Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа
В этой связи, целью работы является экономическая природа налогов. Вместе с тем, отсутствие системных исследований теории, методологии формирования налоговой политики предопределило выбор темы курсовой работы, цель, задачи, структуру и направления исследования.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать возникновение и развитие налогов;
- изучить функции налогов;
-провести оценку деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области;
- изучить проблемы налоговой политики в регионе;
-дать рекомендации по улучшению собираемости налогов.
Введение…………………………………………………………………………3
Гл.1 Экономическая природа налогов………………………………………...6
1.1 Возникновение и развитие налогов………………………………………6
1.2 Функции налогов…………………………………………………………..9
Гл.2 Налоговая политика на примере Оренбургской области………………12
2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области………………………………………………………….12
2.2 Проблемы налоговой политики в регионе………………………………19
2.3 Рекомендации по улучшению собираемости налогов………………….25
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………
• обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщиков;
• безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики непосредственно не получают товары или услуги;
• обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;
• законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одностороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоративных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.[16]
В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:
• фискальную;
• регулирующую;
• социальную.
Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию.
Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сущности и назначения налогов и определяла нейтральный характер налоговой системы, что отвечало принципам классической экономической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности налогового воздействия на эффективность распределения и использования ресурсов.
С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться начиная с 1930-х гг. XX в. в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Здесь проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.[24]
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ.
2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области
Анализ деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области мы провели на основании данных Налогового паспорта региона, который является действенным инструментом для определения реальной базы по основным видам налогов и категориям налогоплательщиков и помогает разработке конкретных мер по увеличению собираемости налогов и пополнению доходной части бюджетов всех уровней; способствует проведению рациональной налоговой политики, обеспечению требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, созданию более объективных межбюжетных отношений.
В соответствии с предложенной выше системой показателей оценку государственной политики в сфере налогообложения целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в Оренбургской области (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика и структура налогоплательщиков (юридических лиц) в Оренбургской области за 2007-2009 гг.
Налогоплательщики | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Абсолютное Изменение (+,-) | Изменения в структуре (+,-), % | |||
количество | удельный вес, % | количество | удельный вес, % | количество | удельный вес, % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Индивидуальные предприниматели |
97361 |
21,67 |
86608 |
16,98 |
78553 |
13,03 |
-18808 |
-8,64 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства) |
4223 |
0,94 |
3372 |
0,66 |
2946 |
0,49 |
-1277 |
-0,45 |
Юридические лица |
347802 |
77,39 |
420039 |
82,36 |
521528 |
86,49 |
173726 |
9,09 |
Всего | 449386 | 100 | 510019 | 100 | 603027 | 100 | 153641 | Х |
Расчеты в таблице 1 показали, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 18808 чел. (с 97361 ИП в 2007 г. до 78553 ИП в 2009 г.), количество крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось на 1277 хозяйств (с 4223 в 2007 г. до 2946 крестьянских хозяйств в 2009 г.). В то же время количество юридических лиц выросла на 173726 юр. лиц (с 347802 в 2007 г. до 521528 юр. лиц в 2009 г.)
Данные изменения в динамике связаны не только с желанием налогоплательщиков изменить организационно-правовую форму своей деятельности, но и с некоторыми особенностями в законодательстве РФ. Так, по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом (ст.20 ГК РФ). В то время как ответственность учредителя (участника) ТОО или акционера АО по обязательствам организации является ограниченной, лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал ТОО (принадлежащих акционеру акций АО). Новые правила, введенные Федеральным законом от 21.07.2005 № 114-ФЗ с 1 июля 2006 г., о том, что осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется только организациями (юридическими лицами) и только при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции (то есть индивидуальные предприниматели исключены из субъектов, имеющих право осуществлять данную деятельность) также повлияло на рост регистрируемых юридических лиц, так как данный вид деятельности является одним из самых доходных, и основная масса налогоплательщиков, планирующих продажу продуктов питания и алкогольной продукции в розницу, изначально регистрировались как юридические лица.[20]
В целом по области количество налогоплательщиков, зарегистрированных в МНС, увеличилось на 153641 налогоплательщиков, что указывает на рост деловой активности населения Оренбургской области.
