Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:
1. Рассмотреть экономические функции государства.
2. Изучить финансовую политику государства.
3. Рассмотреть кредитно-денежную политику государства.
Введение
3
Глава 1.
Экономические функции государства
5
1.1.
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
5
1.2.
Антимонопольное регулирование
7
1.3.
Макроэкономическая стабилизация
9
1.4.
Размещение ресурсов и перераспределение доходов
10
1.5.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
11
Глава 2.
Финансовая политика государства
13
2.1.
Фискальная политика
13
2.2.
Налоги и их функции
17
2.3.
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
19
2.4.
Государственный бюджет
23
Глава 3.
Кредитно-денежная политика государства
26
3.1.
Инструментарий кредитно-денежной политики
26
3.2.
Макроэкономические последствия монетарной политики
28
Глава 4.
Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ
29
4.1.
Последние тенденции и перспективы экономического развития
29
4.2.
Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала
31
4.3.
Денежно-кредитная политика и кредитование
33
4.4
Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного дефицита
35
4.5.
Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.
37
Заключение
40
Список используемой литературы
В ответ на резкий рост цен на нефть и улучшение платежного баланса Банк России вернулся к политике более активных интервенций на валютном рынке. В соответствии с заявлениями Банка России, в настоящее время управление обменным курсом осуществляется с учетом состояния платежного баланса и основных макроэкономических показателей. После того, как рубль пробил нижнюю границу установленного коридора бивалютной корзины в 34 (бивалютных единицы за рубль), Банк России начал покупку избыточной долларовой ликвидности на рынке. За февраль-апрель 2011 г. Банк России купил на рынке около 11,4 миллиардов долларов, из которых 2,7 миллиардов долларов составляют неплановые интервенции, направленные на сглаживание избыточной волатильности. По крайней мере, частично осуществлению этой политики способствовал масштабный отток капитала, сдерживавший укрепление рубля. Вместе с тем, тот факт, что Банк России не расширил коридор бивалютной корзины, возможно, свидетельствует о растущей озабоченности со стороны властей по поводу укрепления российской валюты и возможного снижения конкурентоспособности торгуемых секторов экономики.
Восстановление кредитной активности продолжается. В январе - апреле 2011 г. общая сумма кредитов, выданных частному сектору, увеличилась на 16% в номинальном выражении (5,8% в реальном выражении) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В течение первых четырех месяцев 2011 г. кредитование населения выросло на 18%, а кредитование нефинансовых организаций - на 15%, при этом ставки по кредитам предприятиям значительно снизились. В то же время, средний спрэд между ставкой рефинансирования Банка России и эффективными ставками кредитования населения изменился незначительно, сохраняясь на очень высоком уровне (1945 базисных пункта на начало 2011 г.). Таким образом, по- видимому, восприятие риска потенциальными заемщиками изменилось незначительно, в то время как банки продолжают считать кредитование населения высокорискованной деятельностью, устанавливая запретительные процентные ставки. В то время как банки расширяют свой кредитный портфель, состояние ликвидной позиции банков в Банке России существенно ухудшилось в апреле-мае 2011 г., что может затормозить процесс восстановления кредитования. По данным Банка России, ликвидность банковского сектора, размещенная в Банке России (остатки средств на депозитах и корреспондентских счетах), в апреле резко сократилась до 880 миллиардов рублей с 1384 миллиардов рублей на конец марта, что вызвало повышение ставок на денежном рынке. Это может негативно сказать на дальнейшем росте кредитования экономики, поскольку в такой ситуации ставки по кредитам, по-видимому, будут сохраняться на высоком уровне или даже повысятся, отражая повышение стоимости заимствований на межбанковском рынке, с учетом сохраняющегося ограниченного доступа к внешнему финансированию.
