Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.
Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
5
1.1 Основные понятия категории МСБ
5
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
9
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
12
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
14
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России
14
2.2 Проблемы становления МСБ с России
18
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
22
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МСБ в РФ.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ

 

Общей чертой развития МСБ в зарубежных странах можно, пожалуй, назвать значимость сектора МСБ в экономике государства. Она ежегодно возрастает благодаря, в основном, оптимальным условиям ведения МСБ и серьезной поддержкой, оказываемой предприятиям правительством на федеральном уровне, а также грамотно построенной системе налогообложения и налоговой отчетности. При этом, в развитых странах, уровень экономической и законодательной грамотности самих предпринимателей, как правило, очень высок. По собственному опыту могу сказать, что, насколько бы сильным не было желание получить прибыль всеми возможными способами, гораздо большее внимание уделяется соблюдению действующего законодательства и договорных обязательств, а также скрупулезному подсчету своих ресурсов и возможностей для дальнейшей оптимизации деятельности своего предприятия, независимо от его размеров и отраслевой направленности.

Форм и видов государственной поддержки в мире – великое множество. Во многих ведущих зарубежных странах малому бизнесу оказывается очень серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию малого бизнеса США, Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) и т.д.

Для автора эталонным является американский опыт поддержки МСБ. МСБ  играет первостепенную роль в экономике  США и пользуется активной государственной поддержкой. В США для названия данного сегмента экономики применяется термин small business «малый бизнес, малое предпринимательство».

В  целях государственного содействия  развитию  малого  предпринимательства в США в 1953 году был принят Закон о малом бизнесе (Small Business Act) и создано специализированное федеральное ведомство - Администрация по делам малого бизнеса (Small Business Administration – далее SBA), подчиняющаяся непосредственно Президенту страны. Первостепенной задачей SBA является обеспечение доступности финансирования для МСБ путем предоставления собственных кредитов, и гарантий по кредитам частных коммерческих банков МСП.

Среди  программ,  реализуемых  SBA,  гарантийные программы    играют  основную  роль. Их  доля  в портфеле организации составляет 95% (здесь и далее [10]) . В 2011 - 2012гг. SBA позволила получить МСБ  более  30  млрд.  долл.  США  (ежегодно) в виде заемных  ресурсов. В основном благодаря принятому в сентябре 2010 г. новому Закону о  поддержке  малого  предпринимательства (Small Business Jobs Act of 2010), который разрешил  выделение  дополнительной суммы в 505 млн. долл. США на покрытия по гарантиям, SBA. Кредиты под гарантию SBA предоставляются МСП американскими  коммерческими  банками, участвующими  в  программе. Если сумма займа не более 150  тыс.  долл., гарантия предоставляется на 85% займа, если более, то на 75%. Если капитал оборотный – срок займа до 10 лет, если основной – до 25 лет.

Второй  по  значимости  программой SBA является программа предоставления МСБ поручительских гарантий, необходимых для участия в государственных тендерах (surety  bond). Системой государственных закупок США предусматривается,  что  не  менее  23% государственного  заказа  должно  быть распределено  между  МСП. На  реализацию целей  этой  программы  SBA в 2012 г. направила 9,5 млрд. долл. США.

  Программа  504, также играющая существенную роль, предоставляет  гарантий по долгосрочным кредитам  на  цели развития муниципалитетов, а именно, финансирует приобретение  капитальных  активов (земли,  зданий,  машин,  оборудования), реконструкцию и  модернизацию  коммунальных сооружений. Инвестиционный  кредит, предоставляемый по программе 504, покрывает до 40% стоимости проекта, а долговые обязательства по нему, ели они не превышают 1 млн. долл. США, гарантируются SBA полностью. Объем средств, предоставляемый по данной программе, в 2012 г. составил  6,7 млрд. долл. США.

Прямое  финансирование МСБ осуществляется  SBA  по  линии программ микрокредитования и содействия малому  бизнесу  в  случае  чрезвычайных обстоятельств.  Микрокредитование происходит через структуры посредники. Размер ссуды, выделяемой структуре, не более 750 тыс. долл. США. При этом организация-посредник обязана оказывать МСП консалтинговую помощь.

Приблизительно 70% американских экспортеров это – предприятия с численностью занятых не более 20  человек. Программа гарантирования кредитов 7а (для МСП экспортеров):

    • программа экспресс-займов, (500 тыс. долл. США за 36 часов);
    • программа  гарантий  по  кредитам  на оборотный    капитал  экспортеров, (90% стоимости);
    • программа займов  на международную  торговлю, гарантийное покрытие со стороны SBA до 90% стоимости коммерческих кредитов;
    • программа  совместных  гарантий SBA  и  Эксимбанка  США, призванная финансировать оборотный капитал МСП – экспортеров.

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе (Small Business InnovationAct of 1982) ввел требование, в соответствии с которым все федеральные ведомства обязаны выделять  определенные средства на  проведение  исследовательских  работ. Чтобы  МСП получить  доступ к   участию  в  Программе, оно  должно  соответствовать  нескольким критериям:   компания  должна  принадлежать и  самостоятельно  управляться американцами; деятельность  компаний  должна приносить прибыль; исследовательская  группа  должна входить в состав компании; численность сотрудников компании не должна превышать 500 человек. Выбор  приоритетных  направлений  и участников  Программы  для  выделения  им средств происходит  на  основании  оценки их потенциала, квалификации участника и его заслуг в инновационной и технической деятельности и.т.д.

Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов МСБ. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования МСБ. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

Для посетителей веб-сайта SBA приятным подспорьем становится сам рабочий интерфейс. Для новичка, имеющего на руках только учредительные документы, или, хотя бы, лицензию (зависит от вида деятельности), не составит труда идентифицировать свое предприятия по коду экономической деятельности. Информацию по видам отчетности в данной случае найти очень просто. В связи со спецификой налогового и бухгалтерского учета в США сама процедура отчетности не представляет такой сложности, как в России. Она, прежде всего,  ориентирована на простоту ее понимания. Более того, все запросы обрабатываются очень быстро. В онлайн режиме – практически мгновенно. Исходя из того, какой большой процент составляют предприятия МСБ в США,  и какой процент прибыли и налогов они приносят в казну государства, такая забота о малых предприятиях дает свои плоды. Не смотря на кризис 2009-2011 гг., ряд стихийных бедствий, количество малых предприятий в США неуклонно растет.

Надо отдельно отметить действие налоговых служб, Антикоррупционного и Антимонопольного комитетов США. О такой интенсивности работы данных комитетов в России можно только мечтать.

Но и не нужно забывать о менталитете населения. Бизнес в России всегда имеет личностный характер. Панибратство и родственные связи у нас в чести.

Бизнес для США – стиль жизни, развивающийся с момента  их основания. В России, к сожалению, за последние 100 лет, концепция частного дела, как такового, была утеряна и массово возобновлена только в 90-е. 

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: если создать  условия, которые обеспечивают комплексную поддержку МСБ  на государственном и региональном уровнях, также возможность для его относительного беспроблемного финансирования, извлечения нормальной нормы прибыли, то инвестиции начнут вливаться в МСБ. Если при этом соблюдать законность своих действий и не следовать принципу «не пилить сук, на котором сидишь», то предпринимательские риски начнут снижаться. Разработка реально действующего антикоррупционного законодательства постепенно избавит от необходимости платить взятки, а он необходимости давать таковые может избавить только желание дающего. Не нужно бояться начинать свое дело. Российские предприниматели не всегда отказываются от господдержки, зачастую они о ней просто не знают. Введение гарантийных программ по типу SBA окажет существенную помощь МСП. При этом она не только будут содействовать становлению и развитию последних, но и развитию на этой основе эффективности экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, на основании вышесказанного, подведем итоги. Предприятия МСБ составляют большую часть секторов экономики многих государств, выступают в роли фактора, определяющего темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта (ВНП). Они – индикатор экономического и социального «здоровья государства».

История развития частного предпринимательства в рамках государства насчитывает не одну тысячу лет. Самый важный стимул развития таких предприятий – один. А именно – так называемая «либерализация экономических условий», дающая любому гражданину право на развитие предпринимательской деятельности в рамках существующего государства. Если при этом существует не слишком обременительные налоговые обязательства и помощь со стороны государства, то малые предприятия возникают в больших количествах и в кратчайшие сроки.

В процессе выявления факторов развития МСП в России, подчеркнем главное. Для их развития необходимо сочетание не только благоприятной законодательной атмосферы, но и наличие большого количества экономико-социальных и человеческих ресурсов. МСП играют важную роль в занятости и производстве отдельных товаров и услуг, исследовательских и научно-производственных разработках. Могут выступать как в роли самостоятельных экономических единиц, так и в роли связующих звеньев во внешней и внутренней экономической жизни страны.

Благодаря развитию государственной поддержки сектора МСБ, малые и средние предприятия в России постепенно выходят на уровень, который при достаточных темпах роста, позволит им постепенно занять более значимые позиции в формировании основных экономических показателей страны.

Для более успешной работы и развития предприятий МСБ в России требуется обратиться к практике государственной поддержки МСБ ведущих мировых держав. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой экономический словарь / под ред А.Н.Азрилияна. – 5-е изд. доп и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. - с. 469
  2. ЕВРОСТАТ, портал для МСБ epp.eurostat.ec.europa.eu
  3. Иваний В.П.. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США. (Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук). Москва 2012. www.iskran.ru
  4. Крылова Д.В. Малое и среднее предпринимательство в России. Высшая школа экономики. Москва 2012. www.hse.ru
  5. Кузьминич Г. Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России //Экономика, управление, финансы (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – vi, 204 с.
  6. Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. – 2005. - №9.
  7. Предпринимательский климат в России. Индекс Опоры-2012. www.opora.ru
  8. Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на федеральном и региональном уровне. www.gks.ru
  9. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2012.  – 786 с.
  10. Россия и США: Рубежи сотрудничества. Информационный бюллетень №5,2013. www.rustradeusa.org
  11. Солодкина Н.А. Социально-экономические особенности функционирования малого и среднего бизнеса в странах Европейского Союза. (Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук). Санкт-Петербург 2011.www.finec.ru
  12. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». www.consultant.ru
  13. Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru
  14. U. S. Small Business Administration. (Администрация малого бизнеса США) www.sba.gov

 

 

 

 

 

Приложение 1

Численность предприятий МСБ в 2011 году по федеральным  округам РФ (тыс.,% к итогу)

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России