Национальная экономика Республики Беларусь и проблемы ее рыночной переориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить понятие «национальная экономика» и сделать анализ развития национальной экономики с 2001 года до настоящего времени.
Для того чтобы достичь, поставленную цель необходимо решить ряд задач:
1) дать характеристику понятию «национальная экономика»;
2) рассмотреть структуру и цели национальной экономики;
3) сделать анализ развития национальной экономики;
4) определить основные направления реализации структурной перестройки на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........….3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.1. Понятие национальной экономики…………………………….....5
1.2.Цели национальной экономики……………….…………..…...….11
1.3. Структура национальной экономики…………………...………..13

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Итоги реализации программы социально-экономического развития республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………...17
2.2 Оценка современной социально-экономической ситуации…...…..21

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Программа структурной перестройки экономики………………….26

Заключение…………...……………………………………………………..……35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Прирост промышленной продукции за 2001  –  2005 годы составил 51,8 процента против 28  –  32 процентов, предусмотренных  Программой на 2001  – 2005 годы.

Остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции  – обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования.

Развитие  топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001  –  2005 годы и на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 104, 5/4432), и было направлено на реализацию энергосберегающих мероприятий и рационализацию структуры энергетических мощностей и систем транспортировки энергоносителей.

Реализация  мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости ВВП за 2001 –  
2005 годы на 25,5 процента.

В машиностроительном комплексе значительно перевыполнено задание Программы на 2001 – 2005 годы по увеличению объемов производства. За этот период объем продукции возрос в 1,8 раза, что выше установленного задания.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность не только удовлетворяет потребности страны в своей продукции, но и значительную часть (порядка 40 процентов) экспортирует. Исключение составляет целлюлозно-бумажная отрасль, которая является наиболее слабым звеном отечественного лесопромышленного комплекса. Потребности страны в целлюлозе и бумаге удовлетворяются в основном за счет импорта.

Рост инвестиций в основной капитал  за последнюю пятилетку  
(в среднем 13 процентов в год) позволил в 2005 году достигнуть  
96,2 процента их объема от уровня 1990 года. Это положительно отразилось на обновлении основных средств и увеличении инвестиций по объектам производственного назначения (с 57,6 процента в 2000 году до 65,7 процента в 2005 году) и технологической структуре, где доля инвестиций на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь увеличилась с 37,8 процентов 2000 году до 46,9 процента в 2005 году.

В агропромышленном комплексе в 2001 – 2005 годах осуществлялось дальнейшее углубление специализации, совершенствовался организационно-экономический механизм, укреплялась материально-техническая база, шло реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций с реструктуризацией задолженности, развивались кооперация и интеграция. Приоритет отдан крупнотоварному производству как важнейшему фактору повышения эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. По темпам роста продукции сельского хозяйства (125,7 процента) и производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ.

Среднедушевое производство зерна  возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей  –  со 138 до 205 кг, льноволокна  –  с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы  –  со 147 до 314 кг, молока  –  с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе)  –  с 60 до 71 кг.

В 2005 году по сравнению с 2000 годом общий объем производства продукции вырос на 47,8 процента, что выше программных показателей (26 – 34 процента) [8].

 

 

2.2  Оценка  современной социально-экономической  ситуации 

 

2007 год начался в  условиях резкого повышения цен  на энергоресурсы. Экономика Беларуси  в первом квартале 2007г. в целом  развивалась устойчиво. По сравнению  с аналогичным периодом прошлого года прирост ВВП составил порядка 8,5%. Более чем на 30% возросли инвестиции в основной капитал. Перевыполнены прогнозные показатели по розничному товарообороту и платным услугам, реальным денежным доходам населения, производительности труда и ряду других позиций.

Самая тревожная негативная тенденция – определенное снижение эффективности хозяйствования и  темпа роста объемов производства. Показатели работы ряда отраслей экономики  ухудшились. Восемь прогнозных параметров из 19 не выполнено.

В первом квартале 2007 года в промышленности темп роста производства продукции составил 105,9% к уровню аналогичного периода 2006 года (прогноз на 2007 год 107,5%-108,5%, на первый квартал – 105%). Производительность труда за отчетный период возросла на 6,1%.

Не допущено интенсивного развития инфляционных процессов. Прирост потребительских цен в первом квартале составил 3%, а за 4 месяца этого года – 2,8% (в апреле в стране имела место дефляция).

Возрос приток иностранной  валюты от субъектов хозяйствования, увеличились депозиты населения в банках. Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении в сравнении с началом года возросли на 11%, а в апреле текущего года превысили $2 млрд.

За три месяца 2007 года обеспечен показатель снижения энергоемкости ВВП на уровне 19,7%.

Хотя темп увеличения товарного  экспорта за первое полугодие из расчета в фактических ценах и достиг 115,3% к аналогичному период) прошлого года (при прогнозе на 2007 г. 113,2-114,5%), импорт вырос еще больше и составил к прошлогоднему уровню 122,4%.

В результате по итогам первой половины 2007г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 1793,4 млн. долл., в то время как за аналогичный период 2006 г. оно составляло 927,9 млн. долл.

Как и в 1 квартале, основную роль в формировании отрицательного сальдо внешней торговли страны сыграли закупки энергоносителей, сырья, материалов, комплектующих, техники. Особо следует отметить, что значительную долю в росте импорта по-прежнему составляют непродовольственные потребительские товары, которые, как полагают в правительстве, вполне могут производиться в Беларуси - бытовая техника, лекарства, косметические и синтетические моющие средства.

В первом полугодии 2007 г. были зарегистрированы экспортно-импортные операции Беларуси со 163 странами мира. Товары поставлялись на рынки 129 государств, импортировалась продукция 144 стран.

Из общего объема нашего экспорта на долго России сегодня приходится 30,7%, других стран  СНГ - 9,4, государств ЕС -43,3, остальных - 10,6%. А вот импорт из России составил 58,1% общего объема нашего ввоза, других стран СНГ - 6,6, ЕС -22,5, остальных-12,8%. Основным торговым партнером Беларуси в январе-июне 2007 г. являлась все та же Россия - 48,3% всего объема товарооборота. Остальные далеко отстали: Нидерланды (которые являются по сути перевалочным пунктом для белорусских нефтепродуктов) - 8,8%, Украина - 5,5, Германия - 5,4, Польша - 3,8, Соединенное Королевство -3,2, Китай - 2,5, Латвия - 2,1, Италия - 1,7, Литва - 1,6%.

Более того, самая высокотехнологичная продукция предприятий нашего машиностроения и металлообработки в основной своей массе по-прежнему поступает славянским братьям на Востоке, еще некоторое количество - в другие государства СНГ и лишь незначительная часть - в страны дальнего зарубежья. Последние в основном предъявляют спрос на минеральные удобрения, нефтепродукты, сельскохозяйственное и лесное сырье, черный металл и полуфабрикаты.

Итоговые данные по важнейшим экспортным позициям за первые 6 месяцев года. Из 3536 седельных тягачей, поставленных на экспорт в январе-июне 2007 г., 2745 шт., или 77,63% всего количества поступило в Россию, 662 (18,72%) - в остальные страны СНГ, 129 (3,64%)-в дальнее зарубежье.

Из 7077 экспортированных за этот период грузовых автомобилей 4804 шт. (67,88%) было отправлено в РФ, 1481 (20,92%) - в ближнее зарубежье, 792 (11,19%) - за его пределы.

Из 411,6 тыс. вывезенных за рубеж холодильников и морозильников 323,8 тыс. (78,66%) было поставлено на российский рынок, 77,3 тыс. (18,78%) - на территорию СНГ, 3,3 тыс. (10,5%) - в страны дальнего зарубежья.

Из 191,3 тыс. проданных  за границу телевизоров и мониторов 184,2 тыс. шт. (96,28%) нашли своих потребителей в России, еще 6,8 тыс. - в других бывших соцреспубликах (без стран Балтии, разумеется), а вот весь остальной мир закупил аж...300шт. (0,15%).

Более приемлемыми, с точки зрения диверсификации, выглядят результаты экспортных поставок тракторов. Из 27300 отгруженных зарубежным контрагентам машин 9610 (35,20%) попали к российским покупателям, чуть меньше (6090, или 26,6%) было реализовано в других государствах Содружества, большая же часть белорусских «пахарей» (10700 шт., или 39,19%) оказалась вне его границ.

Ситуация  с экспортом минеральных удобрений, нефтепродуктов, лесоматериалов и сельскохозяйственного сырья, а также черных металлов и металлоизделий в корне отличается от той, которую мы наблюдаем в сегменте продукции машиностроения и металлообработки.

Так, из 2157,4 тыс. т калийных удобрений 2078,5 тыс. т (96,34%) было экспортировано в страны дальнего зарубежья. Из 47,2 тыс. т азотных туков туда поступило 46,7 тыс. т (98,94%). Аналогичный   расклад   наблюдается при поставках нефтепродуктов (7508,1 тыс. т и 7209,5 тыс. т, 96,02%) и лесоматериалов продольно распиленных (150,4 тыс. т и 150 тыс. т, 99,73%).

Чуть меньше перекос в пользу дальнего зарубежья при экспорте металлокорда (41,7 тыс. т и 31,1 тыс. т, 74,58%), черных металлов (1093,3 тыс. т и 675,2 тыс. т, 61,75%) и льноволокна (10,85 тыс. т и 4,53 тыс. т, 41,75%) [15].

Таким образом, трудно говорить о серьезной диверсификации белорусского экспорта, так же как и о выравнивании удельного веса топливно-минеральной и сложнотехнической его составляющих.

Достижение предприятиями Минпрома заданного объема положительного сальдо возможно только при условии активной диверсификации экспорта.

Анализ социально-экономической  ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные  тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

1) недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;

2) высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

3) ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;

4) высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

5) недостаточное развитие малого предпринимательства.

Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

3.1  Программа  структурной перестройки экономики

 

Переход Республики Беларусь к новой экономической  системе и построение перспективной модели национальной экономики требуют решения проблем структурных преобразований в социально-экономической сфере. Речь идет о структурной перестройке экономики, повышении эффективности работы как отдельных отраслей, так и каждого предприятия, о формировании такой нормативно-правовой базы хозяйствования, которая обеспечила бы повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. В связи с этим назрела необходимость в разработке реальной государственной промышленной политики, в определении ее приоритетов, в обоснованной программе направлений и мер по ее реализации.

К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.

В Республике Беларусь разработана  и в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров принята Программа  структурной перестройки и повышения  конкурентоспособности экономики (далее — Программа), действующая до 2010 г [9]. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России — 0,678; Польши — 0,633; Нидерландов — 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения [5, c. 25].

Целью Программы  является выработка основных направлений  и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Данная цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение транзакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Этапы Программы  включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований, и активной структурной перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны.

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь и проблемы ее рыночной переориентации