Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:30, курсовая работа
Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.
Абсолютная монополия обладает своими характерными чертами, которые делают ее непохожей на другие рыночные структуры такие, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция или олигополия.
Обычно коэффициент q довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением как правило обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты.[1, с. 182]
Коэффициент Папандреу. Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.
Данный показатель был предложен в 1949г., он также известен как коэффициент проникновения и показывает, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула показателя монопольной власти Папандреу выглядит так:
,
где Qdj - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью, Pj - цена конкурента, j - коэффициент ограниченности мощности конкурентов.
Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, зато отражает две грани монопольной власти: наличие на рынке товаров-заменителей и ограниченность мощности конкурентов.[1, с. 184]
Коэффициент концентрации. Этот показатель рассчитывается как отношение объема продаж отдельной фирмы к общей емкости рынка. Максимальное его значение – 100%, имеющее место в случае существования чистой монополии. Формула имеет вид:
.
Индекс Херфендаля-Хиршмана. Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
,
где n – количество фирм на рынке, x – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли.
Максимальное значение индекса равняется 10000, характеризующее абсолютного монополиста на рынке. Таким образом, чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Индекс Херфендаля-Хиршмана во многих странах, например в США, служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.[1, с. 185]
Подводя итог всему вышесказанному,
необходимо отметить, что абсолютный
монополист является единственным производителем
определенного товара или услуги,
у которых отсутствуют близкие
заменители. Возникновение и
2 .ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА
Чрезвычайно важно оценить абсолютную монополию с точки зрения общества в целом и разобраться в преимуществах и недостатках монополизации рынка.
Основой для такой оценки
станет уровень эффективности, достигаемые
на рынке совершенной конкуренции
в долгосрочном периоде. Как известно,
на рынке совершенной конкуренции,
в ситуации равновесия, предельные
издержки равны рыночной цене единицы
выпускаемой продукции. Таким образом,
производство продолжается до той точки,
за которой получение взаимных выгод
становится невозможным как со стороны
продавцов, так и со стороны покупателей.
В ситуации долгосрочного равновесия
рынка совершенной конкуренции
фирма достигает также
Так как монопольная власть
приводит к повышению цен и
уменьшению объемов производства, следует
ожидать ухудшение
На рисунке 1 (а, б) графически представлены цены, объемы выпускаемой продукции и сравнительная эффективность чистой монополии и совершенно конкурентной отрасли.
Кривая предложения
При данной комбинации цены и объема продукции производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов. Производственная эффективность возникает в связи с тем, что свободный вход и выход с рынка вынуждают фирмы выпускать объем продукции, при котором средние общие издержки будут минимальными. Цена продукта также находится на минимальном уровне. Эффективность распределения ресурсов в ситуации совершенной конкуренции достигается благодаря тому, что выпуск продукции увеличивается до тех пор, пока цена продукта не становится равной предельным издержкам производства очередной единицы.
Допустим, одной из фирм удается поглотить всех своих конкурентов, следовательно, данная отрасль превращается в чистую монополию. Предположим также, что эти изменения в структуре отрасли не повлияли на издержки и спрос на ее продукцию.
Кривая предложения
Рис. 1. Неэффективность абсолютной
монополии в сравнении с
б – абсолютная монополия
Это означает, что предельный доход MR всегда будет меньше цены продажи (на графике кривая MR лежит ниже кривой спроса D). Используя классическое правило MR=MC, монополист принимает решение об объеме выпуска Qm и цены продукции Pm.
Если сравнить два графика на рис.1, то можно сделать вывод, что монополист будет производить продукции меньше и продавать ее по более высокой цене, чем фирмы в совершенно конкурентной отрасли. Из этого следует, что монополия не достигает ни производственной эффективности, ни эффективности распределения ресурсов. Объем производства монополиста меньше Qc, при котором достигается минимум средних общих издержек. Цена монополиста выше конкурентной цены Pc , которая в долгосрочном периоде равна равновесным минимальным средним общим издержкам.[2, с. 480]
Размер недополучения продукции в экономической науке получил название избыточных мощностей монополии. Чем выше эта величина, тем более неэффективной является рыночная структура (монополия) с точки зрения распределения ресурсов в экономике.
Для монополиста выгодно ограничить производство товаров и использовать меньше ресурсов, чем это было бы оправдано с точки зрения общества. Треугольник abc на рисунке 1б наглядно иллюстрирует, что монополия приводит к снижению эффективности, получаемой обществом. Сумма излишка потребителя и излишка производителя в данном случае не является максимальной, так как его определенная часть (Sabc) не распределяется, а следовательно, потеряна для общества. Это так называемый «мертвый груз» монополии и социальная цена. Социальная цена – это цена, которую платит общество ввиду того, что рынок монополизирован. Еще одним выводом из сопоставления параметров конкурентного рынка и рынка чистой монополии является заключение о перераспределении выигрышей от участия в торговле в пользу производителя.
Чистые потери общества находятся в прямой зависимости от суммы экономической прибыли, которую получает монополист.
В общем случае монополия переадресует полученный ею от потребителей доход акционерам, которым она принадлежит. Пользуясь своей властью над рынком, монополии, как уже говорилось ранее, назначают более высокие цены, чем назначила бы совершенно конкурентная фирма, имеющая те же издержки. Фактически они накладывают на потребителей своего рода налог и получают значительную экономическую прибыль. Эти прибыли распределяются неравномерно и в основном среди узкого круга акционеров, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет других слоев общества, переплачивающих за приобретаемую продукцию. Так как в среднем эти владельцы получают более высокий доход, чем покупатели, наличие монополии приводит к усилению неравенства по доходам.
Но есть одно исключение: если покупатели продукции монополии богаче ее владельцев, монополия может сократить неравенство доходов. В целом же такое происходит крайне редко.[2, с. 488]
X-неэффективность монополии
Большинство экономистов и бизнес-аналитиков придерживаются точки зрения, что монополия является менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа на рынок защищает фирму-монополиста от конкурентного давления, что подрывает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при данных ресурсах. Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли и реальным уровнем издержек монополиста составляет X-неэффективность производства в условиях монополии.[1, с. 213]
На рисунке 2 X-неэффективность возникает в точках X и X’, находящихся выше кривой минимальных средних общих издержек. В этих точках издержки производства единицы продукции составляют соответственно ATCx при объеме Q1 и ATCx’ при объеме продукции Q2. В целом, в любой из точек, лежащих выше кривой средних общих издержек, будет наблюдаться неэффективность производства.
Рис. 2. X-неэффективность
Существует ряд причин,
по которым может возникать X-
Надежных свидетельств о степени проявления X-неэффективности пока нет, однако многие специалисты полагают, что X-неэффективность существует и в большей степени подвержена снижению, когда давление конкурентов сильное, чем когда фирмы занимают изолированное рыночное положение.[15, с 311]
Издержки «погони за рентой»
Под «погоней за рентой» в экономической науке понимается деятельность, направленная на перераспределение богатства в пользу конкретной фирмы или поставщика ресурсов за счет кого-то другого или общества в целом. Как известно, монополист может получать экономическую прибыль на протяжении долгосрочного периода. Следовательно, он может пойти на огромные затраты, чтобы занять или сохранить за собой монопольное положение в отрасли, получив лицензию или добившись через свое влияние принятия нужных ему правительственных решений, гарантирующих ему сохранение монопольных привилегий. Очевидно, подобные расходы, связанные с поиском ренты, ничего не добавляют к объему выпуска продукции фирмой-монополистом, но увеличивают ее издержки. Эти дополнительные издержки «погони за рентой» указывают на то, что монополия имеет более высокий уровень издержек и более низкую эффективность, чем показано на рисунке 2. [14, с 223]
Подводя итог, необходимо отметить, что монополия является далеко не самой эффективной рыночной структурой как со стороны общества, так и со стороны экономики в целом. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтет для себя более выгодным ограничить объем продукции и назначить более высокую цену, чем это сделала бы фирма совершенный конкурент. Такое ограничение объема порождает нерациональное использование ресурсов. Они могут блокировать инновации, стремиться к получению ренты и способствовать возникновению X-неэффективности.
Кроме того, монополия способствует
расширению дифференциации населения
по доходам и таким образом
увеличивает имущественное
С другой стороны, фирмы-монополисты зачастую становятся технологическими лидерами, так как могут позволить себе направлять значительные средства на проведение научно-исследовательских разработок и тем самым способствуют технологическому подъему во всей стране в целом.
Однако монополия как форма относительно редко существует в экономике в современном мире.
3. ОСОБЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В условиях формирования рыночной экономики, отказа от принципа директивного планирования появляется потребность в поиске альтернативного механизма регулирования хозяйственных отношений. В развитых странах в качестве такого механизма выступает конкуренция.
В течение длительного времени понятия «монополия» и «конкуренция» игнорировались советской экономической наукой как свойственные исключительно капиталистическому обществу. Однако переход от плановой системы управления к рыночной выявил высокую степень монополизации всех областей экономической жизни и выдвинул задачу развития конкурентных отношений в число первостепенных.
Развитие экономики Республики Беларусь в рамках системы общесоюзного разделения труда привело к формированию крупных предприятий, специализированных на выпуске одного вида продукции. В результате в промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства, не характерный для рыночной экономики.
Численность занятых на одном предприятии БССР составляла в 1970 г. 560 чел., а к 1989 г. Возросла до 1010 чел., что оказалось на 27% выше общесоюзного показателя и в 13 раз выше уровня концентрации в промышленности западноевропейских стран и Японии.[6, с 84]
За годы экономических
реформ структура промышленности республики
претерпела незначительные изменения.
Анализ динамики среднесписочной численности
промышленно-производственного