Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования вопросов преодоления неплатежей предприятий в современных условиях объясняется огромными масштабами неплатежей во многих отраслях и сферах экономики и тяжелыми, негативными последствиями неплатежей для населения страны и всего общества. Современная экономика представляет собой широко разветвленную систему отношений между хозяйствующими субъектами и другими участниками формирующегося рыночного хозяйства. Развитие и воспроизводство этих отношений совершается на основе денежных платежей, являющихся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Воспроизводственный процесс предполагает сбалансированность потоков товаров и ресурсов с потоками денежных платежей.
В ходе рыночных преобразований российской экономики произошли крупномасштабные нарушения товарно-денежной сбалансированности. В результате серьезных ошибок, допущенных в процессе осуществления экономических реформ в России, сложилась крайне нерациональная, деформированная в своих основах система обмена, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика неплатежей в РФ……………………………....6
1.1. Понятие неплатежей и их источники………………………………….....6
1.2. Причины неплатежей в РФ…………………………………………….....9
Глава 2 Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской
Федерации………………………………………………………………………..16
2.1. Роль Правительства РФ в решении проблемы неплатежей…………...16
2.2. Совершенствование системы расчетов………………………………....17
2.3. Изменение монетарной и фискальной политики государства………...20
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………...25
Глава 3 Задачи практической части…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория .docx

— 80.94 Кб (Скачать файл)

Между тем искусственный "голод" на деньги, столь резко сокративший потребительский  спрос и лишивший предприятия оборотных средств, подвел экономику к такой черте, за которой явственно проглядывается опасность всеобщего экономического и бюджетно-финансового краха. Обесценение сбережений, снижение доходов основного внутреннего потребителя, искусственная нехватка оборотных средств у предприятий привели к резкому сокращению внутреннего платежеспособного спроса, то есть к сжатию внутреннего рынка, что и явилось главной причиной экономического спада. Кроме этого, на  данную экономическую ситуацию повлияло снижение конкурентоспособности отечественных производителей из-за ужесточения налогового пресса и замещения их продукции импортом.

    Непосредственно на бюджет в эти годы приходилось и приходится в настоящее время не более 10 – 15 % всех неплатежей в экономике. Но бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником практически каждого случая неплатежей. По некоторым оценкам, один рубль, вовремя невыплаченный бюджетом по своим обязательствам, сегодня порождает 6 – 7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений. Бюджет, таким образом, является в нынешних условиях виновником от 1/2 до 2/3 из всех неплатежей в стране.4

     Неоплаченный в установленные  сроки государственный заказ  (неважно, что это - подводная лодка или вагон с зерном) порождает на взаимосвязанных предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам поставщикам энергии, сырья, комплектующих изделий, неоплату транспортных расходов, кредитов. Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, - неплатежи налогов в бюджет. Затем начинается новый виток в спирали неплатежей: недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение производства, новые неплатежи в бюджет и т.д.

    Образовывается, таким образом, своего  рода порочный замкнутый круг, разорвать который на уровне  отдельных предприятий невозможно, какими бы мощными они ни  были. Прорыв реален лишь там,  где этот круг первоначально  и по преимуществу возник - в  сфере отношений бюджета со  всей остальной экономикой.

    Одной их причин неплатежей  в России, как было упомянуто  выше, является налоговая политика. Имевшая хоть какое-то временное  оправдание в 1992 г. налоговая  политика правительства с течением  времени превратилась в сильнейший тормоз экономического развития страны и мощный фактор ее бюджетно-финансовой и социальной нестабильности. Очень высокие налоговые ставки породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие падение налоговых поступлений в бюджет, а не их рост.

     Сегодня от налогов уклоняются до 70 % всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей5. При этом широко используются "взаимная амнистия" по задолженности друг другу, натуральный обмен (бартер), налоговые освобождения и выбитые путем лоббирования налоговые льготы,  искусственное сокращение масштабов производства и пр. Другая негативная сторона нынешней налоговой системы - прямой уход 40 %6 и более реальной российской экономики в теневую, то есть полностью неналоговую сферу, расчеты "черным полом", рост организованной преступности, массовое укрывательство личных доходов и имущества от налогообложения, наличие на

руках (вне банковской сферы) у населения, ни в чем не доверяющего правительству, 40 – 60 млрд. долл. в иностранной валюте, массированный отток российских капиталов за границу, превысивший уже, по самым минимальным западным оценкам, 100 млрд. долл., и т.д. Все эти факторы оказывают усиленное воздействие на современный кризис неплатежей, резко сокращая и без того ослабленные всеобщей нехваткой денег возможности нормальных расчетов между самими предприятиями и их расчетов с бюджетом.

   Третьей, довольно важной причиной  неплатежей в современной России  является монополизация ценообразования.  Для всей сферы обрабатывающей  промышленности, агропромышленного комплекса, торговли, услуг, коммунального хозяйства и пр. подлинным бедствием стал безудержный рост в последние годы внутренних цен на продукцию естественных монополий, прежде всего на электроэнергию, нефть и нефтепродукты, газ, услуги связи, транспортных тарифов. Внутренние цены на эти ресурсы, достигнув на начальной стадии реформ более или менее естественного мирового уровня и тем самым ликвидировав свое длительное искусственное отставание, в дальнейшем по ряду позиций значительно превысили мировой уровень. Сейчас продолжается их  повышение.

   Существенным фактором появления  и роста неплатежей стала также  неспособность значительной части обрабатывающей промышленности адаптироваться к новым условиям. Печальный опыт таких промышленных гигантов, как ЗИЛ, АЗЛК, Ростсельмаш и других, говорит о том, что большая доля вины за положение в экономике лежит на самих предприятиях, не сумевших существенно повысить конкурентоспособность своей продукции в условиях резкого изменения и масштабов, и структуры платежеспособного потребительского спроса. Когда исчез искусственный спрос армии и сельского хозяйства на тяжелые грузовики или спрос колхозов и совхозов на неконкурентоспособные тракторы и комбайны, продаваемые к тому же по неоправданно высоким ценам, стало очевидно, что причины нынешних трудностей со сбытом такой продукции лежат не в монетарной, а преимущественно в производственной сфере.

     В условиях платежного кризиса,  широкого применения бартера  во многом утрачивается значение  такой важной особенности рыночной  экономики, как конкуренция.

Поставленный  в трудное экономическое положение  каждый участник денежного оборота  не пользуется для покупки или  реализации рынком, где имеется возможность  выбора контрагента, во взаимоотношениях с которым он расходует или  получает деньги, а ищет контрагента, имеющего встречную равновеликую потребность  в материальных ресурсах и согласного на зачет, бартер или применение векселя.

      В результате подобных операций  продавец остается без требуемых  денежных средств для других последующих расчетов, что ограничивает его возможности приобретения нужных материальных ресурсов и других расходов (платежи бюджету, выдачу заработной платы и т.п.).

     Особое место среди факторов, влияющих на существование и  развитие платежного кризиса,  занимает проводимая в РФ в  течение ряда лет денежно-кредитная  политика, направляемая на уменьшение  массы денег в обороте. Основная  задача такой политики состояла  в том, чтобы с помощью ограничения  объема денежной массы преодолеть  инфляцию, уменьшить платежеспособный  спрос и тем самым оказать  воздействие на предотвращение  роста цен. Однако применение  мер по ограничению денежной  массы привело к широкому использованию  в обороте различных способов  безналичных расчетов, в том числе  с помощью бартера, зачетов,  векселей, на долю которых в  последние годы приходилась преобладающая  часть расчетов.

     Кроме всего, выше сказанного, привлекает внимание то, что немалая  часть неплатежей возникает в  связи с недостаточностью платежных  средств для осуществления денежного оборота. Об этом свидетельствует использование для значительной части расчетов-бартера, зачетов и других денежных суррогатов. О недостаточной обеспеченности оборота платежными средствами свидетельствует уровень коэффициента монетизации (отношение объема денежной массы к величине ВВП). Так, в 1995-1996 гг. коэффициент монетизации составлял в РФ 13%, в то же время в других странах тот же коэффициент составлял 40-70% к объему ВВП, т.е. намного больше.7

      При анализе экономической ситуации появления неплатежей можно сказать следующее: фактически, существует всего один механизм возникновения неплатежей, который используют все перечисленные выше субъекты их генерации (федеральный бюджет, местные бюджеты, предприятия, финансовые учреждения) - это выпуск денежных суррогатов под будущие доходы (более или менее реальные для "честных" участников рынка, фиктивные - для криминальных). Бюджеты разных уровней дают гарантии по банковским векселям, предприятия выпускают товарные векселя, обеспеченные произведенным, по непроданным или неоплаченным товаром, финансовые структуры выпускают векселя, обеспеченные дебиторской задолженностью и т.п. 
Если денежные суррогаты используются экономически "корректно" (точное определение дать сложно, имеется в виду направление использование, дисконт, обеспеченность бумаги), то после их погашения и участники расчетов, и экономика в целом не несут серьезных убытков (хотя при этом доля экономики, обслуживаемая рублем и, тем самым, прозрачная для налоговых служб государства, сокращается). Однако, в случае некорректного использования в денежно-кредитном секторе начинаются серьезные перебои, которые быстро переходят на всю экономику в целом.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации

 

    1. Роль Правительства РФ в решении проблемы неплатежей

      Не существует какой-либо одной  меры или даже комплекса мер,  принятие которых в реально  сложившихся условиях могло бы  ликвидировать кризис неплатежей  раз и навсегда. Без устранения глубинных причин общеэкономического характера, серьезнейшей корректировки курса реформ с целью, с одной стороны, усиления государственного вмешательства в экономику, а с другой – создания максимально благоприятных условий для развития истинного частного предпринимательства кризис неплатежей будет неизбежно возобновляться в том или ином виде, как это уже не раз происходило за годы реформ.

      Если анализировать   позицию нашего Правительства,  то можно сказать, что Правительство Российской Федерации намерено решить эту проблему путем реализации комплексной стратегии, предусматривающей проведение структурных реформ и принятие мер по укреплению финансовой дисциплины в экономике.  Оно обещает принять меры, направленные на обеспечение более жесткого контроля за своевременностью уплаты налогов и проведения расчетов, развитие конкуренции и совершенствование корпоративного управления. Предусматривается соблюдение жестких бюджетных ограничений, которые будут служить стимулом для улучшения сбора платежей в денежной форме.

      В 2001 году Правительство  выступило с инициативой принять  новую редакцию Федерального  закона "О несостоятельности (банкротстве)", устраняющей препятствия для  применения процедуры ликвидации  и предусматривающей более совершенную  защиту кредиторов, требования которых  обеспечены залогом. Законопроект  разрабатывался в соответствии  с международной практикой. Одним  из ключевых элементов данной  стратегии являлось совершенствование  управления и реструктуризация  в сфере естественных монополий,  особенно в области электроэнергетики.8

     Правительство Российской  Федерации на современном этапе  развития экономики сохраняет  запрет  на использование налоговых  зачетов. Например, в проектах  федерального бюджета с 2002 год   предусмотрены средства на обеспечение  оплаты потребления энергии предприятиями,  финансируемыми из федерального  бюджета. Таким образом Правительство Российской Федерации обеспечивает решение проблемы стратегических потребителей энергии.

      В 2001 году по  инициативе Правительства Российской  Федерации были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, позволяющие прекратить поставки тепла и электроэнергии населению в случае неуплаты.

 

    1. Совершенствование системы расчетов

     Для преодоления платежного кризиса  целесообразно проведение широкого  круга мер как в сфере производства, финансовой деятельности, бюджета,  так и в сфере организации  расчетов в интересах обеспечения  оборота необходимой массой платежных  средств.

     Вместе с тем самостоятельной  задачей являются совершенствование  организации расчетов, обеспечение  оборота достаточной массой платежных  средств.

     Трудности и недостатки, присущие  расчетам с помощью зачета, бартера,  векселя, и ограниченные возможности  их применения обусловили поиск  иных способов расчетов в условиях  платежного кризиса.

     Одной из мер в этом направлении  служит образование негосударственных,  небанковских расчетных и клиринговых  кредитных организаций. Таким  учреждениям, действующим в Москве  и в некоторых городах РФ, разрешено  открывать счета юридическим  лицам, не являющимся кредитными  организациями.9

     Между клиентами расчетных и  клиринговых учреждений производятся  зачеты, для завершения которых  могут быть предоставлены ссуды  на срок до семи дней за  счет собственного капитала расчетной  или клиринговой организации  и средств фонда, образуемого  за счет сумм, депонируемых клиентами.

     Общий объем платежей, прошедших через клиринговые организации, сравнительно невелик, но, тем не менее, подобные операции способствовали некоторому уменьшению объема неплатежей.10 Дальнейшее же расширение операций маловероятно как потому, что клиентура не всегда располагает свободными средствами для депонирования в клиринговом центре, так и потому, что при ограниченном контингенте клиентов таких центров возможности зачета невелики. Эти меры могут рассматриваться как временные, приемлемые лишь до кардинального решения проблемы устранения неплатежей.

      Возможности уменьшения неплатежей существуют и в области расчетов между предприятиями, выступающими клиентами различных банков. Дело в том, что в новых условиях в расчетах между клиентами появились дополнительные звенья в лице РКЦ (расчетно-кассовых центров), что привело к некоторому замедлению расчетов.   С 1998 года РКЦ начали удалять из сферы расчетов между организациями.

Информация о работе Меры по преодолению кризиса неплатежей в Российской Федерации