Механизм и основные направления социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Методы исследования: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, графический метод, сравнительный метод, табличный метод.
Исследования и разработки: раскрыта сущность социальной защиты населения, определены основные методы и главные функции социальной защиты, охарактеризованы основные направления формирования эффективной системы социальной защиты населения, изучены механизмы социальной защиты населения, предложены меры по совершенствованию социальной защиты различных слоев населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ - соц. защита.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

- принцип сочетания государственной  и негосударственной общественной  благотворительной деятельности, опирающейся  на общие ценности человеческой  солидарности, доброты и взаимопомощи;

- принцип маятниковости,  при котором возможна и необходима  смена приоритетов социальной  политики, ее гибкая реакция на  быстрые смены ситуаций в переходный  период в условиях общей недостаточности  финансовых средств.

Весьма непростые усилия по разработке и реализации, строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа – социальной устойчивостью общества.[2, с. 226-229]

Социальная защита населения —  основная часть социальной политики любого государства — представляет собой систему законодательных экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения.       Государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.

В мировой практике выделяют два  типа социальной защиты — активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей — в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные — полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Практика социальной защиты населения  выработала ряд принципов ее организации. Остановимся на следующих основных принципах:

1. Адресность мероприятий, предусматривающая  предоставление социальной помощи  конкретным гражданам с учетом  их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь — это нуждаемость, т. е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход при  определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.

4. Динамичность оказания социальной  защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Ориентация на активный и  опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.

6. Доступность и бесплатность  информации о порядке и условиях  предоставления всех видов социальной  помощи, предполагающие, прежде всего, широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.

7. Всеобщность социальной защиты  населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.

8. Социальное партнерство и солидарность  всех слоев населения в решении  задачи социальной защиты.

9. Широкое участие благотворительных  и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

10.  Взаимодействие органов местного  самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения». В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

- субъекты социальной защиты  — граждане и члены их семей,  на которых непосредственно распространяется  социальная защита населения;  а также лица, оказывающие социальные  услуги (социальные работники);

- формы и виды социальной  защиты граждан;

- механизмы социальной защиты  населения;

- органы социальной защиты населения.

Кроме того, система предполагает целый комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты: идеологических, экономических, правовых, эстетических, педагогических и др.[11,с. 283-348]

Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально  уязвимым слоям населения. Функция  социальной защиты заключается в  оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления социальной защиты

 

2.1 Основные направления  социальной защиты в Республике  Беларусь

 

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших  слоев населения; гарантия права  на труд; регулирование занятости  населения.

Непосредственная цель производства в условиях рынка - получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. Структура социальной защиты в рыночной экономике представлена на рисунке 2.1

 

 

Рисунок 2.1 - Структура и формы социальной защиты населения

 

Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане  обеспечения социальной защиты населения в переходной экономике делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение тем профессиям, которые пользуются спросом.

Рыночное распределение обуславливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца, и т. д. Для них установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

В условиях перехода к рынку в  социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т. д.

В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы  помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Однако возможности индексации доходов ограничиваются опасениями наводнения рынка денежной массой, ведущей, как следствие, к новому росту цен и возникновению инфляционной спирали.

Развитие рынка предъявляет  особые требования к образованию  и физическому состоянию людей, что обусловливает развитие системы  образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи  с ростом денежных доходов некоторой  части населения наряду с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются и их платные формы. Намечается выделение средств на обеспечение населения и лечебных учреждений медикаментами и медицинской техникой, а также переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях.

Рынок обусловливает потребность  в получении экономического и  юридического образования людьми, уже  имеющими высшее гуманитарное и техническое образование. Появляется потребность в подготовке кадров с новыми стереотипами мышления, знанием иностранных языков, компьютерной техники. Здесь хотелось бы отметить, что средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели, — помощь детям и престарелым, инвалидам, многодетным семьям.

Каждая страна формирует собственную  систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями.[12, с. 404-406]

Тем не менее, в процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и (или) долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальная защита населения выступает в качестве целенаправленной деятельности государства и общества по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки, а также по созданию условий для их самовыражения и самореализации.

Таким образом, социальная защита населения  может рассматриваться как:

- средство формирования и развития  личности, обеспечение ее конституционных  прав;

- государственная и общественная  поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т. е. поддержка, имеющая целевой характер.

Объект социальной защиты — все  группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои — семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые, воспитанники детских домов и интернатов), жертвы социальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди. [11, с.287-289]

Для определенных слоев и категорий  населения со стороны государства  существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального  обеспечения - пенсионное обеспечение. Право выхода на пенсию, согласно белорусскому законодательству, имеют женщины  начиная с 55 лет, а мужчины - с 60 лет. Для военнослужащих и лиц, работающих на вредных производствах, этот возраст  еще ниже. Пенсия по возрасту зависит  от стажа работы и уровня заработной платы. Закон предусматривает каждому  пенсионеру выплату пенсии не ниже минимального уровня.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты