Механизм и основные направления социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Методы исследования: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, графический метод, сравнительный метод, табличный метод.
Исследования и разработки: раскрыта сущность социальной защиты населения, определены основные методы и главные функции социальной защиты, охарактеризованы основные направления формирования эффективной системы социальной защиты населения, изучены механизмы социальной защиты населения, предложены меры по совершенствованию социальной защиты различных слоев населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ - соц. защита.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

Основные направления  и задачи социальной защиты предусматривают  усиление государственной поддержки  социально уязвимых слоев и групп  населения, повышение эффективности  социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту. [2, с. 232]

С учетом международного опыта  государств с сильной социальной политикой  можно выделить следующие  направления совершенствования  системы социальной защиты в Республике Беларусь:

Внедрение программ адресной результативно-ориентированной социальной помощи малоимущим.

Данные программы должны быть ориентированы на достижение устойчивых и измеримых результатов у  получателей помощи за счет активизации  их внутреннего потенциала и использования  комплекса современных подходов (встречные обязательства клиентов и санкции за их нарушение, адресный характер помощи, индивидуальный подход к назначению помощи и дифференцированный размер денежных пособий и др.). Основным результатом таких программ должно быть появление у граждан возможности впоследствии жить независимо от выплат и услуг системы социального обслуживания.

Внедрение системы мониторинга  и оценки результативности предоставления социальной помощи и социальных услуг.

Целью разработки и применения этой системы является переориентация существующей практики мониторинга  в бюджетной сфере с процесса на результат, то есть положительные  изменения у получателей помощи и услуг. При этом важно, чтобы  данные мониторинга результативности не оставались лишь в отчетах, а активно  использовались при принятии управленческих решений и, следовательно, повышали качество этих решений.

Система должна строиться, во-первых, на принципе обеспечения логической связи между собираемыми данными  и управленческими решениями, находящимися в компетенции соответствующих  органов социальной защиты населения. Во-вторых, - на определении ожидаемых  результатов социальной помощи в  реалистичном и измеримом виде и  на основании потребностей той клиентской группы, для которой она оказывается. В-третьих, - на принципе максимально  возможного совмещения достоверности, низкой ресурсоемкости и простоты использования  в способах сбора информации. И, наконец, в-четвертых, — на принципе учета  социальной помощи, которая оказывается на территории региона на внебюджетные средства.

Внедрение практики государственного социального заказа в систему  социального обслуживания.

Государственный социальный заказ осуществляется в форме  покупки социальных услуг и  проектов: распорядитель бюджетных средств - заказчик (покупатель) услуг в пользу третьих лиц – потребителей услуг, как правило, на конкурсной основе осуществляет отбор наилучшего поставщика услуг  на выполнение задания заказчика  по лучшему соотношению цены и  качества.

Ключевыми преимуществами внедрения  государственного социального заказа в систему социального обслуживания являются:

  • наличие четкого технического задания на оказание социальных услуг, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у потребителей услуг) и рассчитанную максимальную стоимость оказания услуг;
  • ответственность исполнителей заказа перед заказчиком в объеме, предусмотренном договором;
  • выбор наиболее компетентного исполнителя за счет использования конкурсных механизмов размещения заказа;
  • государственный заказ стимулирует возникновение конкурентной среды поставщиков социальных услуг, что ведет к повышению качества услуг и удовлетворенности клиентов услугами;
  • достигается эффективное использование бюджетных средств за счет снижения закупочной стоимости услуг и возможности оценить результативность и эффективность предоставляемых услуг на основе  технического задания на оказание социальных услуг.

Внедрение практики потребительских  субсидий в форме социального  сертификата (ваучера).

Социальный сертификат (ваучер) – документ на предъявителя, который  потребитель получает от распорядителя  бюджетных средств и может  его обменять на конкретную услугу у поставщиков. Круг этих поставщиков  может заранее определяться распорядителем бюджетных средств путем квалификационного  отбора, но должен быть максимально  широким для обеспечения удобства потребителей и конкуренции среди  поставщиков. После оказания услуги поставщик по полученному от потребителя  сертификату получает возмещение стоимости  услуги от распорядителя бюджетных  средств.

Социальные сертификаты  позволяют:

  • стимулировать у клиентской группы целевой спрос на ту или иную услугу;
  • повысить удобство получения услуги для потребителей;
  • создает мотивацию для поддержания и повышения качества услуг за счет появления конкурентных отношений среди поставщиков;
  • предоставляет возможность контроля качества работы поставщика услуги со стороны органа власти, который выступает заказчиком услуги;
  • максимально снижает коррупционные риски, так как поставщики услуг в конечном итоге конкурируют между собой не перед чиновниками, а перед самими потребителями услуг.

