Налоги и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи, целью работы является экономическая природа налогов. Вместе с тем, отсутствие системных исследований теории, методологии формирования налоговой политики предопределило выбор темы курсовой работы, цель, задачи, структуру и направления исследования.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать возникновение и развитие налогов;
- изучить функции налогов;
-провести оценку деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области;
- изучить проблемы налоговой политики в регионе;
-дать рекомендации по улучшению собираемости налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Гл.1 Экономическая природа налогов………………………………………...6
1.1 Возникновение и развитие налогов………………………………………6
1.2 Функции налогов…………………………………………………………..9
Гл.2 Налоговая политика на примере Оренбургской области………………12
2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области………………………………………………………….12
2.2 Проблемы налоговой политики в регионе………………………………19
2.3 Рекомендации по улучшению собираемости налогов………………….25
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налоговая политика государства-2010.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

•  обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;

•  безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;

•  обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;

•  законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом,  наложенным судом за незаконные действия.

Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одно­стороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоратив­ных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.[16]

В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:

•  фискальную;

•  регулирующую;

•  социальную.

Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию.

Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выраже­ния сущности и назначения налогов и определяла нейтральный харак­тер налоговой системы, что отвечало принципам классической эконо­мической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности на­логового воздействия на эффективность распределения и использова­ния ресурсов.

С развитием экономической системы возникла необходимость оп­ределенного корректирующего воздействия государства на макроэко­номические параметры, что породило регулирующую (или распреде­лительную) функцию налогов.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается пе­рераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление нало­гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ­ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимули­рует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повыше­ние же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешне­экономической деятельности. Изменение таможенных пошлин суще­ственно влияет на внешнеторговый оборот.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального нера­венства. Здесь проявляется социальная функция налогов. Ее суть состо­ит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между до­ходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравен­ство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого мини­мума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инва­лидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (кол­лективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспе­чивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области

Анализ деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области мы провели на основании данных Налогового паспорта региона, который является действенным инструментом для определения реальной базы по основным видам налогов и категориям налогоплательщиков и помогает разработке конкретных мер по увеличению собираемости налогов и пополнению доходной части бюджетов всех уровней; способствует проведению рациональной налоговой политики, обеспечению требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, созданию более объективных межбюжетных отношений.

В соответствии с предложенной выше системой показателей оценку государственной политики в сфере налогообложения целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в Оренбургской области (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика и структура налогоплательщиков (юридических лиц) в Оренбургской области за 2007-2009 гг.

Налогоплательщики

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Абсолютное

Изменение (+,-)

Изменения

в структуре (+,-), %

количество

удельный вес, %

количество

удельный вес, %

количество

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Индивидуальные предприниматели

 

97361

 

21,67

 

86608

 

16,98

 

78553

 

13,03

 

-18808

 

-8,64

Крестьянские (фермерские) хозяйства)

 

 

4223

 

 

0,94

 

 

3372

 

 

0,66

 

 

2946

 

 

0,49

 

 

-1277

 

 

-0,45

Юридические лица

 

347802

 

77,39

 

420039

 

82,36

 

521528

 

86,49

 

173726

 

9,09

Всего

449386

100

510019

100

603027

100

153641

Х


 

Расчеты в таблице 1 показали, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 18808 чел. (с 97361 ИП в 2007 г. до 78553 ИП в 2009 г.), количество крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось на 1277 хозяйств (с 4223 в 2007 г. до 2946 крестьянских хозяйств в 2009 г.). В то же время количество юридических лиц выросла на 173726 юр. лиц (с 347802 в 2007 г. до 521528 юр. лиц в 2009 г.)

Данные изменения в динамике связаны не только с желанием налогоплательщиков изменить организационно-правовую форму своей деятельности, но и с некоторыми особенностями в законодательстве РФ. Так, по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом (ст.20 ГК РФ). В то время как ответственность учредителя (участника) ТОО или акционера АО по обязательствам организации является ограниченной, лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал ТОО (принадлежащих акционеру акций АО). Новые правила, введенные Федеральным законом от 21.07.2005 № 114-ФЗ с 1 июля 2006 г., о том, что осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется только организациями (юридическими лицами) и только при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции (то есть индивидуальные предприниматели исключены из субъектов, имеющих право осуществлять данную деятельность) также повлияло на рост регистрируемых юридических лиц, так как данный вид деятельности является одним из самых доходных, и основная масса налогоплательщиков, планирующих продажу продуктов питания и алкогольной продукции в розницу, изначально регистрировались как юридические лица.[20]

В целом по области количество налогоплательщиков, зарегистрированных в МНС, увеличилось на 153641 налогоплательщиков, что указывает на рост деловой активности населения Оренбургской области.

Снижение налоговой нагрузки по основным налогам характеризует региональную налоговую политику государства положительно. В условиях кризиса данный фактор является одним из наиболее важных для налогоплательщиков.

Далее для оценки эффективности налоговой политики государства в Оренбургской области проанализируем динамику и структуру налоговых доходов бюджетов, также используя для анализа данные Налогового паспорта региона.[18]

        Таблица 2 – Поступления основных администрируемых доходов по Оренбургской области в консолидированный бюджет РФ за 2007-2009 гг. в структуре консолидированного бюджета РФ

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Абсолютное

Изменение (+,-)

Изменения

в структуре (+,-), %

количество

удельный вес, %

количество

удельный вес, %

количество

удельный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВСЕГО ПО АДМИНИСТРИРУЕМЫМ ДОХОДАМ

 

 

93 426,27

 

 

100,0

 

 

106 156,70

 

 

100,0

 

 

129 163,40

 

 

100,0

35 737,13

0

Налог на прибыль организации

 

14 627,80

 

15,7

 

23 142,26

 

21,8

 

27 182,16

 

21,0

12 554,36

5,3

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

 

 

 

 

3 164,04

 

 

 

 

3,4

 

 

 

 

3 881,00

 

 

 

 

3,7

 

 

 

 

4 746,23

 

 

 

 

3,7

1 582,19

0,3

Налог на доходы физических лиц

 

8 505,76

 

9,1

 

11 195,45

 

10,5

 

14 860,30

 

11,5

6 354,54

2,4

Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ

 

 

 

 

 

14 645,73

 

 

 

 

 

15,7

 

 

 

 

 

11 631,56

 

 

 

 

 

11,0

 

 

 

 

 

2 259,92

 

 

 

 

 

1,7

-12 385,81

-14

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ,

в том числе

 

 

 

 

1 996,48

 

 

 

2,1

 

 

 

3 208,95

 

 

 

3,0

 

 

 

2 507,97

 

 

 

1,9

511,49

 

 

 

- 0,2

 

 

 

на спирт этиловый (в т.ч. этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья

 

 

 

28,94

 

 

 

0,0

 

 

 

93,56

 

 

 

0,1

 

 

 

2,53

 

 

 

0,0

-26,41

0

на спиртосодержащую продукцию

 

 

0,04

 

 

0,0

 

 

-0,01

 

 

-

 

 

0,00

 

 

0,0

-0,04

0

на алкогольную продукцию

 

137,06

 

0,1

 

116,30

 

0,1

 

2,37

 

0,0

-134,69

-0,1

на табачную продукцию

 

0,00

 

0,0

 

0,00

 

0,0

 

0,00

 

0,0

0,00

0

на нефтепродукты

1 567,60

1,7

2 774,02

2,6

2 225,83

1,7

658,23

0

на автомобили легковые и мотоциклы

 

 

0,00

 

 

0,0

 

 

0,00

 

 

0,0

 

 

0,10

 

 

0,0

0,10

0

Налог на имущество физических лиц

 

 

28,79

 

 

0,0

 

 

61,99

 

 

0,1

 

 

79,27

 

 

0,1

50,48

0,1

Налог на имущество организаций

 

 

2 241,81

 

 

2,4

 

 

2 583,28

 

 

2,4

 

 

3 339,65

 

 

2,6

1 097,84

0,2

Транспортный налог

 

421,48

 

0,5

 

412,69

 

0,4

 

692,24

 

0,5

270,76

0

Налог на игорный бизнес

 

339,45

 

0,4

 

373,64

 

0,4

 

368,65

 

0,3

29,20

-0,1

Земельный налог

615,66

0,7

888,10

0,8

1 299,56

1,0

683,90

0,3

Налог на добычу полезных ископаемых

 

 

45 139,32

 

 

48,3

 

 

46 809,99

 

 

44,1

 

 

69 564,06

 

 

53,9

24 424,74

5,6

Водный налог

581,59

0,6

628,79

0,6

644,92

0,5

63,33

-0,1

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

 

 

 

0,03

 

 

 

 

0,0

 

 

 

 

0,35

 

 

 

 

0,0

 

 

 

 

0,03

 

 

 

 

0,0

0,00

0

Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН

 

 

418,37

 

0,4

 

 

613,51

 

 

0,6

 

 

895,10

 

 

0,7

476,73

0,3

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

 

 

503,14

 

 

 

0,5

 

 

 

538,64

 

 

 

0,5

 

 

 

595,36

 

 

 

0,5

92,22

0

Единый сельскохозяйственный налог

 

 

6,86

 

 

0,0

 

 

16,36

 

 

0,0

 

 

46,43

 

 

0,0

39,57

0

Остальные налоги и сборы

 

189,96

 

0,2

 

170,14

 

0,2

 

81,56

 

0,1

-108,40

-0,1

Информация о работе Налоги и налоговая политика государства