Механизмы государственного регулирования инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности инфляции ее основных причин, типов антиинфляционной политики и применения данной политики в Республике Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 Инфляция: сущность и виды……………………………………………….5
1.1. Сущность инфляции и ее измерение …………………………………….5
1.2. Типы и виды инфляции и ее причины……………………………………7
1.3. Антиинфляционная политика …………………………………………..12
2 Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь ……. 21
3 Пути совершенствования антиинфляционной политики………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция (2).doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.

Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.

Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.

Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).

Кредитно-денежная политика. В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

  1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков [9.c.105].

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.

Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

Воздействие ограничительной денежно-кредитной политики. Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической системе, называют передаточным механизмом.

Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: повышение нормы процента; уменьшение уровня реального объема производства; понижение уровня цен.

Обратившись к политике дорогих денег  для ограничения инфляции, мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция à политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – à возросший спрос на национальную валюту за границей à стоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Краткосрочные резервы роста предложения.

  1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
  2. Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоки информации примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

4.  Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут  стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения [9. c.109].

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.
  2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.
  3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов. Правительство, затеявшее столь рискованное дело в мирное время, может рассчитывать на успех, если пользуется безграничным доверием граждан, готовых пожертвовать доходами ради будущего процветания.
  5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен ан товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

 

2.1 Особенности и динамика  инфляции на современном этапе  в Беларуси

 

Экономика Республики Беларусь на протяжении всего переходного периода отличалось высокими темпами роста цен. Проблема инфляции в стране существовала всегда, но масштабы ее в разные периоды были разными.

Предпосылки инфляции в Беларуси заложены в диспропорциональной структуре экономики, унаследованной от советской экономики. Это ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики являются основными инфляционными факторами.

Динамика развития инфляции в Беларуси представлен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 -  Индекс потребительских цен в Республике Беларусь за период 1990-2012 гг.

Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

 

ИПЦ

104,7

194

1071

1290

2321

809

153

164

173

394

269

 

Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

ИПЦ

161

143

128

118

108

106

102,4

101,2

104,1

109,9

208,7

121,8


Примечание – источник [10]

Как видно из таблицы 2.1, в Беларуси можно выделить следующие периоды характеризующиеся различиями в темпах роста цен, и причинах инфляции.

1) 1991-1994 гг. - гиперинфляция с выраженным  инфляционным скачком цен), причина  распад СССР, спад производства, острый дефицит товаров, обесценивание национальной валюты, дефицит госбюджета;

2) 1995-1996 гг. - период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией  снижения ее темпов (приостановление  обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП;

3)1997- 1999 гг. - новый виток раскручивания  инфляции и ее всплеск в 1999 г., причины: рост государственных  расходов, неоднократная эмиссия  денег, экономический кризис в  России;

4) 2000-2001 гг. - период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке [7. c.53-59]; 

5) 2002 – 2008 гг. Следующий этап развития экономики Беларуси можно назвать как межкризисный. В данный период происходит снижение роста цен, что связано в целом с поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики. Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США.

6) 2009 -2012 гг. характеризуется усилением инфляции, что было обусловлено снижением деловой и инвестиционной активности, замедлением темпов роста экономики страны, ухудшением текущего счета платежного баланса.

Информация о работе Механизмы государственного регулирования инфляции