Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:23, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.
Для экономических монополистов предусмотрено
установление жесткого государственного
контроля за ценами через систему декларирования,
______________________________
*См. Самуэльсон П. “Экономикс”, с. 531
в процессе которого государственные контрольные органы на основе поэлементного контроля производственных затрат и прибыли определяют правомерность изменения цен.
Особого рассмотрения требует соотношение
конкуренции и монополии в
современной экономике. Конкуре
Конкурентный рынок
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.
Монополия — это понятие, противоположное
конкуренции. Это хорошо видно на
примере абстрактной категории
“чистая монополия”, которая характеризует
ситуацию абсолютной монополизации
рынка одной формой. Естественно,
что это полярно
Конкуренции в конце прошлого столетия
нанесен значительный удар со стороны
монополий. Стремительная монополизация
хозяйственной жизни
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.
Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.
Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:
1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.
2. Если совершенная конкуренция происходила, прежде всего, за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.
3. Конкуренция все больше перемещается
из сферы обращения, где происходит реализация
товаров, в сферу непосредственного производства,
с ______________________________
отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.
4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод,
что сегодня действует
Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
Монополистические тенденции на сегодняшний
день выделяются рядом факторов. К
ним относится, прежде всего, научно-техническая
революция (НТР), которая начала разворачиваться
в странах с развитой промышленностью
с середины 50-х годов. Совершенствуя
всю систему производительных сил,
НТР обусловила значительное сокращение
материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости
продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных
предприятий в отдельных
Особенностью современной
Одной из особенностей современной
монополизации является также ее
скрытный характер, то есть введение в
сферу зависимости от гигантских
монополистических объединений
формально самостоятельных
Еще одна особенность современной
монополизации — усиление централизации
капитала, перераспределение
Процессы монополизации внесли
существенные изменения в социальную
и хозяйственную жизнь
Таким образом, монополии на современном
этапе — это преимущественно
крупные предприятия с
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия
монополий является торможение ими
развития научно-технического прогресса.
Ослабляя конкуренцию, монополия создает
экономические предпосылки для
ограничения введения в производство
новшеств. Монопольное положение
и вытекающие из него выгоды сводят
на нет стимулы постоянного
Монополизация также приводит к
деформации хозяйственных отношений
и процессов. Создается структура,
которая отвечает цели монополии
— оптимизации монопольных
Таким образом, монополия обуславливает
застой и загнивание хозяйственного
механизма, тормозит конкуренцию, является
угрозой для нормального рынка.
Проанализировав позитивные и негативные
факторы и последствия
История возникновения и развития монополии в России.
Монополии появились и в России,
но их развитие было своеобразным. Первые
монополии образовались в 80-х годах
19 века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.). Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве
государственных органов в
Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике