Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии.
Введение
3
1
История возникновения и развития монополий
6
2
Сущность монополии
9
2.1
Виды монополии
13
2.2
Монополии в современной России
19
3
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
23
4
Современная антимонопольная политика
27
4.1
Особенности антимонопольной политики развитых стран
27
4.2
Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
31
4.3
Современная антимонопольная политика России
33
Заключение
38
Список литературы
41
4. Современная антимонопольная политика
4.1 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает два подхода.
Функциональный
подход преобладает по отношению
к уже сложившимся фирмам-
Структурный
подход в основном используется по
отношению к вновь
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее
сложная ситуация с государственным
контролем за монополистической
деятельностью сложилась в
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.
В Германии
государственным регулированием рыночных
отношений, которое ведет к смягчению
отрицательных последствий
Во Франции
контроль над монополистической
деятельностью возложен на Совет
по вопросам конкуренции, Министерство
экономики и суды общей юрисдикции.
Совет по вопросам конкуренции считается
независимым административным органом,
на решения которого министр экономики
не может налагать «вето». Он выполняет
консультативные функции по заказу
различных учреждений и организаций,
а в определенных случаях сам
налагает соответствующие санкции.
Важной составляющей частью контроля
над монополистической
4.2 Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев.
Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС России возложены на заместителей руководителя службы:
А.Ю. Цариковский (статс-секретарь – заместитель руководителя службы): контроль за размещением госзаказа, борьба с картелями, контроль на рынке ЖКХ, строительства и природных ресурсов.
А.Н. Голомолзин: контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи.
А.Б. Кашеваров: контроль социальной сферы и торговли, промышленности и оборонного комплекса, финансовых рынков и рекламы.
П.Т. Субботин: контроль органов власти и координация деятельности территориальных управлений ФАС России.
А.Г. Цыганов: контроль агропромышленного комплекса и химической промышленности, контроль иностранных инвестиций, международное экономическое сотрудничество.
Борьба против засилья монополий в нашей стране вступает в новую фазу. Минэкономразвития совместно с ФАС разработали Программу развития конкуренции, которая предусматривает введение в соответствующее законодательство уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
«Наша антимонопольная
служба, по оценкам правительственных
экспертов, страдает от перегруженности
заявлениями и делами, лишь косвенно
связанными с защитой конкуренции.
Дело в том, что существующее законодательство,
по сути, не проводит различий между
неправомерным отказом, например, в
подключении частного дома к электрическим
сетям и картельным сговором, имеющим
серьезные последствия для
Чтобы преодолеть
этот недостаток, разработчики Программы
предлагают четко разграничить две
категории нарушений
К первой
категории относятся нарушения
антимонопольного законодательства, которые
прямо ограничивают или могут
ограничить конкуренцию. Они наносят
вред конкурентной среде отдельного
рынка (или нескольких рынков) и затрагивают
неопределенный круг лиц, ведущих на
них хозяйственную
Таким образом,
анализируя деятельность исполнительных
Федеральных антимонопольных
4.3 Современная антимонопольная политика России
Борьба против засилья монополий в нашей стране вступает в новую фазу. Минэкономразвития совместно с ФАС разработали Программу развития конкуренции, которая предусматривает введение в соответствующее законодательство уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Теперь главное – обеспечить четкое доказательство виновности нарушителей, чтобы маховик закона не раздавил невиновных предпринимателей.
С разделением всех правонарушений на две категории связана, пожалуй, самая громкая законодательная инициатива ФАС, которая сейчас близка к воплощению в жизнь. Речь идет о законопроекте, уже внесенном Правительством в Госдуму, который предполагает уголовную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, прямо ограничивающие конкуренцию.
Проект новой редакции ст. 178 УК РФ предусматривает лишение свободы до 3 лет за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Они могут выражаться, в частности, в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.
Предприниматели и должностные лица, виновные в подобных грехах, рискуют попасть в места не столь отдаленные на срок до 3 лет, если они нанесли крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлекли личный доход в крупном размере. Заметим, что пороговое значение крупного ущерба или дохода высоким не назовешь – 1 млн. руб. (особо крупный до 3 млн. руб., а срок соответственно 7 лет).
Похоже,
маятник экономической
Сегодня
компания автоматически признается
доминирующей при доле рынка 50%, а
при доле меньше 35% фактически не может
быть признана таковой. Однако связь
между размером рыночной доли и конкуренцией
далеко не всегда является безусловной,
а вывод о наличии либо отсутствии
доминирующего положения
Квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий также осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку рыночной силы компаний и их реальных возможностей посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке.
Кстати, в большинстве развитых стран мира (США, Европейский союз, Великобритания) преобладает так называемый поведенческий подход. Он основывается на определении возможности компании влиять на рынок по результатам анализа множества факторов. Согласно данным Международной конкурентной сети, критерием доли рынка руководствуются только 5 юрисдикций, а поведенческим – 28.
Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование