Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и налоговой системы. Для этого, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, обозначить виды и функции налогов, а также выделить основные принципы налогообложения. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы Налогового Кодекса РФ и виды налогов в российской экономике.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………….……...3
Глава 1.Понятие налогов.
1.1.Определение налогов, принципы действия, виды функции…………………………………………………………………………………………….….4
1.2.Место и роль налогов в системе государственного регулирования………………………………………………………………………………….…….8
Глава 2.Тенденции развития налоговой системы и налоговой политики государства.
2.1.Характеристика Налогового Кодекса РФ………………………...……………………………………………………...……………………14
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………..…………………………………….…..…22
Заключение…………………………………………..………………….…………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………………………….……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 191.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тенденции развития налоговой  системы и политики  государства

2.1.Характеристика Налогового Кодекса  РФ

    Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Налоговое законодательство России часто подвергается изменениям и пока не обладает такими важными качествами как стабильность и предсказуемость. Можно предположить, что одной из существенных причин нестабильности налогового законодательства России является то, что оно функционирует не так давно по сравнению с устоявшимися экономическими и налоговыми системами других стран. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль. Ей удавалось обеспечивать поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Но затем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, все недостатки существующей системы становились всё более очевидными. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 90–х годов в Российской Федерации налоговая система из - за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны. Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и «закононепослушных» налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

Для исправления ситуации в 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

Она подвергла коренному реформированию налоговую сферу и закрепила  принципиально новые методы правового  регулирования налоговых отношений.  
Часть первая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) ввела специальное правило вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, то есть избавила налогоплательщика от изменений как налогового законодательства в течение налогового периода, так и в целом налоговой системы Российской Федерации в течение календарного года. Но введенное ограничение, не позволявшее произвольно выбирать момент введения в действие акта законодательства о налогах,трансформировалось в препятствие, лишающее медлительных законодателей территориального уровня возможности изменять параметры налоговой системы после начала календарного года. Это привело к тому, что сразу после вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ на федерального законодателя было оказано давление, основанное на требовании временно приостановить действие рассматриваемого ограничения. Закон был изменён: положения ст. 5 НК РФ, определяющие правила действия законодательных актов о налогах и сборах во времени, вступили в силу с 1 января 1999 г.. Однако содержание п. 1 этой статьи (в первоначальной редакции) в полном объеме не выполняло задачу пресечь такой вариант законодательной практики, как принятие законов о налогах в конце декабря одного года и введение их в действие с 1 января следующего года. Для случаев установления и введения новых налогов и сборов не предусматривался минимальный срок, по истечении которого акты законодательства о налогах вступали бы в силу. В п. 1 ст. 5 НК РФ лишь указывалось, что такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (минимальный срок в один месяц в этот пункт был введен с 1 января 2000 г.). Но даже такая редакция ст. 5 НК РФ определенным образом могла защитить налогоплательщиков от произвольных изменений налогового законодательства в течение календарного года.  
 
Но в любом случае принятие первой части Налогового дало положительное действие. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения. Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.Таким образом на сегодняшний день структура Налогового кодекса такова: Налоговый кодекс РФ подразделяется на две части: общую и особенную. Каждая из них разделяет в себе разделы (всего их 9), которые, в свою очередь, делятся на главы (всего 28 глав), состоящие из статей (363 статьи).[5]

 Что касается непосредственно самой налоговой системы, то её поддерживает Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно  ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги. Конституционный суд РФ в  постановлении от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления ).Таким образом, понятие « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Налоговый кодекс определяет общие принципы и  понятия налогообложения, права  и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых  органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним  и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок. В дополнение ко всему необходимо выделить объекты  налогообложения, льготы по налогам  согласно налогового кодекса.

Объектами налогообложения, исходя из налогового кодекса, могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы: 
1.необлагаемый минимум объекта налога; 
2.изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; 
3.освобождение от уплаты налога отдельных лиц либо категории плательщиков;  
4.понижение налоговых ставок; 
5.вычет из налогового оклада; 
6.целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты;

    Таким образом, все изменения налоговой системы с 1991 года, предусмотренные обеими частями Налогового кодекса, направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение единой и понятной  в границах Российской Федерации  налоговой системы, установление  правовых механизмов взаимодействия  всех ее элементов в рамках  единого налогового правового  пространства;

- возрастание справедливости налоговой  системы за счет выравнивания  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков, отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов, исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание;

- развитие налогового федерализма  при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов  закрепленными за ними и гарантированными  налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой  системы, обеспечивающей сбалансированность  общегосударственных и частных  интересов, содействующей развитию  предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства  России и благосостояния ее  граждан;

- ослабление общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков  путем более равномерного распределения  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков, продолжения курса  на дальнейшее постепенное снижение  ставок по основным федеральным  налогам и облегчения налоговой  нагрузки на фонд оплаты труда;

- формирование единой налоговой  правовой базы, совершенствование  системы ответственности за налоговые  правонарушения и улучшение налогового  администрирования;

- упрощение налоговой системы  за счет установления исчерпывающего  перечня налогов и сборов с  сокращением их общего числа,  а также за счет максимальной  унификации, действующих режимов  исчисления и порядка уплаты  различных налогов и сборов;

- обеспечение стабильности налоговой  системы, а также определенности  в объемах налоговых платежей  для налогоплательщиков на длительный  период.

Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие налоги), формирующие основу российской налоговой системы. Эти налоги одобрены как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, здесь они показали свою достаточно высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики.[7] 
    Что же касается прочих налогов, то многие  из них сильно изменились. В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов налогов и сборов. При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

При этом для конкретного налогоплательщика  количество уплачиваемых налогов несравненно  меньше, чем это предусмотрено  в Кодексе, поскольку в их числе  достаточно много специфических  налогов, уплата которых возложена  на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в  частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых физическими лицами. Установленный  в Кодексе перечень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В  частности, добывающие предприятия  получают возможность вместо акцизов  на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который  возникает при достижении определенного  уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи.

Наиболее существенные поправки Налоговый  кодекс внес в существовавшие до его  принятия режимы уплаты взносов в  государственные социальные внебюджетные фонды. В перечень федеральных налогов  и сборов в качестве самостоятельного налогового платежа включен единый социальный налог (взнос) взамен действовавших  ранее взносов в четыре государственные  социальные внебюджетные фонда с  установлением регрессивной шкалы  этого налога.

Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой. Изменена структура налогов, направленная на минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность. Вместе с тем в налоговой системе России появились и новые налоги, изменилось разделение налогов на федеральные и региональные.

Вместо существующего до введения в действие всех глав второй части 
Налогового кодекса большого числа местных налогов их перечень ограничен только пятью. Отменены многие местные налоги. В частности, по мере введения на территории субъектов федерации налога с продаж отменяются 16 неэффективных и трудных в администрировании местных налогов. С введением первых четырех глав части второй Кодекса отменен также налог на содержание жилищного фонда и объектов социально–культурной сферы, на который приходилось до 70 процентов от всей суммы поступлений по местным налогам. Однако для сохранения уровня доходов местных бюджетов в составе местных налогов предусмотрен муниципальный налог, налоговая база которого соответствует налогу на доходы организаций, а предельная ставка составляет 
5 процентов. Если рассматривать установленную Налоговым кодексом систему налогов с качественной стороны, то здесь также можно обнаружить достаточно много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь связано с отменой действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер, которые нарушали единое экономическое пространство России и препятствовали свободному перемещению по ее территории товаров и услуг.

 Вместе с тем следовало бы подчеркнуть, что Кодексом в общем, объеме налоговых платежей сохранена высокая доля косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость и акцизов, это обусловлено необходимостью укрепления доходной базы бюджета, поскольку полнота сбора этих налогов заметно выше, чем у прямых налогов. Одновременно с этим 
Кодексом повышается фискальное значение и увеличение доли налогов и сборов, связанных с использованием природных ресурсов, недр, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования региональных и местных бюджетов.

В отличие от принятого в 1991 г. и  уточнявшегося на протяжении многих лет налогового законодательства, выразившегося  в наличии нескольких десятков законов  и подзаконных актов, в Налоговом  кодексе установлена четкая кодификация  налогов, узаконена жесткая процедура  их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций.

В частности, по федеральным налогам  и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой  базы, налоговых ставок, налоговых  льгот и сборов, устанавливается  самим 
Кодексом. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с 
Конституцией Российской Федерации в Кодексе прописываются общие для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в Российской 
Федерации.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской 
Федерации и органы местного самоуправления устанавливают соответственно региональные и местные налоги и сборы, изменяют их ставки, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с общими принципами налогообложения. 
      Принципиальное значение имеет установление для всех налогоплательщиков – работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по этим платежам, в качестве которой предусматривается общая сумма доходов в виде выплат, вознаграждений и иных доходов, начисляемых в пользу наемных работников. Также решена проблема более равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. 
Это обеспечено в Кодексе, прежде всего, за счет сокращения огромного количества бессистемно действовавших налоговых льгот, которые нарушали принцип справедливости налоговой системы по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями. 
Общеизвестно, что льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Кроме этого, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали тех адресатов, для которых они вводились. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения. Вместе с тем отмена большей части льгот не означает, что налоговая система страны не будет выполнять регулирующую функцию. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены многие льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных граждан страны.[6]

Информация о работе Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования