Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа
В этой связи, целью работы является экономическая природа налогов. Вместе с тем, отсутствие системных исследований теории, методологии формирования налоговой политики предопределило выбор темы курсовой работы, цель, задачи, структуру и направления исследования.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать возникновение и развитие налогов;
- изучить функции налогов;
-провести оценку деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области;
- изучить проблемы налоговой политики в регионе;
-дать рекомендации по улучшению собираемости налогов.
Введение…………………………………………………………………………3
Гл.1 Экономическая природа налогов………………………………………...6
1.1 Возникновение и развитие налогов………………………………………6
1.2 Функции налогов…………………………………………………………..9
Гл.2 Налоговая политика на примере Оренбургской области………………12
2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области………………………………………………………….12
2.2 Проблемы налоговой политики в регионе………………………………19
2.3 Рекомендации по улучшению собираемости налогов………………….25
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Самарский Государственный архитектурно-строительный
университет
Кафедра теоретической экономики и экономики недвижимости
Курсовая работа
по экономической теории
Тема: Налоги и налоговая политика государства
САМАРА 2011
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Гл.1 Экономическая природа налогов………………………………………...6
1.1 Возникновение и развитие налогов………………………………………6
1.2 Функции налогов………………………………………………………….
Гл.2 Налоговая политика на примере Оренбургской области………………12
2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области………………………………………………………….
2.2 Проблемы налоговой политики в регионе………………………………19
2.3 Рекомендации по улучшению собираемости налогов………………….25
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….34
Введение.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще. Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Особенно актуальны вопросы формирования эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, которые обострились в условиях спада экономики. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Объектом исследования данной работы является влияние налогов и налоговой политики на экономическое развитие страны.
Предметом исследования является оптимизация процессов управления налогооблажением ,в том числе в условиях финансового кризиса.
В этой связи, целью работы является экономическая природа налогов. Вместе с тем, отсутствие системных исследований теории, методологии формирования налоговой политики предопределило выбор темы курсовой работы, цель, задачи, структуру и направления исследования.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать возникновение и развитие налогов;
- изучить функции налогов;
-провести оценку деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области;
- изучить проблемы налоговой политики в регионе;
-дать рекомендации по улучшению собираемости налогов.
Вопросам формирования государственной налоговой политики посвящены работы отечественных ученых А.В. Аронова , С.В. Барулина , И.В. Горского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, С.П. Колчина, В.Г. Панскова , Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и др. Рассмотрение и оценка отдельных элементов налоговой политики и налогово-бюджетного федерализма представлены в трудах Л.М. Архипцевой, Х.М. Богова, Д.Г. Бурцева, Е. Бухвальда, О.А. Мироновой, А.Б. Паскачева, Ф.Ф. Ханафеева. Труды зарубежных авторов по проблемам формирования и реализации налоговой политики не нашли достаточного применения в данном исследовании, так как не учитывают особенности налогового и бюджетного законодательства России, межбюджетных отношений, особенностей хозяйствования. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов в области теории налогообложения, государственной налоговой политики, налогового планирования и прогнозирования, налогового администрирования. Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам налогообложения, статистические данные Росстата, Управления Федеральной налоговой службы России, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации. Наиболее четко описано нормативно-правовое регулирование налоговой политики в книге:Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 340с. В изучении кодексов и законов мне помогла книга : Кодексы и законы РФ. : налоговый Кодекс РФ, часть вторая/-СПб.:ИГ «Весь»,2008.-992с. Также с помощью книги: Чернышев, А. А. Выступление на заседании Законодательного Собрания области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов» я ознакомилась с изменениями в законодательстве и уточнениями ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы в период 2010-2012 годов. Для доказательства выдвигаемых теоретических положений и при обосновании практических рекомендаций использовались диалектический метод познания, метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы (наблюдения, группировки, сравнения), системный подход. Практическая значимость полученных результатов в курсовой работе будет состоять в применении методических подходов и рекомендаций, способствовать достижению целей развития как в условиях роста экономики, так и в условиях экономического кризиса для формирования основных направлений налоговой политики государства.
Глава1. Экономическая природа налогов.
1.1 Возникновение и развитие налогов.
Возникновение и существование налогов обусловлено необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ.
Общественные (коллективные) блага - это такие товары и услуги, производство которых неэффективно на частных рынках, поскольку они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы одновременно не попасть в распоряжение других лиц, и, кроме того, могут предоставляться им без дополнительных затрат. К общественным благам относятся, например, национальная оборона, правоохранительная система, государственное управление, автомагистрали национального значения, система всеобщего среднего образования и т. п.
Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его за счет налогов.
Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.[10]
В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:
Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе государство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.
Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.
Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя государство, между налогоплательщиками и государством не существует посредников.[11]
Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но поскольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей экономистов, философов и правоведов стало научное обоснование объективной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.
Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов. Наиболее известными среди них были:
а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривав
шие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);
б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);
в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как спра
ведливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй);
г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);
д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль).
В последней четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.
Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) внесли: А. Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, А. Лаффер.[14]
1.2Функции налогов.
Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.
Основными характеристиками налога являются:
• принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;