4.4. Бюджетная
политика — возвращение к
Результаты исполнения бюджета за первые четыре месяца 2011 г. оказались гораздо лучше, чем планировалось, благодаря более высоким нефтегазовым доходам. По предварительным оценкам Министерства финансов, в январе-апреле 2011 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 0,9% ВВП, по сравнению с дефицитом 3,2% за соответствующий период прошлого года и дефицитом 3,6%, предусмотренном Законом о бюджете на 2011 г. Профицит был обусловлен главным образом более высоким поступлением доходов, которые составили 21,3% ВВП. И если такой уровень доходов сохраниться в течение года, то он превысит предусмотренный в Законе о бюджете показатель на 3,7 процентных пунктов. Эта разница может служить приблизительной оценкой нефтегазовых сверхдоходов, которые Россия может получить в 2011 г. С учетом резкого повышения цен на нефть и газ, правительством были подготовлены поправки в Закон о бюджете, предусматривающие снижение дефицита федерального бюджета на 2,3 процентных пункта. 3 июня 2011 г. Президент РФ подписал федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". В соответствии с новыми параметрами бюджета, доходы федерального бюджета составят 19,3% ВВП (на 1,7% ВВП выше по сравнению с исходными параметрами), а дефицит снизится до 1,3%. Расходы предполагается увеличить на 364 миллиарда рублей, при этом их уровень до 20,7% ВВП с первоначально заложенных 21,2%. Снижение относительного уровня расходов подразумевает, что правительство применило более высокое значение дефлятора ВВП при пересмотре макроэкономических и бюджетных параметров.
В то время как поправками предусмотрено существенное снижение общего дефицита бюджета, сокращение ненефтяного дефицита - что гораздо важнее для устойчивости бюджета России в долгосрочной перспективе - происходит гораздо более медленными темпами. В соответствии с новыми параметрами бюджета коррекция бюджета в 2011 г. составит 2,3% ВВП (по сравнению с первоначально утвержденным Законом о бюджете). В то же время, ненефтяной дефицит снизится всего лишь на 0.6%, а его уровень будет очень высоким - выше 11% ВВП. Это свидетельствует о сохраняющейся уязвимости бюджета по отношению к возможному резкому снижению цен на нефть.
Правительство России не должно упустить возможности, которые появились сегодня в результате дополнительных нефтегазовых доходов, для улучшения долгосрочной бюджетной устойчивости, дальнейшего снижения инфляции, тем самым обеспечив стабильную базу для устойчивого и качественного экономического роста в будущем. Как уже неоднократно обсуждалось в наших предыдущих докладах, России необходимо стремиться к достижению ненефтяного дефицита на уровне 4.5% ВВП (предельный уровень определялся по правилу «постоянного дохода»), что подразумевает корректировку бюджета на 6.5% ВВП в среднесрочной перспективе. Эта корректировка является более амбициозной, чем та, которую планирует правительство, но при этом она вполне достижима и необходима для обеспечения долгосрочной устойчивости российских финансов. Такая корректировка может быть достигнута за счет мер по увеличению доходной части бюджета и сокращению расходов, включая сокращение непродуктивных расходов, повышение эффективности существующих расходов и увеличение ассигнований на современную инфраструктуру. Такая корректировка бюджета также будет способствовать устойчивому долгосрочному росту экономики. Кроме того, в сегодняшних условиях высоких дополнительных нефтегазовых доходов осуществить такую корректировку легче, чем это было еще несколько месяцев назад. Более того, такая корректировка должна быть осуществлена с введением конкретного бюджетного правила (например, правило «постоянного дохода»), с тем чтобы гарантировать отсутствие политического давления на непредвиденный и неуправляемый рост расходов.
4.5. Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.
В 2011-2012 гг. ожидается сохранение устойчивых темпов роста мировой экономики. В 2011 г. прогнозируется некоторое замедление роста мирового ВВП (рассчитанного на основе паритета покупательской способности) до 3,2% с 3,8% в 2010 г., а затем небольшое ускорение до 3,6% в 2012 г. Прогнозируется, что в странах с высоким уровнем доходов в результате землетрясения в Японии и ужесточения бюджетной политики (а также прочих факторов), экономический рост в 2011 г. снизится до 2,2% по сравнению с 2,7% в 2010 г. Однако к 2012 г. и далее предполагается стабилизация роста на уровне около 2,7%, по мере того как будут ослабевать негативные последствия снижения расходов населения, банковского сектора и государства, а также интенсифицируется восстановление разрушенных районов в Японии. По мере того как в развивающихся странах фактический выпуск будет приближаться к потенциальному, прогнозируется некоторое снижение темпов роста в этой группе стран.
