Международный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:05, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью целостного представления о месте и роли международного кредита на мировом рынке ссудных капиталов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить и раскрыть сущность и принципы международного кредита;
определить основные формы кредита, применяемые в международной практике торговли;
рассмотреть основные организации группы Всемирного Банка и их деятельность;
выделить проблемы внешней кредитной задолженности.

Содержание

Введение……………………..
Глава 1 Сущностная характеристика международных отношений……………
Понятие, сущность, функции и принципы международного кредита……
Формы международного кредита……..
Существенные условия международного кредитного договора….
…….

Глава 2 Анализ международных кредитных отношений
2.1 …….
2.2 ……..
Глава 3 Кризис внешней задолженности………
3.1 Причины возникновения кризиса внешней задолженности…..
3.2 Пути решения кризиса внешней задолженности….
Заключение………
Список используемой литературы…….

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 87.74 Кб (Скачать файл)

   Внешняя задолженность постепенно трансформировалась из валютно-финансовой в многомерную  проблему, которая в той или  иной степени затрагивает интересы большинства государств, что привело  с осознанию необходимости интернационализации подхода к ее решению, к поиску новых совместных и эффективных методов регулирования задолженности.

   В этой связи особую актуальность с  научной и практической точек  зрения приобретают вопросы, связанные  с исследованием специфического характера внешней задолженности; выявлением закономерностей, превративших внешние заимствования из ускорителя социально-экономического развития в  тормозящий его фактор, в причину  дестабилизации международных валютно-кредитных  отношений; анализом основных позиций  и предложений заинтересованных государств и международных экономических  организаций. Именно такой подход открывает путь к анализу международных механизмов регулирования задолженности, проблем, связанных с повышением их эффективности, и оценке перспектив выхода из создавшейся ситуации.

   Внешняя задолженность развивающихся стран  и стран с переходной экономикой превратилась в самостоятельный  объект международной политики, затрагивающей интересы практически всех государств мирового сообщества, в том числе и интересы России. 
 

   Кризис  международной задолженности является одной из серьезных проблем в  функционировании глобальной экономической  системы. Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или  группа стран объявляют о невозможности  выплачивать свои внешние долги  или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно. Объясняется  это тем, что в роли заемщика выступает  суверенный экономический агент, нередко  правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. В этом проявляется специфика  международных экономических отношений.

     Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные  нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой  задолженности.

     Внешние заимствования увеличивают ресурсы  экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно  рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

     1) выплату основной суммы кредита; 

     2) уплату процентов по кредиту. 

     Взятые  вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и  сбережений страны должника.

     Если  страна наращивает объем внешних  заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается  за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней задолженности  страна вынуждена не только наращивать экспорт своей продукции, но и  сокращать расходы на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев внешний  долг обслуживается путем новых  заимствований за рубежом.

     Любая страна с высоким уровнем задолженности  рано или поздно сталкивается с обострением  проблемы внешнего долга. Возникновение  сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано  с состоянием «сальдо заемных  операций», или «базового трансферта». Это сальдо отражает соотношение  чистого притока (оттока) капитала и  суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому притоку капитала за вычетом амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных  операций, или базовый трансферт, можно исчислить разницей между  чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.

     Обострение  проблемы обслуживания внешнего долга  может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них  важнейшими являются:

– аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим

 –  снижается приток долгосрочного  капитала, привлекаемого на льготных  условиях, и растет привлечение  краткосрочных кредитов на рыночных  условиях, результатом чего является  рост процентной ставки 

– трудности  в регулировании платежного баланса  из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный  внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного  курса)

– страна утрачивает доверие иностранных  кредиторов, объем кредитов уменьшается

– бегство  капитала из страны в силу сложившейся  экономической и политической ситуации.

     Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока  капитала, то, для того, чтобы избежать оттока ресурсов из страны, оно отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам.

