Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа
Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики…..4
2 Проблемы развития системы налогообложения в России…………...15
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………....23
ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: Экономический
Кафедра: Экономики и менеджмента
Налоговая система и ее особенности в России
Курсовая работа по экономической теории
Руководитель: ст. преподаватель
__________________________
(подпись) (оценка, дата)
Разработал: студент группы
__________________________
(подпись)
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики…..4
2 Проблемы развития системы налогообложения в России…………...15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....23
Введение
Налоговая система – это
целостное экономическое
В развитии налоговой системы как обязательного элемента государственного устройства можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает хозяйство Древнего мира и экономику Средних веков. Для него характерна неразвитость налоговых отношений, случайный характер налогов.
Второй период связан с
началом осознанного
Третий период отличается меньшим количеством налогов и их относительным единообразием; формы обязательных отчислений стали более определенными, и постепенно были выработаны и введены в действие унифицированные правила налогообложения. Сфера взаимоотношений государства и плательщика в XIX в. характеризуется борьбой различных слоев общества за свои экономические интересы: землевладельцев (против снижения ставок земельного налога), предпринимателей – буржуа (за отмену множества косвенных налогов), рабочих (за введение подоходного налога). Одновременно в результате теоретических исследований будущего налогов был сделан вывод об их объективной необходимости.
Четвертому периоду развития государственных финансов (XX – XXI вв.) присуща устоявшаяся совокупность налогов. Научная мысль сформировала общие принципы построения налоговой системы, главной функцией была признана фискальная. При изучении национальных и региональных вариантов развития определились основные факторы, влияющие на структуру налоговой системы конкретной страны: уровень экономического развития (развития производительных сил), общественно – экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства), господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны), государственное устройство (федеративное или унитарное).
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики
Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля. [4. с33]
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”,” О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее время эти законы лишь восполняют пробелы в принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
События произошедшие 17 августа
1998 года резко усилили роль налогов
в экономическом положении
Классификации налоговых систем
В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП
В зависимости от доли косвенного налогообложения:
- косвенные, делающие
основной акцент на обложении
потребления, в котором
В зависимости от уровня
централизации налоговых
- централизованные, наделяющие
федеральный уровень
В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:
- нейтральные, если после
уплаты налогов экономическое
неравенство
Принципы построения налоговой системы
1) Принцип единства налоговой системы. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой и денежной политики. Как следует из приведенных статей Конституции РФ, содержание принципа единой финансовой политики состоит не в сосредоточении у федерального центра всех финансовых полномочий, а в разработке им единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов Федерации и территорий при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовых отношений. Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
2) Принцип подвижности (эластичности) подразумевает, что он должен обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние. В соответствии с этим конкретный налог может быть также оперативно изменен в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Примером служат меры, принимаемые государством против уклонения от уплаты налогов и изменения размеров таможенных пошлин исходя из необходимости оказания временной поддержки отечественным производителям и предпринимателям. Поскольку не все налоги обладают подвижностью, налоговая система государства в обязательном порядке должна содержать в себе и такие налоги, которые при росте потребностей можно было бы увеличить. Подвижность налоговой системы проявляется и в регулярном заполнении правовых пробелов в законодательстве о налогах и сборах. Таким образом, подвижность означает постепенное внутреннее развитие налоговой системы государства, но не ее качественное реформирование. Данный принцип был сформулирован еще в конце XIX в. немецким экономистом В. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении, по сравнению с частными.
3) Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Единое экономическое пространство России предопределяет политику российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Стержень этого принципа состоит в распределении налоговых доходов между различными уровнями бюджета, а также как способ разделения налоговых полномочий между федеральными, региональными и местными властями и недопустимость самовольности (установление новых не предусмотренных налогов и сборов).Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов является одним из источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 30.01.2001 № 2-П).Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ.
4) Принцип стабильности. Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. Налоговая реформа по общему правилу недопустима. Введение налоговой реформы должно производиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Принцип стабильности налогового законодательства тесно связан с принципом определенности налогообложения. Общие, концептуальные положения, имеющие место в НК РФ, составляющие его общую часть, должны оставаться неизменными, и внесение в эту часть коррективов не должно носить "каждодневный характер". В целях стабилизации налоговой системы России статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
5) Принцип множественности. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление. Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по-другому.
Классификация
налогов – это обоснованное
распределение налогов и
1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.
Прямые налоги – это
налоги, взимаемые непосредственно
с дохода или имущества
Косвенные налоги – налоги,
взимаемые в процессе оборота
товаров (работ и услуг), при этом
включаемые в виде надбавки к их
цене, которая оплачивается в итоге
конечным потребителем. Производитель
товара (работы, услуги) при их реализации
получает с покупателя цену и сумму
налога в виде надбавки к цене, которую
в последующем перечисляет
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России