В данных условиях международной конъюнктуры мы сохраняем наш прогноз по росту российского ВВП в 2011 г. на уровне 4,4%, несмотря на значительно более высокую цену на нефть, заложенную в прогнозе по сравнению с Докладом об экономике России №24. Учитывая вялый характер восстановления внутреннего спроса и кредитной активности в течение первых четырех месяцев 2001 г., представляется, что фаза пополнения товарно-материальных запасов завершится во второй половине 2011 г., и главным движущим фактором экономического роста станет частное потребление. В 2012 г., когда отрицательный разрыв выпуска будет закрыт, рост экономики, по-видимому, ограничится 4%, что в большей мере соответствует потенциальному долгосрочному темпу росту экономики в посткризисный период. В долгосрочной перспективе, для достижения устойчивого роста экономики и экспорта, а также для диверсификации экономики России крайне необходимы рост производительности, инноваций и конкуренции. При условии проведении эффективной политики по этим направлениям Россия сможет достичь еще более высоких долгосрочных темпов экономического роста и более высокого уровня жизни населения.
В целом в 2011 г., несмотря на значительную волатильность потоков капитала и благодаря высоким ценам на нефть, ожидается стабильное состояние платежного баланса. С учетом пересмотренного прогноза цен на нефть, профицит текущего счета платежного баланса составит в 2011 г. около 63 миллиардов долларов США (около 3,3% ВВП), а затем снизится до 10 миллиардов в 2012 г. Состояние счета капитала, по-видимому, улучшится, однако в 2011 г. дефицит по этому счету сохранится на уровне 17,4 миллиардов долларов в результате оттока капитала, который возможен на фоне сохраняющегося неблагоприятного инвестиционного климата и усугубления краткосрочных политических рисков, связанных с периодом выборов 2011-2012 гг. Однако в 2012 г. прогнозируется увеличение сальдо по счету капитала до 19 миллиардов долларов в результате возобновления недолгового притока, снижения объема погашений и улучшения возможностей заимствований банков и нефинансовых организаций.
С учетом обновленного прогноза цен на нефть, мы прогнозируем существенное улучшение состояния государственных финансов России и восстановление фискальных резервов 2011 и 2012 гг. Несмотря на то, что под дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие в результате пересмотренного прогноза, уже планируются дополнительные расходные обязательства в области социальной политики, модернизации инфраструктуры и армии, эти доходы предположительно будут достаточно велики, чтобы обеспечить профицит бюджета и в 2011 и в 2012 гг. Общий профицит консолидированного бюджета прогнозируется в размере 0,4% ВВП в 2011 г. и 0,6% ВВП в 2012 г., включая оценку дополнительных расходов на увеличение зарплат в бюджетной сфере (здравоохранении и образовании), объявленное в начале июня 2011 г. При этом сохраняется риск для данного прогноза, связанный с высокой волатильности цен на нефть. Но, как было указано выше, несмотря на ожидаемый профицит в 2011-2012 гг., перед российским правительством остается очень сложная задача по бюджетной консолидации и эффективному контролю за расходами в среднесрочной перспективе, с тем чтобы сократить ненефтяной дефицит до устойчивого уровня.
Заключение
В работе были рассмотрены
основные методы и инструменты государственного
регулирования экономики. Видно, что
в арсенале государства имеется
широкий набор средств и
Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.
Для сегодняшней России,
в период перехода к рынку, особенно
важно государственное
Список использованной литературы
1.Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.
2.Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство «Эльф К – пресс». – 2004. – 365 с.
3.Кейнс Дж.М. Общая
теория занятости, процента и
денег. Антология
4.Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.
5.Плотницкий М.И., Лобкович
Э.И., Муталимов М.Г. Курс
6.Розанова Н. М., Шаститко
А. Е. Теория спроса и
7.Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело. – 2006. – 416 с.
8.Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.
9.Столяров Г., Сункина В. С колес на землю // Ведомости от12.02.2009. – №25 (2295).
10.Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 714 с.
11.Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2005. – 592 с.
12.Экономическая теория: учебник под редакцией И.П.Николаевой. – 2-е издание – М.: изд-во Проспект. – 2007.
1 Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.
2 Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Теория спроса и предложения. – М.: Анкил. – 2005.
3 Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – 848 с.
4 Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело. – 2006. – 416 с.
5 Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К - пресс”. – 2004. – 365 с.
6 Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008. – 448 с.
7 Столяров Г., Сункина В. С колес на землю // Ведомости от12.02.2009. – №25 (2295).
8 Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2006. – 714 с.
9 Экономическая теория: учебник под редакцией И.П.Николаевой. – 2-е издание – М.: изд-во Проспект. – 2007.
10 Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2005. – 592 с.
Информация о работе Методы государственного влияния на процессы в экономике