Снижение налоговой нагрузки по основным налогам характеризует региональную налоговую политику государства положительно. В условиях кризиса данный фактор является одним из наиболее важных для налогоплательщиков.
Далее для оценки эффективности налоговой политики государства в Оренбургской области проанализируем динамику и структуру налоговых доходов бюджетов, также используя для анализа данные Налогового паспорта региона.[18]
Таблица 2 – Поступления основных администрируемых доходов по Оренбургской области в консолидированный бюджет РФ за 2007-2009 гг. в структуре консолидированного бюджета РФ
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Абсолютное Изменение (+,-) | Изменения в структуре (+,-), % | |||
количество | удельный вес, % | количество | удельный вес, % | количество | удельный вес, % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ВСЕГО ПО АДМИНИСТРИРУЕМЫМ ДОХОДАМ |
93 426,27 |
100,0 |
106 156,70 |
100,0 |
129 163,40 |
100,0 | 35 737,13 | 0 |
Налог на прибыль организации |
14 627,80 |
15,7 |
23 142,26 |
21,8 |
27 182,16 |
21,0 | 12 554,36 | 5,3 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
3 164,04 |
3,4 |
3 881,00 |
3,7 |
4 746,23 |
3,7 | 1 582,19 | 0,3 |
Налог на доходы физических лиц |
8 505,76 |
9,1 |
11 195,45 |
10,5 |
14 860,30 |
11,5 | 6 354,54 | 2,4 |
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ |
14 645,73 |
15,7 |
11 631,56 |
11,0 |
2 259,92 |
1,7 | -12 385,81 | -14 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, в том числе
|
1 996,48 |
2,1 |
3 208,95 |
3,0 |
2 507,97 |
1,9 | 511,49
| - 0,2
|
на спирт этиловый (в т.ч. этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья |
28,94 |
0,0 |
93,56 |
0,1 |
2,53 |
0,0 | -26,41 | 0 |
на спиртосодержащую продукцию |
0,04 |
0,0 |
-0,01 |
- |
0,00 |
0,0 | -0,04 | 0 |
на алкогольную продукцию |
137,06 |
0,1 |
116,30 |
0,1 |
2,37 |
0,0 | -134,69 | -0,1 |
на табачную продукцию |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
0,0 | 0,00 | 0 |
на нефтепродукты | 1 567,60 | 1,7 | 2 774,02 | 2,6 | 2 225,83 | 1,7 | 658,23 | 0 |
на автомобили легковые и мотоциклы |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
0,0 |
0,10 |
0,0 | 0,10 | 0 |
Налог на имущество физических лиц |
28,79 |
0,0 |
61,99 |
0,1 |
79,27 |
0,1 | 50,48 | 0,1 |
Налог на имущество организаций |
2 241,81 |
2,4 |
2 583,28 |
2,4 |
3 339,65 |
2,6 | 1 097,84 | 0,2 |
Транспортный налог |
421,48 |
0,5 |
412,69 |
0,4 |
692,24 |
0,5 | 270,76 | 0 |
Налог на игорный бизнес |
339,45 |
0,4 |
373,64 |
0,4 |
368,65 |
0,3 | 29,20 | -0,1 |
Земельный налог | 615,66 | 0,7 | 888,10 | 0,8 | 1 299,56 | 1,0 | 683,90 | 0,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
45 139,32 |
48,3 |
46 809,99 |
44,1 |
69 564,06 |
53,9 | 24 424,74 | 5,6 |
Водный налог | 581,59 | 0,6 | 628,79 | 0,6 | 644,92 | 0,5 | 63,33 | -0,1 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов |
0,03 |
0,0 |
0,35 |
0,0 |
0,03 |
0,0 | 0,00 | 0 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН |
418,37 |
0,4 |
613,51 |
0,6 |
895,10 |
0,7 | 476,73 | 0,3 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
503,14 |
0,5 |
538,64 |
0,5 |
595,36 |
0,5 | 92,22 | 0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
6,86 |
0,0 |
16,36 |
0,0 |
46,43 |
0,0 | 39,57 | 0 |
Остальные налоги и сборы |
189,96 |
0,2 |
170,14 |
0,2 |
81,56 |
0,1 | -108,40 | -0,1 |