22
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России………….................34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
Направление 080100.62 «Экономика»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор: |
_________________В.В. Седов |
Курсовую работу выполнила: студентка группы Э-201 |
_________________Е.К. |
Дата защиты_____________________ | |
Оценка __________________________ |
Челябинск 2013
Введение……………………….………………………………
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
2
Проблемы и перспективы
2.1 Проблемы развития малого
бизнеса в России. Существование
малого бизнеса в условиях
мирового кризиса……………………………………
2.2 Роль государства в развитии
малого бизнеса. Государственная
политика развития малых
2.3 Перспективы развития малого
бизнеса в России…………..........
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Сектор малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий функционирующих преимущественно на местных рынках, и непосредственно связан с массовым потребителем товаров и услуг. Мобильность предприятий малого бизнеса, их технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяет чутко и своевременно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малое предприятие - это основное звено рынка, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент конкурентного механизма. В сфере малого предпринимательства сосредоточены квалифицированные кадры и решаются вопросы наиболее рационального использования ресурсов. Более того, малые предприятия создают основную часть рабочих мест, обеспечивая население работой. В свою очередь налоги, выплачиваемые ими, составляют наряду с подоходными, большую часть государственного и региональных бюджетов, а также участвуют в реализации многих социальных программ.
Актуальность изучения проблем малого бизнеса объясняется тем, что именно малым предприятиям, пожалуй, менее всего оказывается государственная и иная поддержка. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который в дальнейшем может привести к усугублению кризиса российской экономики в целом.
Без поддержки государства малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупным предприятиям, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Во множестве аспектов широкий потенциал предприятий малого бизнеса остается нереализованным. Существует множество экономических и административных барьеров для появления новых предприятий на рынке и дальнейшего развития их деятельности. Из-за несовершенства российского законодательства многие предприятия вынуждены «уходить в тень».
Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства перспективного субъекта экономических отношений, наиболее мобильного участника процесса изменения конъюнктуры рынка, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает относительно высокую производительность и рентабельность. Собственник малого предприятия, испытывает значительные трудности в развитии бизнеса, не имея преимуществ в кредитно-финансовом и налоговом отношении и действует в необычайно сложных условиях для существования и развития. Предпринимательская деятельность в сфере производства становится невыгодной для большинства малых предприятий, следовательно, они стремятся утвердиться в торговле и посредничестве, хотя переход капитала из сферы обращения в сферу производства на данный момент наиболее актуален для российской экономики.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование функционирования малого бизнеса в условиях рыночной экономики России, исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства.
Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные
1 Малый бизнес, понятие и сущность
Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.[18]
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. [8]
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. [17]
Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.[1]
24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ . Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%. При этом численность работников предприятия не должна превышать:
1. Для промышленности, в строительстве, на транспорте- 100 человек;
2. В сельском хозяйстве, в научно-технической сфере- 60 человек;
3. В оптовой торговле- 50 человек;
4. В розничной торговле, бытовом обслуживании населения-30 человек;
5. В остальных отраслях и видах деятельности-50 человек.[18]
В России существует множество организационно-правовых форм организации малого бизнеса. Каждый предприниматель в праве самостоятельно решать, какая из данных форм наиболее приемлема и рентабельна. Выбор организационно-правовой формы может зависеть как от целей организации бизнеса, так и от условий внешней среды.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.
Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывают все его участники. В нем указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. В учредительном договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Каждый участник уплачивает налоги с суммы своей доли прибыли и имеющегося у него дохода. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.
Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий малого бизнеса — хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество.
На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Широко распространена такая форма малого бизнеса, как акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами.
Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала общества, о правах акционеров, о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений и др.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике