Монополия и конкуренция в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения др.
Трансформация современной экономики происходит в сторону дальнейшей монополизации рынка и вытеснению конкуренции с основных рынков. Объективность данной тенденции обосновывается неизбежностью процесса расширения и развития кооперации труда, процессами слияний и поглощений, развитием современных коммуникаций. Свободная конкуренция и монополия постепенно «сливаются» в новую форму общественного регулирования – в нормативную. Обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Монополия и конкуренция в рыночной экономике.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пока пользуется компания ОАО «РЖД». Она полностью принадлежит государству.

Экономические, организационные и технические характеристики российских естественных монополий (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») находятся на уровне лучших мировых стандартов. Цель реформирования каждой из естественных монополий - снижение затрат на базе инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение соответствующей отрасли. Указанной цели подчинено современное регулирование естественных монополий.

Рассмотрим олигополию на примере рынке нефтепродуктов России. На сегодняшнем рынке представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании.

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. В течение 2004-2011 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием. Такая информация содержится в докладе ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год). В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2011 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза – с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти.

ВИНК доминируют на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК. Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ – по 5-7%. Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров.

3.2. Деятельность Федеральной антимонопольной службы

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством РФ о размещении заказов;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства [11, С.40].

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе». С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

В структуру ФАС России входят центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений, и территориальные органы. В настоящее время число территориальных органов ФАС России по субъектам РФ составляет 83.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство применяет следующие санкции:

- предупредительные меры (запрет  слияний крупных фирм);

- штрафы за ненадлежащее поведение  на рынке (например, за попытку  сговора с конкурентами);

- прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Таким образом, в области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. Конкуренция – это сложное многогранное явление. Существует множество ее видов. Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
  2. Роль конкуренции на рынке:
  • конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения;
  • конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг;
  • конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

Без повышения уровня конкуренции и невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной и эффективной.

  1. Монополии характеризуются следующими чертами:
  • фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой;
  • существование монополии зависит от существования барьеров для вступления;
  • когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию;
  • главный плюс монополии: масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке;
  • основной минус монополии заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства.
  1. Существуют следующие типы рыночных структур:
  • чистая (совершенная) конкуренция - это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию;
  • чистая (абсолютная) монополия - это тип рынка, на котором единственная фирма выступает продавцом продукции, не имеющей близких заменителей (субститутов);
  • монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством производителей и продавцов, выпускающих дифференцированную продукцию;
  • олигополия характеризуется существованием на рынке относительно малого количества крупных фирм, продукция которых может быть как однородной, так и дифференцированной.
  1. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

 

Список использованной литературы

Ι. Нормативно-правовые материалы:

  1. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». – М.: Омега-Л, 2012. – 80 с.

ΙΙ. Специальная литература:

  1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Норма, 2011. - 316 с.
  2. Барышев А.В. Монополизм и антимонопольная политика. - М.: Наука, 2010. – 410 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. - 428 с.
  4. Войтов А.Г. Экономика: Учебник. - М.: Дашков и К, 2010. - 332 с.
  5. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2010. – 302 с.
  6. Ефимова Е.Г. Экономика – М.: Эксмо, 2010. – 392 с.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2011. - 455 с.
  8. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №3. - с.30-35.
  9. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2010. - 502 с.
  10. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики. - 2012. - №6. - с.38-45.
  11. ПоповА.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2010. - 544 с.
  12. Симановская М.Л. Макроэкономика. - М.: МГУ, 2010. - 720 с.
  13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2011. - 510 с.
  14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). - М.: Экономика, 2010. - 320 с.
  15. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2010. - 254 с.
  16. Янова В.В. Экономика - М.: Экзамен, 2011. - 416 с.
  17. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. - 2011. - № 7. - С. 8.

Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике