Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить понятие «национальная экономика» и сделать анализ развития национальной экономики с 2001 года до настоящего времени.
Для того чтобы достичь, поставленную цель необходимо решить ряд задач:
1) дать характеристику понятию «национальная экономика»;
2) рассмотреть структуру и цели национальной экономики;
3) сделать анализ развития национальной экономики;
4) определить основные направления реализации структурной перестройки на современном этапе.
Введение………………………………………………………………….........….3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.1. Понятие национальной экономики…………………………….....5
1.2.Цели национальной экономики……………….…………..…...….11
1.3. Структура национальной экономики…………………...………..13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Итоги реализации программы социально-экономического развития республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………...17
2.2 Оценка современной социально-экономической ситуации…...…..21
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Программа структурной перестройки экономики………………….26
Заключение…………...……………………………………………………..……35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Прирост промышленной продукции за 2001 – 2005 годы составил 51,8 процента против 28 – 32 процентов, предусмотренных Программой на 2001 – 2005 годы.
Остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции – обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования.
Развитие топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы и на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 104, 5/4432), и было направлено на реализацию энергосберегающих мероприятий и рационализацию структуры энергетических мощностей и систем транспортировки энергоносителей.
Реализация
мер энергосберегающей политики
обеспечила прирост ВВП практически
без прироста валового потребления топливно-энергетических
ресурсов, снижение энергоемкости ВВП
за 2001 –
2005 годы на 25,5 процента.
В машиностроительном комплексе значительно перевыполнено задание Программы на 2001 – 2005 годы по увеличению объемов производства. За этот период объем продукции возрос в 1,8 раза, что выше установленного задания.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность не только удовлетворяет потребности страны в своей продукции, но и значительную часть (порядка 40 процентов) экспортирует. Исключение составляет целлюлозно-бумажная отрасль, которая является наиболее слабым звеном отечественного лесопромышленного комплекса. Потребности страны в целлюлозе и бумаге удовлетворяются в основном за счет импорта.
Рост инвестиций в основной капитал
за последнюю пятилетку
(в среднем 13 процентов в год) позволил
в 2005 году достигнуть
96,2 процента их объема от уровня 1990 года.
Это положительно отразилось на обновлении
основных средств и увеличении инвестиций
по объектам производственного назначения
(с 57,6 процента в 2000 году до 65,7 процента
в 2005 году) и технологической структуре,
где доля инвестиций на машины, оборудование,
транспортные средства, инструмент, инвентарь
увеличилась с 37,8 процентов 2000 году до
46,9 процента в 2005 году.
В агропромышленном комплексе в 2001 – 2005 годах осуществлялось дальнейшее углубление специализации, совершенствовался организационно-экономический механизм, укреплялась материально-техническая база, шло реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций с реструктуризацией задолженности, развивались кооперация и интеграция. Приоритет отдан крупнотоварному производству как важнейшему фактору повышения эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. По темпам роста продукции сельского хозяйства (125,7 процента) и производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ.
Среднедушевое производство зерна возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей – со 138 до 205 кг, льноволокна – с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы – со 147 до 314 кг, молока – с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе) – с 60 до 71 кг.
В 2005 году по сравнению с 2000 годом общий объем производства продукции вырос на 47,8 процента, что выше программных показателей (26 – 34 процента) [8].
2.2 Оценка
современной социально-
2007 год начался в
условиях резкого повышения
Самая тревожная негативная
тенденция – определенное снижение
эффективности хозяйствования и
темпа роста объемов
В первом квартале 2007 года в промышленности темп роста производства продукции составил 105,9% к уровню аналогичного периода 2006 года (прогноз на 2007 год 107,5%-108,5%, на первый квартал – 105%). Производительность труда за отчетный период возросла на 6,1%.
Не допущено интенсивного развития инфляционных процессов. Прирост потребительских цен в первом квартале составил 3%, а за 4 месяца этого года – 2,8% (в апреле в стране имела место дефляция).
Возрос приток иностранной валюты от субъектов хозяйствования, увеличились депозиты населения в банках. Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении в сравнении с началом года возросли на 11%, а в апреле текущего года превысили $2 млрд.
За три месяца 2007 года обеспечен показатель снижения энергоемкости ВВП на уровне 19,7%.
Хотя темп увеличения товарного экспорта за первое полугодие из расчета в фактических ценах и достиг 115,3% к аналогичному период) прошлого года (при прогнозе на 2007 г. 113,2-114,5%), импорт вырос еще больше и составил к прошлогоднему уровню 122,4%.
В результате по итогам первой половины 2007г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 1793,4 млн. долл., в то время как за аналогичный период 2006 г. оно составляло 927,9 млн. долл.
Как и в 1 квартале, основную роль в формировании отрицательного сальдо внешней торговли страны сыграли закупки энергоносителей, сырья, материалов, комплектующих, техники. Особо следует отметить, что значительную долю в росте импорта по-прежнему составляют непродовольственные потребительские товары, которые, как полагают в правительстве, вполне могут производиться в Беларуси - бытовая техника, лекарства, косметические и синтетические моющие средства.
В первом полугодии 2007 г. были зарегистрированы экспортно-импортные операции Беларуси со 163 странами мира. Товары поставлялись на рынки 129 государств, импортировалась продукция 144 стран.
Из общего объема нашего экспорта на долго России сегодня приходится 30,7%, других стран СНГ - 9,4, государств ЕС -43,3, остальных - 10,6%. А вот импорт из России составил 58,1% общего объема нашего ввоза, других стран СНГ - 6,6, ЕС -22,5, остальных-12,8%. Основным торговым партнером Беларуси в январе-июне 2007 г. являлась все та же Россия - 48,3% всего объема товарооборота. Остальные далеко отстали: Нидерланды (которые являются по сути перевалочным пунктом для белорусских нефтепродуктов) - 8,8%, Украина - 5,5, Германия - 5,4, Польша - 3,8, Соединенное Королевство -3,2, Китай - 2,5, Латвия - 2,1, Италия - 1,7, Литва - 1,6%.
Более того, самая высокотехнологичная продукция предприятий нашего машиностроения и металлообработки в основной своей массе по-прежнему поступает славянским братьям на Востоке, еще некоторое количество - в другие государства СНГ и лишь незначительная часть - в страны дальнего зарубежья. Последние в основном предъявляют спрос на минеральные удобрения, нефтепродукты, сельскохозяйственное и лесное сырье, черный металл и полуфабрикаты.
Итоговые данные по важнейшим экспортным позициям за первые 6 месяцев года. Из 3536 седельных тягачей, поставленных на экспорт в январе-июне 2007 г., 2745 шт., или 77,63% всего количества поступило в Россию, 662 (18,72%) - в остальные страны СНГ, 129 (3,64%)-в дальнее зарубежье.
Из 7077 экспортированных за этот период грузовых автомобилей 4804 шт. (67,88%) было отправлено в РФ, 1481 (20,92%) - в ближнее зарубежье, 792 (11,19%) - за его пределы.
Из 411,6 тыс. вывезенных за рубеж холодильников и морозильников 323,8 тыс. (78,66%) было поставлено на российский рынок, 77,3 тыс. (18,78%) - на территорию СНГ, 3,3 тыс. (10,5%) - в страны дальнего зарубежья.
Из 191,3 тыс. проданных за границу телевизоров и мониторов 184,2 тыс. шт. (96,28%) нашли своих потребителей в России, еще 6,8 тыс. - в других бывших соцреспубликах (без стран Балтии, разумеется), а вот весь остальной мир закупил аж...300шт. (0,15%).
Более приемлемыми, с точки зрения диверсификации, выглядят результаты экспортных поставок тракторов. Из 27300 отгруженных зарубежным контрагентам машин 9610 (35,20%) попали к российским покупателям, чуть меньше (6090, или 26,6%) было реализовано в других государствах Содружества, большая же часть белорусских «пахарей» (10700 шт., или 39,19%) оказалась вне его границ.
Ситуация
с экспортом минеральных удобре
Так, из 2157,4 тыс. т калийных удобрений 2078,5 тыс. т (96,34%) было экспортировано в страны дальнего зарубежья. Из 47,2 тыс. т азотных туков туда поступило 46,7 тыс. т (98,94%). Аналогичный расклад наблюдается при поставках нефтепродуктов (7508,1 тыс. т и 7209,5 тыс. т, 96,02%) и лесоматериалов продольно распиленных (150,4 тыс. т и 150 тыс. т, 99,73%).
Чуть меньше перекос в пользу дальнего зарубежья при экспорте металлокорда (41,7 тыс. т и 31,1 тыс. т, 74,58%), черных металлов (1093,3 тыс. т и 675,2 тыс. т, 61,75%) и льноволокна (10,85 тыс. т и 4,53 тыс. т, 41,75%) [15].
Таким образом, трудно говорить о серьезной диверсификации белорусского экспорта, так же как и о выравнивании удельного веса топливно-минеральной и сложнотехнической его составляющих.
Достижение предприятиями Минпрома заданного объема положительного сальдо возможно только при условии активной диверсификации экспорта.
Анализ социально-
1) недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
2) высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
3) ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
4) высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
5) недостаточное развитие малого предпринимательства.
Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Программа
структурной перестройки эконом
Переход Республики Беларусь к новой экономической системе и построение перспективной модели национальной экономики требуют решения проблем структурных преобразований в социально-экономической сфере. Речь идет о структурной перестройке экономики, повышении эффективности работы как отдельных отраслей, так и каждого предприятия, о формировании такой нормативно-правовой базы хозяйствования, которая обеспечила бы повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. В связи с этим назрела необходимость в разработке реальной государственной промышленной политики, в определении ее приоритетов, в обоснованной программе направлений и мер по ее реализации.
К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
В Республике Беларусь разработана
и в июне 2003 г. Президиумом Совета
Министров принята Программа
структурной перестройки и
Целью Программы
является выработка основных направлений
и приоритетов структурных
Данная цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение транзакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Этапы Программы включают в себя стадии развернутого построения рыночных отношений, создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований, и активной структурной перестройки экономики, включающей радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями рынков. При этом активизация инновационной и инвестиционной деятельности и создание новых наукоемких отраслей и производств с ориентацией на внешние рынки занимает особое место в структурной перестройке экономики Беларуси, что поспособствует росту конкурентоспособности страны.
Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь и проблемы ее рыночной переориентации