Создание правовых условия  для обеспечения норм "поддерживающей занятости" или "защищенной занятости", которое будет регулировать трудовые отношения для людей с ограниченными возможностями, неконкурентоспособных на открытом рынке труда.

Сегодня предусмотрены налоговые  льготы для предприятий, имеющих  численность инвалидов более 50% от общего числа работников. Этот вид  льгот стимулирует только специфические  производства, ориентированные исключительно  на инвалидов, но не стимулирует интегрирование инвалидов в обычные трудовые коллективы. Например, если в малом  городе проживает 50 человек с ограниченными  возможностями, то предприятие численностью в 150 человек никак не заинтересовано в их трудоустройстве. Даже если оно  трудоустроит все 100% инвалидов данного  города, оно не получит никаких  налоговых преференций. Вместе с  тем организация рабочего места  для инвалида требует большего количества затрат от предприятия и производительность работы инвалида часто ниже, чем  производительность здорового человека. Как результат, в Беларуси в настоящее  время трудоустроено не более 20% инвалидов, которых насчитывается  более 500 тыс.

Нужна государственная система  стимулирования, которая бы была ориентирована  на трудоустройство инвалидов вне  зависимости от их доли в общей  численности работников предприятия. Кроме этого, необходим особый налоговый  статус для «социальных предприятий» (коммерческих предприятий, где численность  инвалидов более 50% от общего числа  работников), а также необходима государственная поддержка некоммерческих производственных мастерских для людей  с тяжёлыми ограничениями, не дающих прибыли, но предполагающих труд как  вид социальной адаптации и дополнительного  источника трудовых доходов.

Создание благоприятных  правовых условий для деятельности групп взаимопомощи и некоммерческих организаций, оказывающих социальную помощь населению.

Создание благоприятных  правовых условий для деятельности социально-ответственного бизнеса  и граждан, оказывающих благотворительную  помощь организациям социального обслуживания.

Создание льготного режима налогообложения для некоммерческих организаций системы социального  обслуживания, производящих социальные услуги.

Производство социальных услуг некоммерческими организациями  не должно рассматриваться как предпринимательская  деятельность и иметь особый статус налогообложения, с условием, что  основной целью деятельности организации  не будет являться извлечение прибыли; прибыль не будет распределяться между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления, или наемными работниками, а направляться исключительно на развитие общедоступных социальных услуг. [13]

В целях обеспечения благоприятных  условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечается:

  • совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
  • развитие социального обслуживания семьи;
  • содействие всем формам предпринимательской деятельности семей;
  • совершенствование налоговой политики в интересах семьи;
  • проведение ежегодного мониторинга социально–экономического потенциала семьи.

Размеры пособий будут  увеличиваться в зависимости  от среднедушевого бюджета прожиточного минимума.

Молодежная политика направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики. Эта поддержка состоит в первую очередь в предоставлении молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значительным шагом в решении проблем молодежи станет повышение стипендий. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.

Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Государственная поддержка  в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально–технической  базы, а также на повышение статуса  их работников.[2, с. 233-234]

Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Важной составляющей повышения  уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации  системы социального страхования  требуется решить две важнейшие  задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут  способствовать:

установление дифференцированных страховых взносов в зависимости  от расходов по каждому виду страхования (класса риска);

увязка размеров страховых  услуг с размерами взносов  и сроками их уплаты;

персонифицированный учет по отдельным видам страхования;

стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных  средств застрахованных;

осуществление

строгого контроля за расходованием  страховых средств;

освобождение страховых  внебюджетных фондов от выплат пособий  нестрахового характера. [5, с. 757-758]

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация  различных видов государственной  социальной поддержки граждан и  создание единой информационной системы  социальной помощи.[4, с. 30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленными  целями, в данной работе рассмотрена система социальной защиты, изучены основные направления и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь.

В целом, Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных  с безработицей, резким расслоением  населения по уровню доходов, снижением  доступности услуг здравоохранения  и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для  того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной, способствовала стабильности в обществе, уверенности  граждан в завтрашнем дне, смягчению  социальных конфликтов, расширению возможностей для всех слоев населения в  удовлетворении своих потребностей.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты