Налоговая система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики…..4
2 Проблемы развития системы налогообложения в России…………...15
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

Местные налоги.

Земельный налог — один из видов платежей за землю. Он взимается  на территории РФ в соответствии с  гл. 31 НК РФ. Цель введения платы за землю заключается в стимулировании рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов финансирования этих мероприятий. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет 12-20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, так как они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.

Налог на имущество физических лиц — это местный налог. такие  элементы налогообложения, как налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налога,  устанавливаются представительными  органами соответствующих муниципальных  образований , но в пределах, предусмотренных  законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 203-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налогоплательщиками являются физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Если такое имущество находится в общей собственности нескольких физических лиц, то собственники несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства; если в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе.[12. с94-254]

Способы уплаты и методы формирования налогов.

В теории существует четыре основных способа уплаты налога:

– кадастровый;

– «у источника»;

– по декларации;

– по уведомлению.

Кадастровый способ уплаты заключается в уплате налога на основании  данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется  для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера  налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.

Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех  налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ означает необходимость  исчисления и перечисления налоговых  платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже  с вычтенной из него суммы налогового платежа. При использовании прогрессивной  или регрессивной ставки налогообложения  уплата налога «у источника» не исключает  необходимости последующей подачи по итогам года налоговой декларации с последующим перерасчетом налоговых  обязательств.

Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о  полученных им за прошедший налоговый  период объектах налогообложения и  расчет суммы налогового платежа. Указанная  информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый  орган. Налоговая декларация – это  письменное заявление налогоплательщика  о полученных доходах и произведенных  расходах, источниках доходов, налоговых  льготах и исчисленной сумме  налога и других связанных с исчислением  и уплатой налога обстоятельствах. Одновременно с подачей налоговой  декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа.

Уплата налога по уведомлению  применяется в том случае, когда  обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти  органы направляют налогоплательщику  налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны:– размер налога, подлежащего уплате;– расчет налоговой базы;– срок уплаты налога.

    

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы развития система налогообложения в России

Налогообложение – процесс  установления и взимания налогов  в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей  налогов, порядка их уплаты, круга  юридических и физических лиц  в соответствии с выработанной налоговой  политикой принципами их установления.

Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление —  экономические принципы. Согласно этому принципу равенства и справедливости все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

- с увеличением дохода  должны повышаться налоговые  ставки;

- больше налогов должны  платить налогоплательщики, которые  получают больше материальных  благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми  доходами должны уплачивать налог по единой ставке. В построении мировых  налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные  условия для реализации данного  важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение  более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации  налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени  взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов  по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой  системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление —  юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной  формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической  литературе нередко выделяют еще  один принцип налогообложения, а  именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа заключается в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Проблемы развития налогообложения

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие  задачи: с одной стороны, значительно  увеличить поступление налогов  в бюджет всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. При проведении налоговой реформы  в налоговой сфере позитивных сдвигов добиться не удалось. Эффективность  вновь введенных форм налогов  оказалась намного ниже, чем предполагалось:

- не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

-переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из тени значительных объемов заработный платы;

-введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию, создало неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования.

Большой резерв для налогообложения  сосредоточен в теневой экономики, но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут  привлечь внимание налоговых органов  к источнику средств. Поэтому  капиталы, единожды попавшие в теневой  оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу. Поэтому  необходимость налоговой реформы  в нашей стране бесспорна, но важно  определить стратегию её проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование  интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве. В ходе налоговой реформы важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Недопустимо каждый месяц вносить изменения в налоговое законодательство, целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего года. Представители Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ исходят из необходимости сохранения действующей системы налогообложения, предполагая постепенно вносить изменения в те или иные её подсистемы и блоки. Однако при этом практически неименными остаются отношения собственности, принципы государственного устройства, технологическое состояние производства, система распределения материальных и финансовых ресурсов, оплата труда и т.п. Следствие этого являются неизбежно возникающие через определенное время новые диспропорции в системе налогообложения. Конечно возможен выбор другого пути  - создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить её в ту же  неизменную институциональную структуру общества, но достижение желаемого результата – урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер «бизнес» и «бюджет») – при данном подходе представляется маловероятным. Более перспективен путь развития: изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения. Одновременно требуются жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России