     В настоящее время страны с высоким  уровнем задолженности имеют  единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Политика стабилизации предполагает: отмену или либерализацию валютного и импортного контроля; снижение обменного курса местной валюты; проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков; открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

     Таким образом, главной причиной периодической  повторяемости международного кризиса  задолженности является наличие  сильной мотивации к отказу от платежей по долгу суверенными задолжниками. Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов – настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.

     Страна-должник  может привлекать иностранные займы  до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.

     Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.

     Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают  консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.  
 

3.2 Пути решения кризиса внешней задолженности 

   Основными действующими институтами регулирования стали МВФ и МБРР, которые в силу своей специфики заняли ведущее место как в разработке, так и в реализации согласованных механизмов по решению проблем внешней задолженности. Именно эти две организации разработали основные принципы функционирования всей системы регулирования внешней задолженности, сочетающие в себе использование государственных и рыночных форм воздействия. Центральным элементом международной стратегии регулирования внешней задолженности стало заключение кредитного соглашения между МВФ и страной-должником, подразумевавшее проведение должником политики жесткой экономии или “упорядочения” в обмен на новые кредиты. Подобное соглашение стало рассматриваться как свидетельство платежеспособности заемщика как официальными, так и частными кредиторами. Для привлечения дополнительных ресурсов были созданы “Генеральные соглашения о займах”, заключаемые МВФ со странами Большой семерки, Бельгией, Голландией, Саудовской Аравией и Швейцарией. Еще одним направлением деятельности МВФ стало его активное участие в пересмотре условий погашения задолженности перед официальными и частными кредиторами, которое способствовало улучшению некоторых условий реструктуризации долга, в частности, снижению процентной ставки и продлению сроков погашения.

   Далеко  не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.

   Помимо  международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран “Большой семерки”, ОЭСР. Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств “третьего мира”.

   Основной  организацией, занимающейся вопросами  урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов, Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия “Торонтских”, “Лондонских”, “Хьюстонских”, “Неапольских” и “Лионских” способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.

   Проблема  урегулирования официальной задолженности обсуждалась не только в рамках Парижского клуба. Ведущие мировые державы предприняли ряд шагов по разрешению этой проблемы. Среди них можно отметить инициативы Бейкера, Миттерана, Брейди. В частности, предложенная секретарем Казначейства США Н.Брейди инициатива по урегулированию задолженности развивающихся стран перед частными кредиторами нашла широкую поддержку среди финансовых структур Запада и среди самих должников. Суть предложений Н.Брейди сводилась к организации различных операций (“свопов”), способствующих снижению объемов неофициальной задолженности. Среди них: выкуп задолженности у кредиторов самими должниками за наличные средства со скидкой, обмен задолженности на долгосрочные ценные бумаги стран-должников, конвертация задолженности в акции фирм, принадлежащих стране-должнику, поставка товаров из страны-должника в счет погашения задолженности, конверсия внешнего долга в обязательства в национальной валюте.

   Вместе  с тем, этим инициативам, как  впрочем и другим механизмам регулирования задолженности, присущи определенные недостатки. Один из них заключается в недостаточном распространении механизмов конверсии задолженности среди стран-должников и стран-кредиторов. Однако, наличие выбора среди программ по урегулированию коммерческой задолженности, а также их достаточная гибкость позволяют надеяться на то, что эти механизмы не постигнет участь их предшественников, а наоборот, они послужат дальнейшему сокращению задолженности и окажутся отправной точкой для выработки новых, более совершенных концепций.

   Новая долговая стратегия, основанная на взаимодополняемости действий должников, кредиторов и международных финансовых организаций, на сбалансированной ответственности всех участников кредитных отношений за решение долговой проблемы, на применении дифференцированного подхода к регулированию задолженности развивающихся стран в зависимости от уровня их социально-экономического развития позволяет надеяться если не на разрешение долговой проблемы, то, по крайней мере, на значительное снижение остроты данного вопроса.

Информация о работе Международный кредит