Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и налоговой системы. Для этого, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, обозначить виды и функции налогов, а также выделить основные принципы налогообложения. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы Налогового Кодекса РФ и виды налогов в российской экономике.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………….……...3
Глава 1.Понятие налогов.
1.1.Определение налогов, принципы действия, виды функции…………………………………………………………………………………………….….4
1.2.Место и роль налогов в системе государственного регулирования………………………………………………………………………………….…….8
Глава 2.Тенденции развития налоговой системы и налоговой политики государства.
2.1.Характеристика Налогового Кодекса РФ………………………...……………………………………………………...……………………14
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………..…………………………………….…..…22
Заключение…………………………………………..………………….…………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………………………….……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 191.60 Кб (Скачать файл)

4. Каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.

Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в  них самих, они стали « аксиомами  » налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, т.е. уровня  доходов. Налог с дохода должен  быть прогрессивным. Принцип этот  соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих  странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической  политики.

Существует  два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом  особым образом. Для разных шедул  могут быть установлены различные  ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все  доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая  система облегчает расчет налогов  и упрощает планирование финансового  результата для предпринимателей.

Существуют 3 способа взимания налогов:

1.       Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2.       У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3.       По декларации (подача деклараций по налогам).[13] 

1.2.Место и роль налогов в  системе государственного регулирования.

В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?   Отвечая на эти вопросы,  обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.  Например, с помощью экономических нормативов, отчислений от  прибыли  в бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место из всех уже ранее перечисленных в данной работе функций налогов следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов -  регулирующая. 
   Рыночная экономика  в  развитых  странах  - это регyлирyемая экономика. Так например экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.  
Несмотря на действие принципа свободного установления  
цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на  
некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию,  
газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

Представить себе эффективно фyнкционирyющyю  рыночную экономику в современном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регyлирования принадлежит налогам. 
   Госyдарственное регyлирование осyществляется в двyх основных направлениях: 
   - регyлирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с 
налогами не связано; 
   - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, 
предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая  политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:

-достижение постоянного устойчивого  экономического роста;

-обеспечение стабильности цен  на основные товары и услуги;

-обеспечение полной занятости  трудоспособного населения;

-обеспечение определенного минимального  уровня доходов населения;

-создание системы социальной  защищенности граждан, в первую очередь                           пенсионеров, инвалидов, многодетных;

-равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости  приведет к повышению цен, так как надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства. Так же учитывая всё сказанное, расширяется фискальная функция налогов: кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства обращения частных предприятий, повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления воздействия  финансово-бюджетного механизма государства  на процесс расширенного воспроизводства следующие:

-прямое субсидирование предприятий  в виде дотаций или возвратных ссуд;

-государственные инвестиции в экономику;

-реализация значительной части  товаров и услуг через систему государственных закупок, поскольку государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя продукции;

-налоговое регулирование, включая  местные налоги и налоговые льготы.

Местные органы управления дополняют  это косвенной помощью. Сюда относятся  скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов, участие в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания в промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях. Нередко там за муниципальный счет осуществляется строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение от местных налогов.[1] 
     Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

Финансовое воздействие налогами  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственная активность ведут к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. При этом лицензирование также следует рассматривать в виде дополнительного местного налога — лицензионного сбора. Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Другой метод — отмена налоговых льгот.

Через налоги в западных странах решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими. Понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами. Также увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки и применяющиеся в старых двигателях. Так «компенсировались» дополнительные расходы на катализаторы.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения, тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:   он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков бyдет эффект осyществления 
того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п.   
   Не зная твердо,  каковы бyдyт yсловия и ставки налогообложения  в  предстоящем  периоде,  невозможно рассчитать,  какая же часть ожидаемой прибыли уйдет  в  бюджет,  а  какая  достанется 
предпринимателю. 
   Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  yстановлены раз и  навсегда.  "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  yстойчивость социально-политической  ситyации,  Системy налогообложения можно считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными  основные  принципы  налогообложения, 
состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). 
   Частные изменения могyт вноситься ежегодно,  но при этом желательно, чтобы они были yстановлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного  года. 
Стабильность налогов означает относительнyю  неизменность  в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с госyдарственным бюджетом. 
   Но стабильность системы налогообложения - не догма и не  самоцель. Ради  нее  нельзя  жертвовать ни одной из присyщих этой системе и выполняемых ею фyнкций. Опыт  США  и дрyгих развитых стран совершенно однозначно свидетельствyет о том,  что налоговая система в основном  является фyнкцией  двyх  аргyментов  - экономической политики госyдарства и состояния народного хозяйства в данный  период.  Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требyют внесения определенных изменений в налоговyю системy, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года. 
  [8] 
 
 
Динамизм налоговой системы обусловлен не только изменением видов налогов, но еще  большей степени - подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит от величины налоговых ставок. Поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к  манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый процесс  для отдельных налогоплатильщиков, применяют налоговые льготы, в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования. 
Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в  государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа: 
• ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет; 
• ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику"); 
• точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.  
Если налоговая ставка превышает объективную границу (точка А), то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ. 
Это положение можно проиллюстрировать графически.

 

 
  
Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить  идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в  оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что  при такой ставке налога, как в  Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.[7]  
Налоги - это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц. 
Индивидyализация налоговых ставок,  льгот и санкций  запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. 
   Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формируются по принципам,  присyщим нормативам.  Например,  ставкy налога на  прибыль  можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но yстановленный  на  общегосyдарственном уровне. 
   Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой  изъятия части доходов  граждан  и предприятий в государственный бюджет. 
Одно из  этих  преимуществ  -  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и  санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами,  а  принятыми  парламентами 
Законами. 
 Ставка налога может зависеть от категории,  к которой относится плательщик,  от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие, но  она  не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. 
   А фиксированный  размер  ставок  и их относительная стабильность способствует развитию  предпринимательской  деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Информация о работе Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования