Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополии в России.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

Для экономических монополистов предусмотрено  установление жесткого государственного контроля за ценами через систему декларирования, ____________________________________________________________________

*См. Самуэльсон П. “Экономикс”, с. 531

в процессе которого государственные  контрольные органы на основе поэлементного  контроля производственных затрат и  прибыли определяют правомерность  изменения цен.

Особого рассмотрения требует соотношение  конкуренции и монополии в  современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предусматривает  наличие неограниченного числа  продавцов, а также ситуацию, в  которой каждый из них не имеет  возможности влиять на цену. Здесь  также существует свободный, беспрепятственный  доступ хозяйственных объектов к  любому виду деятельности, наглядная  и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных  альтернативах, здесь имеет место  диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о  господстве свободной конкуренции.

Но небезопасность конкуренции  подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

Монополия — это понятие, противоположное  конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории  “чистая монополия”, которая характеризует  ситуацию абсолютной монополизации  рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная  ситуация, где для конкуренции  совсем не остается места.

Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны  монополий. Стремительная монополизация  хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования  конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести  речь о диалектическом единстве монополии  и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим  не только конкуренцию, монополию и  их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение  стихийного рыночного регулирования  с сознательным управлением со стороны  монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это  преимущественно несовершенная  конкуренция.

Можно выделить следующие особенности  несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила, прежде всего, за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с ____________________________________________________________________*См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166

отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно  новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный  характер.

 

Особенности современной  монополизации, ее позитивные и негативные факторы.

 

Монополистические тенденции на сегодняшний  день выделяются рядом факторов. К  ним относится, прежде всего, научно-техническая  революция (НТР), которая начала разворачиваться  в странах с развитой промышленностью  с середины 50-х годов. Совершенствуя  всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости  продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных  предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к  тому, что в разряд высокоэффективных  рентабельных предприятий стали  попадать не только монополистические  объединения, но и средние и часть  малых предприятий. НТР также  усиливает конкуренцию, поскольку  создает условия для ухудшения  положения той или другой монополии  путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации  является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который  передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции  своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной  монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в  сферу зависимости от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной  монополизации — усиление централизации  капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение  крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к  экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными  товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу  продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно  крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и  обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них  — практика образования монопольных  цен. Монопольные цены отклоняются  от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к  деформации хозяйственных отношений  и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению экономически “хилых”  предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены на высоком  уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред народному  хозяйству.

 

История возникновения  и развития монополии в России.

 

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( «Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике