Монополистическая конкуренция: алгебраическая модель. Эффективность монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса.

Содержание

Введение
Монополистическая конкуренция.
1.1Основные признаки монополистической конкуренции.
1.2 Монополистическая конкуренция и ее основные черты.
Определение цены и объемов производства при монополистической конкуренции
Эффективность монополистической конкуренции.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

     Рынком  монополистической конкуренции  называют такой тип рынка, на котором большое число производителей предлагает многим покупателям предлагается определенный вид продукции, поэтому на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.

     Так как каждый конкурент продает  отличную от всех других разновидность  определенного блага, то он выступает  как монополист по отношению к  своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его товара, но и от цен продукции других конкурентов. Это проявляется в сдвиге кривой спроса на его товар в случае изменения цен у конкурентов: если конкуренты снижают цены, то кривая спроса сдвигается влево, если повышают, то - вправо. Границы смещения кривой спроса называют функциями максимального и минимального спроса.

     Для упрощения примем, что существуют лишь два монополистических конкурента: (А и В). Тогда функции спроса на их выпуск представляется в виде

     QA = a*A – b*APA + c*(PB - PA) = a*A - (b*A + c)*PA + c*PB;

     QB = a*B – b*BPB + c*(PA - PB) = a*B - (b*B + c)*PB + c*PA.

     Эти функции показывают, что, во-первых, объем спроса на продукцию фирмы  находится в прямой зависимости  от цены продукции конкурента и в  обратной от цены ее продукции и, во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента раскладывается на две составляющие: спрос «своих» покупателей, предпочитающих именно данную разновидность продукта, и спрос «чужих» покупателей, приобретающих его продукцию только в том случае, когда цена на продукцию «их» фирмы кажется им слишком высокой. Зависимость спроса от «своих» покупателей характеризует параметр «b», от притока «чужих» - параметр «с».

     Минимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при нулевой цене товара конкурента  

     Максимальная  функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при «запретительной» цене продукции конкурента (PBmax).Последняя определяется из равенства

     A*B – b*BPB + c*(PA - PB) = 0,

из него следует, что:

     PBmax = (a*B + c*PA)/(b*B + c).

     Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой  смещается линия спроса на продукцию  монополистического конкурента.

     Таким образом, на рынке монополистической  конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длинном периоде равна средним затратам на производство и фирмы не получают прибыль. Но в отличие от совершенного, монополистический конкурент в длинном периоде не будет производить продукцию с минимальными средними затратами. Из-за отрицательного наклона линия спроса касается кривой средних затрат слева от минимума последней. Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности и из-за этого гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные.

     Другим  фактором, удорожающим продукцию, производимую в условиях монополистической конкуренции, являются затраты на рекламу. Если совершенный  конкурент не расходует средства на рекламу из-за того, что возможный эффект от нее в значительной степени достанется другим, а монополисту реклама не очень нужна ввиду отсутствия соперников, то для монополистического конкурента она служит одним из основных орудий в борьбе за существование.

     Модель Чемберлина 1. На рынке гетерогенного блага функционируют «n» максимизирующих прибыль фирм с одинаковыми функциями затрат и поэтому в состоянии отраслевого равновесия на каждую из них приходится одинаковая доля рынка. В таких условиях монополистический конкурент имеет две функции спроса на свою продукцию. Одна представляет собой 1/n -ю долю отраслевого спроса.

     Вторая  функция спроса монополистического конкурента выражает зависимость между  объемом спроса на его продукцию  и ценой, когда эта цена отклоняется  от той, которую устанавливают все другие фирмы отрасли. Алгебраический вид этой функции:    

     Параметр  «с» характеризует степень гетерогенности благ, обращающихся на данном рынке. Чем меньше «с», тем сильнее различаются блага и тем больше рыночная власть отдельной фирмы. При «с» фирма оказывается в положении совершенного конкурента: при малейшем повышении цены на свою продукцию она теряет всех покупателей. Третье слагаемое показывает, на сколько сократится (увеличится) объем спроса фирмы, если она повысит (понизит) цену на свою продукцию по сравнению со средней ценой своих конкурентов.

    1. Основные признаки монополистической конкуренции
  1. Относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;
  2. Сравнительно большое число фирм гарантирует, что тайный уговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;
  3. Фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;
    1. Дифференциация продукта в различных фирмах:
  • «по качеству - долговечность, дизайн, мощность и т.п.»;
  • «по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта - сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.»;
  • «по размещению и доступности продукта - супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами»;
  • «по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу»;

               5  Экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах;

              6  Относительно легкое вступление в отрасль, так как необходимый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства продукта, который отличается от продукта конкурента и рекламой.

      

      1.2 Монополистическая конкуренция и ее основные черты

     Монополистическую конкуренцию не следует смешивать  с монопольным рынком. Хотя эти  термины достаточно созвучны, но отображают совершенно разные ситуации на рынке.

          1. На рынке действует достаточно большое количество продавцов. Что означает “достаточно большое”? Для существования монополистической конкуренции количество продавцов должно отвечать таким критериям:

  - оно не должно быть слишком большим, чтобы спрос не превратился в абсолютно эластичный, что свойственно для чистой конкуренции;

      - оно должно быть не слишком  малым, чтобы каждая фирма владела  относительно незначительной частью  рынка и имела ограниченный  контроль над ценой (но все-таки  имела);

      - оно должно быть достаточно значительным, чтобы исключить возможность тайных соглашений, согласованных действий отдельных фирм с целью ограничения объемов производства и искусственного повышения цен;

      - оно должно быть достаточным,  чтобы фирмы  отрасли не  ощущали взаимной зависимости, имели возможность определять собственную политику, не ориентируясь на  реакцию конкурентов.

      Поэтому, если для чистой конкуренции на рынке  необходимо иметь сотни или даже тысячи фирм, то для монополистической  конкуренции достаточно 30, 50 или 70 фирм.

      2. Продукты, предлагаемые на рынке, хотя и относятся к одной товарной группе, достаточно дифференцированные. Во главе угла этой дифференциации могут быть как реальные отличия, так и мнимые. Реальные отличия достигаются за счет:

      а) качества товара. Товары могут отличаться определенными функциональными особенностями, материалами, из которых они изготовлены, дизайном, качеством работы и тому подобное. Товарные рынки Украины переполнены товарами с одинаковой товарной маркой, но изготовленными в различных странах: Польше или Италии, Японии или Малайзии, Кореи или Болгарии. При этом их качество может иметь достаточно существенные отличия;

      б) углубления послепродажного обслуживания. Фирмы стараются выделить свой товар среди других аналогичных тем, что увеличивают срок гарантийного обслуживания, бесплатно доставляют товар покупателю, осуществляют на месте сборку и установку мебели и тому подобное;

      в) места продажи товара. Это в особенности касается товаров, потребность в которых возникает в определенном месте. Скажем, кафе,  расположенное в людном месте на берегу Днепра с замечательным видом,  бензоколонка на трассе с активным движением автомобилей будут более привлекательными для покупателей при прочих равных условиях;

        г) стимулирования сбыта. С целью выделения своего товара среди других фирма может стимулировать сбыт, устанавливая призы для покупателей. Например, Тростянецкая кондитерская фабрика «Корона» при приобретении 0,5 кг конфет выдает каждому покупателю специальный пакет с фирменным знаком, а бензоколонка «Юг» при приобретении 30 л бензина бесплатно вручает водителю бутылку минеральной воды.

      Но  иногда дифференциация товара основывается на  мнимых отличиях. Зачастую на них  направлена активная рекламная политика фирмы («Наша зубная паста - это единственная надежная защита от кариеса!» или «Наш стиральный порошок чистит все, кроме ваших карманов!»). Этому же подчинено использование известных торговых знаков или торговых марок.

      3. Ограниченная возможность влияния на цену. Было бы ошибочным считать, что при монополистической конкуренции фирма вообще не может повлиять на цену продукта, который она реализует. Удачное расположение, яркая упаковка, результативная рекламная кампания дают фирме определенные преимущества перед другими, что обусловливает возможность реализовать свою продукцию несколько дороже. Но эта возможность ограничена тем, что на рынке монополистической конкуренции существует много близких товаров-субститутов, а потому покупатель имеет возможность приобрести товар у другого продавца, если его цена окажется более привлекательной.

      4. Легкое вступление в отрасль. Поскольку на рынке достаточно большое количество конкурирующих фирм, то создать какие-то барьеры для вступления в отрасль новых производителей практически не возможно. Вместе с тем, существует определенное исключение из этого общего правила. Скажем, количество мест, наиболее удобных для установления киосков, ограничено, а потому для дополнительных конкурентов появляются барьеры.  Это особенно важно для понимания модели поведения фирмы на рынке с монополистической конкуренцией в долгосрочном периоде.

      Рынок монополистической конкуренции  занимает некоторое промежуточное  место между монопольным рынком и рынком чистой конкуренции. Поэтому  и механизм определения цены и  объемов производства при монополистической  конкуренции выступает переплетением  моделей, рассмотренных в двух предыдущих темах. 

 

    2 Определение цены и объемов производства при монополистической конкуренции

     Предположим, что фирма, сориентированная на монополистическую  конкуренцию, производит и поставляет на рынок определенный вид продукции, отличающийся от других товаров этой группы. Какой вид будет иметь кривая спроса (кривая продаж) на этот товар?

      С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что если кривая спроса и  будет абсолютно эластичная, то только в определенных границах, поскольку  доля фирмы не такая уже и малая, чтобы увеличение нею объемов продаж вообще не влияло на цены. Чаще всего она имеет  убывающий характер, так как: а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке; б) продукты этих конкурентов являются близкими, но не идеальными заменителями.

      С другой  стороны, кривая спроса будет  иметь большую эластичность, чем  на монопольном рынке. Здесь имеется  возможность за счет положительной  дифференциации продукта добиваться эффекта замещения, когда спрос с других товаров этой группы переключается на товар данной фирмы.

Информация о работе Монополистическая конкуренция: алгебраическая модель. Эффективность монополистической конкуренции