Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:30, курсовая работа
Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.
Абсолютная монополия обладает своими характерными чертами, которые делают ее непохожей на другие рыночные структуры такие, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция или олигополия.
1. МОНОПОЛИЯ. ИСТОЧНИКИ И ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.[1, с. 416]
Абсолютная монополия обладает своими характерными чертами, которые делают ее непохожей на другие рыночные структуры такие, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция или олигополия.
Во-первых, чистый монополист функционирует в отрасли, в которой он является единственным производителем какого-то конкретного товара или единственным поставщиком услуги.
Во-вторых, продукт монополии
уникален, так как у него отсутствуют
близкие и качественные товары-заменители.
Таким образом, у потребителей в
данном случае отсутствует альтернатива,
и они вынуждены приобретать
товар исключительно у
В-третьих, фирма-монополист является ценовым лидером, то есть может в значительной степени диктовать цену на свою продукцию. Это происходит по причине того, что монополист контролирует весь объем предложения на данном рынке.
В-четвертых, одним из важнейших
отличительных признаков
Наконец, сам продукт, выпускаемый полным монополистом, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.
Монополия в чистом виде – явление достаточно редкое, однако существует множество вариантов близких к абсолютной монополии.
Например, во многих городах
предприятия коммунального
Существуют также «почти монополисты», к которым традиционно относят фирмы, осуществляющие большую часть продаж на конкретном рынке. К примеру, компания Intel предоставляет около 80% центральных микропроцессоров, компания Wham-O через свой бренд Frisbee продает 90% пластиковых одноразовых дисков, а синдикат De Beers, специализирующийся на бриллиантах, фактически контролирует 55% мирового предложения необработанных бриллиантов.
Можно также выделить монополии
географического типа. Например, небольшой
город нередко обслуживается
только одной авиалинией или единственной
железной дорогой. В маленьком и
географически изолированном
Источники монопольной власти
Главной особенностью чистой монополии является наличие у нее монопольной власти. Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек, и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью она обладает. Конечной причиной монопольной власти, следовательно, является эластичность спроса для фирмы.
Если имеется единственная фирма, чистый монополист, ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную власть отдельных производителей.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, следовательно, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. Власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
В данном случае имеет особое значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков». Например, если на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
На практике для вступления на рынок очень часто имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта.[3, с. 246]
Патент – это исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение. Патенты и патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями. Ведущие страны мира договорились установить единый срок действия патента – 20 лет с момента подачи заявки на его выдачу. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по крайней мере, до тех пор, пока не истечет срок действия патента.[1, с. 420]
Государственные лицензии или привилегии в свою очередь устанавливают исключительное право на производство определенных видов товаров и оказание услуг.
Эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на рынке. Это происходит по той причине, что фирмы, только что вступившие на рынок или собирающиеся это сделать, не могут добиться экономии за счет эффекта масштаба и несут большие издержки в связи с производством, а следовательно, вынуждены устанавливать и более высокие цены, что во многих случаях вынуждает их покинуть данный рынок. Институт частной собственности также может быть использован монополией в качестве эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Так, фирма, владеющая сырьем, которое является необходимым для производства, может благодаря этому препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Если на неком рынке действует несколько фирм, то у них существуют различные варианты выстраивания своих стратегий. Они могут агрессивно конкурировать, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка. Это может снизить цену практически до конкурентного уровня. Каждая из фирм не рискнет поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю на рынке, и, таким образом, будет обладать минимально возможной монопольной властью или не будет иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой, а, например, вступить в сговор. Именно так может быть образована картель, участники которой могут договариваться о подъеме цен на продукцию и об ограничении объемов производства. Фирмы будут получать большую прибыль, и поэтому картель имеет большую монопольную власть.
Фирмы могут взаимодействовать различными способами. Важно понимать, что при прочих равных монопольная власть меньше, когда фирмы конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.[3, с. 248]
Даже в тех случаях, когда фирма, на первый взгляд, не защищена от входа в отрасль конкурентов, например, за счет экономии на масштабах своей деятельности или права собственности на ключевые ресурсы, вход в отрасль может быть надежно заблокирован реакцией монополиста на действия конкурентов. Столкнувшись с попыткой вступления на рынок, монополист может самостоятельно создать собственные барьеры, препятствующие входу новых участников на рынок: сбросить цены, начать активную рекламную кампанию или предпринять другие шаги, чтобы помешать новичку добиться успеха.[2, с. 130]
Исходя из вышеизложенного, можно классифицировать монополии по их видам следующим образом:
Разумеется, данная классификация является условной. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой.
Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.[2, с. 156]
Показатели монопольной власти
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния.
Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
Коэффициент Бэйна. Данный показатель, также называемый нормой экономической прибыли, иллюстрирует экономическую прибыль на один доллар собственно инвестированного капитала. Определяется он следующим образом:
.
В условиях конкуренции на
товарном рынке и эффективного финансового
рынка норма экономической
Однако при вычислении и использовании коэффициента Бэйна возникает ряд трудностей, связанных со следующими факторами:
Коэффициент Лернера. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Абба Лернером. Его можно вычислить следующим образом:
,
где MC – предельные издержки;
P – цена единицы продукции.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P=MC и L=0. Чем больше значение коэффициента, тем больше монопольная власть.
Этот коэффициент может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которым сталкивается фирма. Тогда:
,
где Ed означает эластичность спроса фирмы.
Стоит отметить, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене.[3, с. 316]
Коэффициент Тобина. Этот коэффициент связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:
,
где P – рыночная стоимость активов фирмы;
С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если значение коэффициента Торбина больше 1, это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой прибыли. Использование индекса Торбина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. Главное преимущество данного показателя монопольной власти состоит в том, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.