Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Проблемы, интересующие экономическую науку, изучаются на различных уровнях: на уровне отдельных хозяйственных единиц, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием различных агрегированных величин. В центре внимания всегда находится разработка таких проблем как организация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг. Причем эти проблемы рассматриваются и решаются в пределах макро- и микроэкономики.
непроизводительные цели / производство вооружения и т.п./, то служащая
их покрытию денежная эмиссия еще более усугубляет положение,
стимулирует инфляционный процесс. Аналогична роль бюджетных
дотаций нерентабельным предприятиям, содержание государственного
аппарата и т.п.
Любое изменение структуры общественного производства,
вызывающее сокращение оборота товаров и услуг, действует как
инфляционный фактор при данной массе денег в обращении. Ускорение
оборота денег по своему экономическому эффекту при прочих
неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег
в обращение.
К факторам, влияющим на соотношение динамики денежной массы
и цен, относятся: состояние платежного баланса страны, различные меры
внешнеторговой и валютной политики, оказывающей влияние на экспорт
и импорт товаров, а также развитие инфляции в других странах, которая
через цены импортируемых товаров оказывает соответствующее влияние
на динамику внутренних товарных цен /импортируемая инфляция/.
Перечисленные факторы могут ускорять или замедлять процессы
инфляции, то есть действовать в одном или в противоположном
направлениях. Однако инфляция может развиваться и при стабильной
массе денег в обращении под влиянием "неденежных" факторов.
Внешней причиной развития инфляционных пpoцессов являются
"ножницы цен" на мировом рынке, порождающие импортируемую
инфляцию. Импортируемая инфляция связана с ростом открытости
национальной экономики и увеличением взаимосвязанности и
взаимозависимости торговли между странами .Кризисы, стихийные
бедствия, войны, сильные инфляционные процессы в одних странах могут
вызвать резкий скачок цен на импортируемые товары, и по
технологической цепочке могут вызвать инфляцию в масштабе всей
страны.
Внутренние причины инфляции кроются в превышении расходов
государства над доходами, которые проявляются в различных формах
несбалансированности экономики. Важнейшими формами
несбалансированности экономики являются: несбалансированность
структуры общественного производства и экономики в целом, а так же
различные диспропорции в сфере распределения валового национального
продукта /ВНП/. Инфляция возникает в результате и на базе
несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной
структуры общественного продукта. В результате чего доходы населения,
предприятий и организаций не обеспечиваются в полном объеме товарами
и услугами. Другими словами, инфляция возникает в тех случаях, когда
рост доходов в обществе выходят за пределы возможностей их товарного
обеспечения. Это касается всех видов конечных доходов населения,
предприятий и организаций.
Например, прибыль, полученная предприятиями и направленная ими
на нужды капитального строительства, не может быть использована по
назначению, если она не обеспечена соответствующими материальными
ресурсами и мощностями подрядных строительных организаций.
Обычно нарушение натурально-стоимостной сбалансированности,
являющеюся главной причиной инфляции, возникает в результате
диспропорции в сфере распределения валового национального продукта
/ВНП/, дефицита государственного бюджета и нарушений товарного и
денежного обращения.
Эти процессы инфляции не связаны со спадом производства, они
возможны даже в условиях его роста. При стабилизации и росте
производства инфляция возникает тогда, когда рост оплаты труда
начинает опережать рост производительности труда, а рост доходов
населения, предприятий и организаций опережает возможности их
обеспечения товарами и услугами.
По другим причинам инфляция возникают в результате двух
взаимосвязанных форм финансовой несбалансированности, имеющих
одинаковое проявление, но неодинаковую основу и последствия.
ТЕМА 4. Бюджетная система Российской Федерации
ЯндексДирект
Дать объявление
Способы получения КредитаВсе о кредитах, жизни в кредит и способах получения заемных средств www.kreditexpert.ru
В 2009 году взять кредит будетневозможно. Подробности и комментарии на newsland.ru
Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство — это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
III уровень — местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит — это превышение доходов бюджета над расходами.
Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
ПРИНЦИП ПОЛНОТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
принцип, характеризующий бюджетную систему, и который обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджета, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и административному устройству (делению) РФ как основному критерию своего обоснования. Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории РФ. Изменение социально-экономической политики может сопровождаться возникновением новых сфер деятельности в народном хозяйстве. А это, в свою очередь, ведет к появлению новых видов источников доходов. Принцип полноты источников бюджетных доходов не исключает их законности: в бюджет зачисляются доходы, предусмотренные законодательством. При определении расходов бюджетной системы принцип полноты обеспечивается полным охватом всех направлений расходов, связанных с финансированием мероприятий по социально-экономическому развитию.
— 2008; Страниц — 78
Тема работы: Бюджетная система России и принципы ее построения
Содержание: СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Экономическое содержание бюджета 5
1.2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения 7
1.3. Бюджетная классификация Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 25
2.1. Структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета 25
2.2. Законодательная база, регулирующая поступления доходов в Федеральный бюджет 28
2.3. Формирование федерального бюджета за счет налоговых источников дохода 35
2.4. Структура налоговых поступлений федеральный бюджет 38
2.5. Формирование федерального бюджета за счет неналоговых источников дохода 46
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 51
3.1.Исполнение федерального бюджета по доходам 51
3.2. Совершенствование системы формирования доходов федерального бюджета 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Введение ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирова-ние. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуще-ствлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый ме-ханизм, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством фи-нансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основой финансовой базы Российской Федерации является федеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государства невоз-можно без наличия источников финансирования реализации программ и проек-тов.
Реализация любого вида социальной деятельности предполагает проявле-ние субъектом (индивидом, организацией, государством) собственной активно-сти или использование потенциала других субъектов с целью достижения про-межуточного или конечного результата. Если осуществляет социальное дейст-вие субъект экономический, то он должен учитывать множество факторов эндогенного и экзогенного характера, которые будут влиять на уровень дохода на всех стадиях воспроизводственного процесса. Доход, как субстанция, обес-печивающая функционирование и жизнедеятельность субъекта, определяет в целом экономический смысл его бытия, ибо нет ни деятельности иной, ни бо-гатства там, где нет дохода, и потому вопросы, относящиеся к проблеме фор-мирования доходов экономических субъектов, в особенности государственных, были актуальны, есть и будут.
В настоящее время, продолжаются дискуссии в обществе вокруг темы, ка-сающейся формирования доходов федерального бюджета.
Теоретические и практические положения изложены в работах таких авто-ров, как: Д.А. Аллахвердяна, Л.И. Абалкина, С.В. Алексеева, А.А.Астахова, Г.В. Базаровой, К.К. Баранова, А.М. Бирмана, О.И. Бетина, О.В. Богачевой., Е.Бухвальда, К. Брунера, Л.А. Вафина, А.С. Голованова, Г.Б.Поляка, В.Г.Панскова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, П. Самуэльсона, С.П. Со-лянникова., А.В. Улюкаева., С.Н. Хурсевича и др.
Целью работы является рассмотрение теоретико-практических основ фор-мирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения, разработка рекомендаций по решению существующих проблем, касающихся бюджетных доходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
? рассмотреть экономическую сущность, содержание федерального бюдже-та и теоретические основы бюджетной политики федеративного государства;
? определить социально-экономические значения налоговых и неналоговых поступлений в формировании доходов федерального бюджета;
? на основе анализа доходов федерального бюджета выявить проблемы связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также рекомендации по укреплению доходной части бюджета.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Экономическое содержание бюджета
Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воз-действует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной систе-мы страны - это по существу основа финансовой базы государственного регу-лирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Профессор М.В. Романовский определяет бюджет как бюджет это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денеж-ным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей [26].
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финан-совых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназна-ченных для финансирования функций органов государственной власти и мест-ного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населе-нию страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюд-жетного процесса. Именно через бюджеты разных уровней мобилизуются ос-новные финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспре-деления и использования для целей государственного регулирования экономи-ческого развития страны и реализации социальной политики на сей территории федеративного государства. Бюджет (от лат. bulga кожаный мешок) как ин-тегрированное экономическое понятие отображает устанавливаемое органами власти и управления соот