Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии.
Введение
3
1
История возникновения и развития монополий
6
2
Сущность монополии
9
2.1
Виды монополии
13
2.2
Монополии в современной России
19
3
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
23
4
Современная антимонопольная политика
27
4.1
Особенности антимонопольной политики развитых стран
27
4.2
Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
31
4.3
Современная антимонопольная политика России
33
Заключение
38
Список литературы
41
Разработчики
документа предполагают продолжить
начатый процесс повышения
Разработчики
также намерены повысить доказательственный
статус экономического анализа и
оценки конкурентной среды, более жестко
формализовать и
Но проект закона об уголовной ответственности Правительство уже внесло в Государственную Думу. Усиливать ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, безусловно, необходимо. Но сначала желательно определиться с составом преступления и методами его доказательства, а затем сажать в тюрьму правонарушителей.
Ко второй
категории правонарушений антимонопольного
законодательства относятся нарушения,
не влекущие общественно опасных
последствий и связанные
Многие
нарушения порядка доступа к
объектам инфраструктуры естественных
монополий (например, срыв сроков подключения
к электрическим сетям
Авторы
Программы предлагают для дел
о нарушениях, не связанных с возможностью
ограничения конкуренции, устанавливать
упрощенный порядок и сокращенные
сроки производства. Кроме того,
целесообразно предусмотреть
Весьма интересен тезис разработчиков документа о нецелесообразности использования по делам данной категории так называемого оборотного штрафа. Наложение санкции, кратной обороту компании на определенном рынке, – адекватная реакция на вред, причиняемый этому рынку, но неоправданная в ситуации, когда угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительное обжалование такого штрафа затягивают исполнение предписания антимонопольного органа и процесс подключения потребителя к инфраструктуре.
Но самое главное здесь другое: затраты на выплату штрафа в конечном итоге также ложатся на плечи потребителя, поскольку субъект естественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату через включение суммы штрафа в инвестиционную программу и в тариф на услуги.
Следует заметить, что законопроект об изменениях в КоАП, предусматривающий возможность дисквалификации и наложения штрафов на топ-менеджеров естественных монополий и госслужащих, уже одобрен Госдумой в первом чтении. Это даст возможность персонифицировать ответственность нарушителей антимонопольного законодательства вместо ее возмещения за счет потребителей.
В целом Программа и законодательные инициативы ФАС могут стать реальным шагом вперед в борьбе за формирование свободной конкуренции в нашей стране. Только обязательно нужно сделать его очень точно, чтобы не наступить в пылу борьбы на оказавшихся рядом предпринимателей.
Заключение
В процессе данной работы нам удалось определить, что:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба.
Существует много классификаций монополии, но в данной работе внимание акцентировалось на делении на естественные и искусственные монополии.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.
Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и / или за объемом их производства.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Можно выделить
три принципиальных возможности
понижения степени
Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
В данной
курсовой работе мы рассмотрели основные
причины возникновения
Есть
еще одна проблема, заключающаяся
в том, что десятилетиями
Подводя
итог сказанному, можно утверждать,
что антимонопольное
Опыт
западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Список литературы
1. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 02.02.2006)
2. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (в редакции от 8.11.2008)
3. Реестры хоз. Субъектов (от 27.09.2010)
4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов: под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
5. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – 2-е изд. – Дрофа, 2008
6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008
7. Учебник по основам экономической теории: под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 1999
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2005
9. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М., 2001
10. Курс экономической теории: учебник: под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. – 6-е изд. – Киров: АСА, 2009
11. Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию» // Экономика и жизнь №08, 2009
12. Д. Титов «Кто мешает конкуренции» // Экономика и жизнь №32, 2010
1 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010
2 Реестры хоз. Субъектов от 27.09.2010, в % указаны доли хоз. субъекта на рынке
3 Там же
4 Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010
5 Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию»// Экономика и жизнь №8, 2009
Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование