Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения др.
Трансформация современной экономики происходит в сторону дальнейшей монополизации рынка и вытеснению конкуренции с основных рынков. Объективность данной тенденции обосновывается неизбежностью процесса расширения и развития кооперации труда, процессами слияний и поглощений, развитием современных коммуникаций. Свободная конкуренция и монополия постепенно «сливаются» в новую форму общественного регулирования – в нормативную. Обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:
Таким образом, выделяют несколько типов монополии: закрытую и открытую. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Ситуация, при которой на рынке действует только один продавец, является редкой. Значительно чаще в отрасли доминирует несколько крупных производителей (поставщиков). Для них становится выгодным создать союз, занимающий монопольной положение на рынке (монополию, основанную на сговоре). Видами (формами) таких монополистических объединений могут быть пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты и концерны.
Пул (англ. pool – общий котел) – временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.
Ринг (корнер) - (англ. ring, амер. corner) – кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.
Картель (франц. cartel, итал. cartelio) – соглашение между несколькими производителями однородной продукции об ограничении общих объемов ее выпуска продукции для поддержания монопольно высоких цен. Каждому участнику картеля выделяется квота (доля) в общем объеме производства. Кроме того, рынок может быть разделен территориально, чтобы исключить конкуренцию на локальных рынках.
Для потребителей продукции картель является монополией, а для его членов – видом олигопольного соглашения, при котором действия участников должны контролироваться организацией. Дело в том, что у каждого отдельного участника существует объективная заинтересованность втайне от остальных ее членов превысить установленную ему квоту выпуска, так как при сложившейся на рынке монопольной цене его собственный оптимальный размер выпуска превышает выделенную ему квоту.
Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель) – объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданное для ее продажи через единую торговую сеть. Синдикат учреждает торговое товарищество, которое заключает договор о продаже с каждым из его членов. Производительный капитал остается в собственности участников, а произведенной продукцией распоряжается синдикат.
Трест (англ. trust – доверять) – объединение фирм, в котором его участники теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются в своей деятельности решениям единого управляющего центра. В рамках треста объединяются все виды активов участников – производительный, товарный и денежный капитал. Организационно-правовой формой треста может быть акционерного общество.
Концерн (англ. concern – участие, заинтересованность) – крупное объединение предприятий, формально сохраняющих юридическую самостоятельность, вокруг головной материнской компании, которая держит в своих руках крупные пакеты акций этих компаний. В концернах достигается высокая степень концентрации управления финансами и инвестициями. Головная компания, непосредственно не занимающаяся организаций производства и только владеющая пакетами акций контролируемых предприятий, называется холдингом (англ. holding) [2, С.95].
Особенность современных монополистических образований заключается в том, что они стремятся подчинить себе не только рынки отдельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контроля. Для этого ими устанавливается тесная связь с банками, которые обычно включаются в монополистическое объединение. В результате столь тесного переплетения промышленного, торгового и банковского капитала возникает финансовый капитал. Финансовый капитал представляет собой единство капитала крупных кредитно-банковских учреждений и капитала нефинансовых, обычно промышленных, корпораций. Лица, в чьих руках находится финансовый капитал, образуют финансовую олигархию. Поскольку финансовый капитал пронизывает всю экономику, то его собственники действительно обладают огромной экономической властью. Финансовый капитал отдельных монополистических объединений может объединяться с финансовым капиталом других объединений, в результате чего образуются мощные финансово-промышленные группы, под контролем которых оказываются важнейшие сферы хозяйства.
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, - это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и тому подобное. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее, многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров - признаков отраслевого рынка.
1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, то есть на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой - наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
3. Характер реализуемой на рынке продукции - стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции [18, С.8].
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. В таблице 3.1 показаны отличительные черты всех рыночных структур.
Таблица 3.1
Типы рыночных структур
Типы рыночных структур |
Количество фирм |
Характер продукции |
Существование рыночных барьеров |
Доступность экономической информации |
Контроль над ценами |
Совершенная конкуренция |
Очень большое |
Стандартная |
Отсутствуют |
Полная доступность |
Отсутствует |
Монополистическая конкуренция |
Большое |
Дифференцированная |
Низкие |
Некоторые ограничения |
Частичный |
Олигополия |
Небольшое |
Стандартная или дифференцированная |
Высокие |
Существенные ограничения |
Частичный |
Чистая монополия |
Одна |
Уникальная |
Непреодолимые |
Недоступна |
Полный |
Исходя из представленных характеристик, можно дать определения различных типов рыночных структур:
Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть - способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличии или отсутствии у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию [3, С.86].
Таким образом, в зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) - совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии
В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Одним из монопольных объединений в России является ОАО «Газпром». Оно создано путем начального преобразования в феврале 1993 г. Государственного газового концерна, а затем в 1999 г. РАО «Газпром». На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. «Газпрому» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству.
Следующей известной естественной монополией называют ОАО «РЖД». На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.
Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» реструктуризирована. В соответствии с программой реструктуризации была создана «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) на базе ОАО «РЖД» (2008-2009 гг.). Предположительно реструктуризация должна завершиться к середине 2013 г. Министерство транспорта РФ, Минэкономразвития и ряд других ведомств, ответственных за реформу, готовят соответствующие поправки в ряд законов, в частности, в закон «О железнодорожном транспорте в РФ».
Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике