Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и налоговой системы. Для этого, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, обозначить виды и функции налогов, а также выделить основные принципы налогообложения. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы Налогового Кодекса РФ и виды налогов в российской экономике.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………….……...3
Глава 1.Понятие налогов.
1.1.Определение налогов, принципы действия, виды функции…………………………………………………………………………………………….….4
1.2.Место и роль налогов в системе государственного регулирования………………………………………………………………………………….…….8
Глава 2.Тенденции развития налоговой системы и налоговой политики государства.
2.1.Характеристика Налогового Кодекса РФ………………………...……………………………………………………...……………………14
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………..…………………………………….…..…22
Заключение…………………………………………..………………….…………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………………………….……………………
4.
Каждый налог должен быть так
устроен, чтобы он извлекал
из кармана плательщика
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали « аксиомами » налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:
1.
Уровень налоговой ставки
2.
Необходимо прилагать все
3.
Обязательность уплаты налогов.
4.
Система и процедура выплаты
налогов должны быть простыми,
понятными и удобными для
5.
Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой
к меняющимся общественно-
6.
Налоговая система должна
Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Существуют 3 способа взимания налогов:
1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.
2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).
3. По декларации (подача деклараций
по налогам).[13]
1.2.Место и роль налогов в
системе государственного
В рыночной экономике налоги выполняют
столь важную роль, что можно с уверенностью
сказать: без хорошо налаженной, четко
действующей налоговой системы, отвечающей
условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов,
какие функции они выполняют в хозяйственном
механизме? Отвечая на эти вопросы,
обычно начинают с того, что налогам принадлежит
решающая роль в формировании доходной
части государственного бюджета. Это,
конечно, так. Но не это главное для характеристики
роли налогов: государственный бюджет
можно сформировать и без них. Например,
с помощью экономических нормативов, отчислений
от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей
стране ряд лет. На первое место из всех
уже ранее перечисленных в данной работе
функций налогов следует поставить функцию,
без которой в экономике, базирующейся
на товарно-денежных отношениях, нельзя
обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах
- это регyлирyемая экономика. Так например экономика Франции, как и других промышленно
развитых капиталистических стран, основана
на принципе свободного предпринимательства
и торговли, однако степень свободы ценообразования
задается объективными экономическими
законами, а также государственным регулированием.
Несмотря на действие принципа свободного
установления
цен, государство во Франции может прямо
регулировать цены на
некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную
продукцию,
газ, электроэнергию, транспортные услуги.
Оно может также осуществлять контроль
за ценами в условиях конкуренции.
Представить себе эффективно фyнкционирyющyю
рыночную экономику в современном мире,
не регyлирyемyю государством, невозможно.
Иное дело - как она регyлирyется, какими
способами, в каких формах и т.д. Здесь
возможны варианты. Но каковы бы ни были
эти формы и методы, центральное место
в самой системе регyлирования принадлежит
налогам.
Госyдарственное регyлирование осyществляется
в двyх основных направлениях:
- регyлирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным образом
в определении "правил игры", то есть
разработка законов, нормативных актов,
определяющих взаимоотношения действующих
на рынке лиц, прежде всего предпринимателей,
работодателей и наемных рабочих. К ним
относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регyлирyющие
взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность
банков, товарных и фондовых бирж, а также
бирж труда, торговых домов, устанавливающие
порядок проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг и т.п.
Это направление государственного регулирования
рынка непосредственно с
налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства,
общественного производства. Здесь речь
идет главным образом о финансово-экономических
методах воздействия государства на интересы
людей,
предпринимателей с целью направления
их деятельности в нужном, выгодном обществу
направлении.
Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:
-достижение постоянного
-обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
-обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
-обеспечение определенного
-создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
-равновесие во
Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости приведет к повышению цен, так как надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства. Так же учитывая всё сказанное, расширяется фискальная функция налогов: кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства обращения частных предприятий, повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
Основные направления
-прямое субсидирование
-государственные инвестиции в
-реализация значительной
-налоговое регулирование,
Местные органы управления дополняют
это косвенной помощью. Сюда относятся
скидки с продажной цены или арендной платы
при покупке или найме земельных участков
и зданий, обеспечение займов, участие
в гарантийных фондах, создание промышленных
зон. Территории и здания в промышленных
зонах зачастую предоставляются предприятиям
на благоприятных финансовых условиях.
Нередко там за муниципальный счет осуществляется
строительство специальных производственных
помещений, позволяющих развить новые
виды хозяйственной деятельности. И конечно,
к стимулирующим мерам относится постоянное
или временное освобождение от местных налогов.[1]
Налоговая политика развитых
стран, как правило, рассчитана на привлечение
частного капитала. Стимулирующее воздействие
налоговых льгот можно рассматривать
как форму косвенного субсидирования
предпринимательской
В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.
Финансовое воздействие
Через налоги в западных странах решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими. Понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами. Также увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки и применяющиеся в старых двигателях. Так «компенсировались» дополнительные расходы на катализаторы.
Налогам присуща одновременно стабильность
и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения,
тем увереннее чyвствyет себя предприниматель:
он может заранее и достаточно точно рассчитать,
каков бyдет эффект осyществления
|
Информация о работе Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования