Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии.
Введение
3
1
История возникновения и развития монополий
6
2
Сущность монополии
9
2.1
Виды монополии
13
2.2
Монополии в современной России
19
3
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
23
4
Современная антимонопольная политика
27
4.1
Особенности антимонопольной политики развитых стран
27
4.2
Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
31
4.3
Современная антимонопольная политика России
33
Заключение
38
Список литературы
41
Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Вторая
разновидность – собственно международные
монополии. Особенность международных
трестов и концернов –
2.2 Монополии в современной России
Пожалуй,
важнейшей проблемой
Одним из
специфических обстоятельств, характерных
для современного периода развития
России, является то, что решение
задачи преодоления элементов
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются электроэнергия, нефть и газ, железнодорожные перевозки, а также отдельных подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучая реестр можно прийти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.
В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах (Например: Группа лиц в составе ОАО «Калужский хлебокомбинат», ЗАО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб»>65%)2. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии (АО «Калугаоблгаз»>65%, Обнинское МП «Горэлектросети»>65%, КГУП «Хабаровскводтранс» >65%).3
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Четыре главных естественных монополиста России:
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Помимо
ценовых злоупотреблений в
Для преодоления
высокой степени монополизации
российской экономики и для развития
конкуренции были разработаны специальные
государственные программы. Основной
задачей этих программ являлось снижение
концентрации производства и создание
необходимых условий для
Антимонопольное
регулирование представляет собой
систему мер правового, административного,
финансового и другого
К целям антимонопольного регулирования относятся:
В экономической науке выделяют следующие направления антимонопольного регулирования:
В основе
антимонопольного регулирования лежит
антимонопольное
При этом все антимонопольные законы делятся на две группы:
К основным методам борьбы с монополизацией экономики относятся:
Сложнейшая
задача, стоящая перед государственными
органами, непосредственно приводящими
в жизнь антимонопольное
Всё это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях дать однозначного ответа. А что, если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? Как отличить «демпинговые» цены, от низких цен, сложившихся в силу высокой эффективности? И вообще, вводя запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антимонопольное законодательство – конкуренцию или какие-то группы конкурентов?
Государственные
службы, призванные осуществлять реализацию
антимонопольного законодательства, могут
руководствоваться двумя
Все эти
проблемы показывают, насколько сложным
является практическое воплощение в
жизнь антимонопольного законодательства.
Государство должно балансировать,
проходя по узкой тропинке между
опасностью разрушительного монополизма
и опасностью ограничения конкуренции
(а любое вмешательство
Для того, что бы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математического инструментария и теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции, разработанных Э. Чемберлином, Дж. Робинсон, В. Парето и другими экономистами. Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений.
Важно отметить,
что антимонопольное
Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование