Монополизм и антимонопольная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 08:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение современной антимонопольной политики, ее целей, принципов и направлений.
В соответствии с этим были определены следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность монополий;
- раскрыть понятие и содержание антимонопольной политики;
- изучить направления и инструменты современной антимонопольной политики;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность антимонопольной политики 5
1.1 Сущность монополий 5
1.2 Понятие и содержание антимонопольной политики 9
Глава 2. Назначение современной антимонопольной политики 15
2.1 Направления и инструменты современной антимонопольной политики 15
2.2 Цели антимонопольных законов в России и других странах мира 20
Глава 3. Современная антимонопольная политика в США и России 23
3.1 Особенности антимонопольной политики в США 23
3.2 Принципы российской антимонопольной политики 27
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание антимонопольной политики.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Учитывая все это, можно сделать вывод: российские монополии по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация компаний-гигантов возможна путем их разделения на части. Российские монополии, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон устанавливает, что:

1. запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее  положение на рынке, если их  результатом оказывается существенное  ограничение конкуренции и ущемление  интересов других участников  рынка, в том числе отдельных  граждан;

2. запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения  доступа на рынок конкурирующих  фирм;

3. подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной  конкуренцией, в частности: распространяющие  ложные сведения о товарах  и фирмах своих конкурентов, чтобы  отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно  реальных свойств и качества  своего товара; незаслуженно принижающие  в своей рекламе качество товаров  своих конкурентов; незаконно использующие  для своих товаров чужие названия  и товарные знаки, а также копирующие  форму, упаковку и внешнее оформление  товаров своих конкурентов; похищающие  у своих конкурентов их коммерческие  секреты, а также техническую, производственную  и торговую информацию;

4. контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5. при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой  хозяйственный договор, потребовать  от монополиста возместить причиненные  его действиями убытки, а также  наложить на виновную фирму  штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено понятие "доминирующее положение", то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992–1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа. Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в "Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации". Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1. естественные монополии;

2. разрешенные монополии;

3. временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

- они производят продукцию  или услуги, которые невозможно  импортировать из-за рубежа или  привести из других регионов  страны;

- они действуют на рынке, где создание конкурентной среды  за счет увеличения числа фирм-производителей  экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм- производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании "маховика" инфляции.

Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

- перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

- уровень и структуру  цены;

- план инвестирования  в расширение производства.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

При декларировании цен предприятия представляют соответствующим органам ценообразования (федеральному или местному) следующие данные:

- предлагаемое изменение  цен;

- калькуляцию себестоимости  продукции с расшифровкой удорожания  затрат;

- объем производства в  предыдущем и текущем году;

- достигнутый и планируемый  размеры прибыли от реализации, фактическую рентабельность;

- обоснование причин изменения  цен.

Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

- запретить формирование  финансово-промышленных групп, способных  захватить доминирующее положение  на местных товарных рынках  отдельных регионов страны;

- запретить, уже существующим  финансово-промышленным, группам включать  в свой состав предприятия, занимающие  доминирующее положение на местных  товарных рынках отдельных регионов  страны;

- поощрять импорт взаимозаменяемых  товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и  дальнего зарубежья, чтобы ослабить  доминирование монополиста на  рынке;

- проводить принудительное  разукрупнение фирм-монополистов  с созданием на их основе  нескольких независимых и конкурирующих  фирм;

- поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это поможет снижению  степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту "лечебную процедуру" крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению "цена – качество" при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще "теряют рынок" (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными "Жигулями", "Москвичами" и "Волгами". Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения. Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.

Формирование российского антимонопольного законодательства отражает разногласия и противоречия становления рыночной экономики в России и проходит в упорной и сложной борьбе, в которой переплетаются и сталкиваются интересы различных групп предпринимателей, исполнительной и законодательной власти и общества.

Заключение

Стратегическим направлением антимонопольной политики является работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Для России можно выделить три принципиальные возможности понижения степени монополизации:

1) прямое разделение монопольных  структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Возможности первого пути в современной России сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются.

Второй путь — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Но иностранная конкуренция может оказаться оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления, она может уничтожить целые отрасли промышленности. Очевидно, что использовать столь сильнодействующее средство надо очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны становиться причиной массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь — создание новых предприятий:, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом само предприятие-монополист. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места. Необходимым условием реализации этого пути является длительный экономический подъем.

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство России сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущая антимонопольная политика.

 


Информация о работе Монополизм и антимонопольная политика в современной России