-
правила налогообложения дивидендов,
процентов и иного распределения
по ценным бумагам, полученных
заемщиком, в том числе в
случаях, когда одной из сторон
сделки является нерезидент.
г) Учет отдельных видов
расходов.
Будут
выработаны подходы к решению
отдельных вопросов налогообложения
налогом на прибыль организаций
розничной и мелкооптовой торговли.
Также будет усовершенствован механизм
учета для целей налогообложения
расходов организаций на освоение природных
ресурсов. И начиная с 2010 года должна
быть введена в действие новая
редакция статьи 275.1 Кодекса, направленная
на уточнение порядка налогообложения
прибыли налогоплательщиков, осуществляющих
деятельность, связанную с использованием
объектов обслуживающих производств
и хозяйств.
д)
Сближение бухгалтерского и налогового
учета.
Предполагается
отказаться в налоговом учете
от переоценки полученных и выданных авансов
и задатков, выраженных в иностранной
валюте.
Совершенствование налога на добавленную стоимость.
В плановом периоде предполагается
продолжить работу по оптимизации
перечня документов, подтверждающих
обоснованность и правомерность
применения нулевой ставки процентов
по налогу на добавленную стоимость,
а также работу по созданию
системы контроля вывоза товаров
с таможенной территории Российской
Федерации, одобренных распоряжением
Правительства Российской Федерации от
7 марта 2008 г. № 228-р. В целях совершенствования
процедуры возмещения налога рассматривается
вопрос о внесении в Кодекс изменений,
направленных на сокращение сроков возмещения
при осуществлении отдельных операций,
облагаемых налогом по нулевой ставке.
Совершенствование акцизного налогообложения.
В
ближайшее время не планируется
существенных изменений в акцизном
налогообложении. Вместе с тем, планируется
внести ряд поправок, направленных
на уточнение действующего порядка
налогообложения с целью повышения
его эффективности. Будет изменён
порядок уплаты акциза при реализации
(передаче) налогоплательщиками произведенных
ими подакцизных товаров. Также для предотвращения
возможности уклонения от уплаты акциза
на алкогольную продукцию предлагается
уточнить действующий порядок исчисления
и уплаты акцизов. Для этого указав, что
суммы акциза, уплаченные при приобретении
подакцизных товаров, использованных
в качестве сырья, принимаются к вычету
только в том случае, если использование
этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ,
рецептурами и другой нормативно-технической
документацией, согласованной с соответствующим
федеральным органом исполнительной власти.
Одновременно предполагается также дополнить
перечень документов, подтверждающих
право на налоговые вычеты, документами,
подтверждающими количество сырья, фактически
использованного в производстве. Ещё одним
изменением будет являться, что налогоплательщики,
реализующие произведенные ими подакцизные
товары на экспорт, будут иметь право на
освобождение от уплаты акциза при условии
представления в налоговый орган поручительства
банка или банковской гарантии. И, наконец,
предполагается осуществлять ежегодную
индексацию ставок акцизов с учетом реально
складывающейся экономической ситуации.
Налог на доходы физических лиц.
Для
упрощения работы, связанной с
декларированием доходов налогоплательщиков,
предполагается освободить от представления
налоговой декларации физических лиц,
у которых налоговых обязательств
перед бюджетом не возникает, однако
для реализации права на освобождение
от налога на доходы физических лиц (получение
разного рода налоговых вычетов)
требуется представление налоговой
декларации. В среднесрочной перспективе
необходимо уточнить определение налогового
резидентства физических лиц, целесообразно
предоставление возможности определения
налогового резидентства на основании
центра жизненных интересов физического
лица. И в рамках концепции создания
в Российской Федерации международного
финансового центра предполагается
внести целый ряд изменений в
законодательство о налогах и
сборах в части уплаты налога на
доходы физических лиц, направленных на
оптимизацию порядка налогообложения
физических лиц при совершении ими
операций с ценными бумагами и
финансовыми инструментами срочных
сделок.
Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В
Бюджетном послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации «О бюджетной политике
в 2009-2011 годах» указывается на необходимость
принятия главы Кодекса, регулирующей
взимание налога на жилую недвижимость
граждан. Указанная мера была предусмотрена
и Основными направлениями налоговой
политики на 2009 и плановый период 2010
и 2011 годов.Проект федерального закона
№ 51763-4 «О внесении изменений в часть
вторую Кодекса и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации»,
предусматривающий установление местного
налога на недвижимость, который заменит
для соответствующих налогоплательщиков
налог на имущество физических лиц,
а также земельный налог в
части налогообложения установленных
объектов, принят Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации
в первом чтении 10 июня 2004 года.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа).
Природные
ресурсы остаются основным источником
доходов бюджетной системы Российской
Федерации. Особое внимание уделяется
системе налогообложения добычи
полезных ископаемых, в отраслях по
эксплуатации которых образуются значительные
рентные доходы. В рамках дальнейшего
совершенствования налогообложения
добычи углеводородного сырья предлагается:
1.
В целях рационального использования
энергетических ресурсов и обоснованного
снижения налоговой нагрузки
на нефтедобывающую отрасль экономики
в части НДПИ, а также создания
стимулов для разработки месторождений
с высоким уровнем затрат, будут
введены «налоговые каникулы»
при добыче нефти на новых
месторождениях, расположенных в
Черном и Охотском морях.
2.
В целях создания стимулов
для разработки малых месторождений
предполагается ввести понижающие
коэффициенты при добыче нефти
на таких месторождениях.
3.
В рамках повышения эффективности
использования природных ресурсов
в Российской Федерации предлагается
продолжить работу по созданию
налоговых и финансовых стимулов
для утилизации попутного нефтяного
газа, а также рассмотреть вопрос
об отмене нулевой ставки с
фактических потерь нефти и
налогообложении добытой нефти
на устье скважины с созданием
соответствующих систем учета
нефти и попутного газа.
4.
В рамках дальнейшего совершенствования
порядка налогообложения добычи
полезных ископаемых предполагается
разработать и закрепить с
2010 – 2011 годов в законодательстве
о налогах и сборах механизм,
позволяющий создавать налоговые
стимулы для добычи нефти из
комплексных месторождений, что
позволит значительно увеличить
эффективность разработки месторождений.
5.
В соответствии с одобренными
ранее документами, определяющими
основные направления налоговой
политики в Российской Федерации
на трехлетнюю перспективу, предполагалось
перейти в долгосрочной перспективе
на налогообложение добавочного
дохода, возникающего при добыче
природных ресурсов. Такой подход
может быть реализован в разных
формах, например, на основе применения
налога на дополнительный доход
от добычи углеводородов, ресурсно-рентного
налога или дополнительного налога
на прибыль.
7. Налог на добычу полезных
ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых
полезных ископаемых.
Начиная
с 2010 года предполагается перейти на
взимание налога на добычу полезных ископаемых
по углю на основании специфических
налоговых ставок, дифференцированных
в зависимости от вида угля, при
этом для каждого вида угля будут
установлены специфические налоговые
ставки, что отражает наличие принципиально
различных рынков угля с отличающимся
уровнем цен. Специфические ставки
налога по видам углей на 2010 год
будут рассчитаны исходя из задачи
обеспечения поступлений налога
на добычу полезных ископаемых на уровне
2007 года с учетом фактически сложившегося
уровня цен на уголь в 2008 году и
их прогнозных значений на 2009 и 2010 годы.
Так, за 1 тонну добытого антрацита
будет установлена ставка 55 рублей,
коксующегося угля – 70 рублей, бурого
угля – 10 рублей, прочего угля – 34 рубля.
В рамках предлагаемого порядка
налогообложения добычи угля будет
предусмотрено периодическое применение
к ставкам налога на добычу полезных
ископаемых коэффициента-дефлятора, учитывающего
изменение цен на уголь, определяемого
ежегодно. Это позволит, начиная
с 2011 года автоматически индексировать
налоговые ставки в соответствии
с фактически сложившимся уровнем
цен на уголь в предыдущем году.
8.Совершенствование водного
налога.
Ставки
водного налога, установленные главой
25.2 «Водный налог» Кодекса, сформированы
на расчетной базе 2003 года и базовых
экономических условиях 2004 года и
не учитывают изменение экономических
условий, произошедших за 5 лет со дня
их принятия. Данные размеры ставок
водного налога обеспечивают поступление
сумм налога, составляющих менее 30% от
суммы затрат, необходимых для
оптимального содержания и развития
водохозяйственного комплекса. В условиях
рыночной экономики, существующих проблем
в области использования и
охраны водных ресурсов (например, водоемкость
производства в России в несколько
раз выше по сравнению с промышленно
развитыми странами), а также необходимости
обеспечения устойчивого использования
природно-ресурсного потенциала и, в
том числе, водных объектов, сохранение
данного положения нерационально. Для
решения данной проблемы в 2009 году будет
продолжена работа по подготовке проекта
федерального закона, предусматривающего
индексацию ставок водного налога, однако
саму индексацию ставок данного налога
с учетом общеэкономической ситуации
целесообразно осуществлять не ранее
2011 года. Кроме того, в целях приведения
в соответствие положений главы 25.2 «Водный
налог» Кодекса с водным законодательством
Российской Федерации целесообразно в
2009 – 2010 годах внести изменения в указанную
главу в части уточнения плательщиков
водного налога, объекта налогообложения
и размера ставок.
9.Налогообложение в рамках
специальных налоговых режимов.
В
целях придания специальным налоговым
режимам более целевого, стимулирующего
характера следует усовершенствовать
критерии, дающие право субъектам
предпринимательской деятельности
применять специальные налоговые
режимы, а также уточнить перечень
видов предпринимательской деятельности,
в отношении которых они могут
применяться. Применение таких налоговых
режимов должно стать возможным
исключительно представителями
малого предпринимательства.
10.Совершенствование порядка
изменения срока уплаты налога и иные
вопросы налогового администрирования.
Главой
9 Кодекса в настоящее время
урегулированы основные положения
об изменении срока уплаты налогов
и сборов в форме отсрочки (рассрочки),
инвестиционного налогового кредита.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная
практика отсрочка (рассрочка), инвестиционный
налоговый кредит не используются с
учетом их предназначения. Это происходит
не только из-за существующей неопределенности
в отношении обоснования их предоставления
и полномочий органов исполнительной
власти или организаций подтверждать
наличие оснований для предоставления
отсрочки (рассрочки), инвестиционного
налогового кредита, но и в связи
с тем, что изменение сроков уплаты
налогов отождествляется в ряде
случаев с предоставлением налоговых
льгот. При этом изменения, внесенные
в Кодекс в 2008 году и направленные
на передачу Министру финансов Российской
Федерации полномочий по предоставлению
отсрочки (рассрочки) по уплате налога,
касаются принятия решений по ограниченным
случаям.
11.Урегулирование вопросов
налогообложения организаций, осуществляющих
строительство транспортной, коммунальной
и социальной инфраструктуры, а также
инженерных сетей.
В
течение нескольких лет рассматривается
вопрос об изменении системы налогообложения
организаций, которые в рамках реализации
проектов по строительству жилья, нежилых
помещений также осуществляют строительство
объектов транспортной, коммунальной,
социальной инфраструктуры, инженерных
сетей. Проблемы налогообложения указанных
организаций возникают вследствие
того, что в соответствии с законодательством
указанные объекты должны находится
в собственности муниципальных
властей либо эксплуатирующих организаций.
В этой связи необходимо отметить, что
возможность правомерного возложения
обязанности на застройщиков по строительству
(реконструкции) данных объектов, с целью
их последующей безвозмездной передачи
в государственную (муниципальную) собственность
законодательно закреплена только в рамках
правоотношений. Данные правоотношения
установлены между органами местного
самоуправления и застройщиками по вопросу
развития застроенных территорий и только
в рамках соответствующего договора, заключаемого
в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного
кодекса Российской Федерации. Вместе
с тем, учитывая правовую природу договора
развития застроенной территории и его
значимость для развития рынка доступного
жилья представляется целесообразным
установить специальное правовое регулирование
в отношении определения налоговой базы
по налогу на прибыль для организаций,
осуществляющих строительство транспортной,
коммунальной и социальной инфраструктуры,
а также инженерных сетей в рамках реализации
договора развития застроенной территории.
Также
необходимо отметить, что вопросы предоставления
находящихся в государственной (муниципальной)
собственности незастроенных земельных
участков для целей строительства Земельным
кодексом Российской Федерации также
полноценно не урегулированы. Повсеместно
при предоставлении находящихся в государственной
(муниципальной) собственности незастроенных
земельных участков для целей строительства
существует практика навязывания указанными
органами дополнительных обременений
инвесторам в виде их обязательств по
строительству (реконструкции) объектов
транспортной, коммунальной и социальной
инфраструктуры, а также инженерных сетей,
с целью их последующей безвозмездной
передачи в государственную (муниципальную)
собственность. Такое положение является
мощным сдерживающим фактором обеспечения
инвестиционной привлекательности в реальном
секторе экономики – строительстве объектов
жилого и производственного назначения.