Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Проблемы, интересующие экономическую науку, изучаются на различных уровнях: на уровне отдельных хозяйственных единиц, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием различных агрегированных величин. В центре внимания всегда находится разработка таких проблем как организация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг. Причем эти проблемы рассматриваются и решаются в пределах макро- и микроэкономики.
3. В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции.
4. В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год – различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год – отмечают галопирующую или «латинскую». Свыше 200% - гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф.Кэгану – свыше 50% в месяц).
Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается – умеренная, галопирующая или геперинфляция, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства.
Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. В то же время из анализа развития мировой инфляции видно, что экономика страны может приспособиться к очень большим (до 1000%) темпам роста цен. Примером могут служить страны Латинской Америки в 70 - 90-е годы и Россия 90-х годов.
5. В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно.
Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.
6. В зависимости от спосбности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором – реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.
7. В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).
8. В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогноизруемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.
9. В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию «спроса» и инфляцию «издержек».
Уровень инфляции спроса будет зависеть от формы кривой совокупного предложения и определяется следующими факторами:
. среднегодовыми темпами экономического роста экономики;
. положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;
. динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;
. способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.
Рост издержек обусловливается действием не только краткосрочных факторов
(например, вследствие кратковременного увеличения совокупного спроса), но и долговременных:
. наличием диспропорций и узких мест в производстве (структурная инфляция);
. изменением структуры рынка в сторону его большей монополизации;
. нарушением или шоком (срывом) предложения;
. ростом зарплаты, обгоняющей темпы роста производительности труда.
3. Особенноси инфляционного процесса в России и антиинфляционная денежно-кредитная политика.
С 1992 года проблема высокой инфляции выдвигается в экономической политике России на первое место. Так, по официальным данным, потребительские цены в России увеличились в 1992 году в 26,1 раза, в 1993 году - примерно в 10 раз и в 1994 году - в 3,2 раза, а в 1995 году - в 2,5 раза. И даже, несмотря на замедление роста цен в 1994 - 1995 годы они все равно находились на гиперинфляционном уровне.
Инфляция в России
Борьба с инфляцией в годы российских реформ была и остается первостепенной задачей. В качестве главного инструмента этой борьбы в нашей стране выступает денежная политика. В 1992-1995 гг. было предпринято, как минимум три попытки воздействия на инфляцию.
Первая попытка упразднить инфляцию была предпринята в I полугодии 1992 года (после либерализации цен), тогда последовательно проводилась жесткая денежная политика, которая была направленная на снижение темпов инфляции.
Именно из-за того, что правительство пыталось воздействовать на инфляцию только монетаристскими методами, и произошел провал, который будет описан ниже. Следует заметить, что изначально предполагалось, что квартальные темпы инфляции к концу года должны были составить 1-3% в месяц.
Правительство в этот период обеспечило рост номинального курса рубля.
Темпы роста денежной массы удерживались в пределах 9-14% в месяц, это относительно низкий уровень, если учесть, что реальная денежная масса из-за резкого скачка цен сократилась в пять раз. Но имел место дефицит наличных денег, который, я думаю, и явился основной причиной снижения инфляции на первых порах, то есть месячные темпы инфляции сократились с 38.3% в феврале до 11.9% в мае. Но оборотной стороной снижения темпов инфляции явился глубокий сезонный спад промышленного производства и колоссальный кризис неплатежей. Эти обстоятельства испугали правительство, и было принято решение не продолжать упорствовать в проведении жесткой денежной политики в условиях гигантских взаимных неплатежей предприятий и глубочайшего промышленного спада (18%). В итоге Банк России провел взаимозачет долгов предприятий, вследствие чего в 2-3 раза увеличился темп роста денежной массы и сократились валютные интервенции на рынке, следовательно, курс рубля стал падать. Этими мерами нельзя было добиться существенного подъема производства в краткосрочном периоде, но при этом темпы инфляции увеличились на 26.1%.
Итак, денежная масса удвоилась, масштабы кризиса неплатежей существенно сократились, рубль упал в 4 раза, коммерческие банки накопили огромные и мало использовавшиеся денежные ресурсы, темпы инфляции удвоились, однако, небольшой подъем промышленного производства все таки смягчил последствия глубокого спада.
Таким образом, провал экономической политики 1992 года привел к первому серьезному кризису в России.
Вторая попытка справиться с инфляцией началась на рубеже 1992-1993 годов. От предыдущей она отличалась только тактикой: если сначала правительство пыталось победить инфляцию с помощью шоков, то теперь курс был взят на постепенный, последовательный "зажим" денежной массы и, соответственно, плавное снижение темпов инфляции. И действительно, в начале
1993 года, действительно, удалось обеспечить стабильное, приблизительно на
1% снижение темпов инфляции, составивших ранее 18.5%. В целом, это не сопровождалось ни спадом промышленности, ни ситуации с неплатежами. Однако, здесь сказалась ошибка совершенная в самом начале борьбы с инфляцией – попытка использовать только монетаристскую политику. Дальнейшее ужесточение кредитно-денежной политики активизировало целый ряд негативных процессов.
Российское правительство хотело достичь запланированных темпов инфляции
(7%) и считало, что это "перевернет экономическую конъюнктуру само по себе", то есть немедленно начнется "бум частных инвестиций…, хлынет иностранный капитал…, предоставит кредиты МВФ" и т.п. Действуя так, правительство продолжало снижать денежную массу, снизив ее в 1993 году до рекордно низкой отметки в 14% к декабрю 1991 года (в реальном исчислении).
Все это опять привело к снижению объемов производства и ухудшению финансового положения предприятий.
Итак, можно прийти к выводу, что наши радикальные реформаторы настойчиво стремились доказать возможность сокращения инфляции, используя для этого исключительно монетарные методы. И вроде бы события развивались в желаемом направлении, то есть в течение 1993 года темпы инфляции заметно
(50%) сократились, но при этом стали проявляться последствия слишком жесткой денежной политики. И первым таким следствием явилось быстрое нарастание взаимных неплатежей между предприятиями и наряду с этим, активно сокращаются объемы производства.
В 1994 году характер денежной политики правительства не изменился.
Имело место дальнейшее снижение темпов роста денежной массы, и вновь было достигнуто существенное снижение темпов инфляции с 17.9% до 7.4%.
Ужесточение денежной политики, значительная задолженность со стороны государства по закупленной, но не оплаченной в 1994 году продукции, способствовали дальнейшему ухудшению финансового положения предприятий. Как следствие, просроченная задолженность поставщикам уже в 3 раза превосходила денежные средства предприятий. И экономика не выдержала столь жестких финансовых ограничений и ответила колоссальным (25%) сокращением объемов промышленного производства. Итак, можно прийти к выводу, что дефляционный шок 1994 года явился, по сути, закономерным следствием правительственных попыток сбить темпы инфляции любой ценой. После этого в денежной политике наступил странный период: темпы инфляции продолжали последовательно снижаться, а среднемесячные темпы роста денежной массы, составившие ранее
8.6%, выросли почти до 14%. Этот парадокс объясняется тем, что на весну- лето 1994 года пришелся пик строительства финансовых пирамид в российской экономике, это был периода своего рода bubble economy (экономика "мыльного пузыря"). Деньги населения, предназначенные для потребительского рынка, оказались в значительной степени оттянуты на рынок спекулятивных финансовых операций, следствием этого стал двукратный скачок доли сбережений в доходах населения весной-летом 1994 года. Олицетворением этого периода явилась печально известная МММ. Масштабы деятельности этой пирамиды испугали даже правительство. Дальнейшее развитие событий проходило по известному принципу домино. Возможно, именно развал МММ в определенной степени и спровоцировал черный вторник 11 октября на валютной бирже и дальнейшее падение курса рубля почти на 30% за один день.
Таким образом, сокращение темпов инфляции на этом этапе было достигнуто не за счет ужесточения денежной политики, поэтому реальная денежная масса в апреле-августе росла, и к концу этого периода достигла отметки в 20% к уровню базового 1991 года. Рост реальной денежной массы немедленно отразился на динамике неплатежей и промышленного производства.
Вследствие этого была сломлена тенденция ускорения спада промышленного производства, а затем, даже началось движение вверх. Таким образом, можно было в очередной раз заметить, что откат в денежной политике вызвал адекватную тенденцию в промышленной динамике.
Наконец, с окончанием периода bubble economy, инфляция в конце 1994 года подскочила до 15-16% в месяц. Это стало закономерным следствием всех тех ошибок, которые были допущены на протяжении этих лет. При этом не было достигнуто ощутимого подъема производства, потому что, как было написано выше, рост производства требует долгосрочного периода, а отклик инфляции на политику правительства произошел очень быстро.
В такой ситуации начался 1995 год, и начался он очередным ужесточением денежной политики. Правительство начало новую попытку сбить инфляцию. Для этого правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета, из-за того, что это оказывало сильное воздействие на темпы инфляции. И было решено финансировать бюджетный дефицит путем заимствования свободных денежных ресурсов на финансовом рынке, посредством размещения государственных ценных бумаг, Банк
России фактически прекратил предоставление кредитов коммерческим банкам, были резко сокращены расходы бюджета, Банк России спровоцировал относительно продолжительную (но, безусловно, временную) тенденцию к укреплению курса рубля. Все это позволило сбить темпы инфляции с 18% в начале до 7-9% в середине года. Рассмотрим эти шаги более подробно.
Безусловно, отказаться от использования кредитов Банка России было достаточно разумно, но возможно, не надо было отказываться от них полностью, потому что это привело к росту внешних и внутренних долгов, которые отдавать намного труднее из-за того, что большую их часть нужно было отдавать в валюте, а сальдо платежного и капитального баланса в тот момент было отрицательным.
Размещение государственных ценных бумаг было в принципе разумно, но правительство стало злоупотреблять этим (по принципу МММ), и в конечном итоге это привело к краху, который мы наблюдали 17 августа 1998 года. А вот прекращение предоставления кредитов коммерческим банкам вероятнее всего, было очень крупной ошибкой, потому что из истории мировой экономики можно увидеть, что именно на этом происходило становление рыночной экономики во всех странах.
Решительные шаги антиинфляционной политики, заложенные в бюджет 1995 года, а также высокие темпы снижения инфляции в I квартале 1995 года породили у правительства своего рода эйфорию скорой победы над инфляцией, и была поставлена задача сокращения среднемесячных темпов инфляции до 1% начиная со II полугодия 1995 года. Однако, начиная со II квартала, ситуация изменилась, и темпы снижения инфляции существенно сократились.
Но, почему возник очередной срыв правительственной программы борьбы с инфляцией?
Вероятно, это случилось, потому что, несмотря на предпринятые меры по ограничению динамики денежной массы, ее темпы роста в начале 1995 года составили около 10%, потому что Банк России продолжал тенденцию укрепления курса рубля и, таким образом, вызвал лавинообразный сброс валюты экономическими агентами. Это и привело к скачку темпов роста денежной массы. Темпы роста денежной массы, объясняются также расширением рынка ГКО, а также существенным урезанием бюджетных расходов на фоне 100%ного наполнения доходной части бюджета.
Таким образом, промышленный спад в начале 1995 года имеет характеристики, сопоставимые с предыдущими периодами, что позволяет сказать, что было сокращение промышленного производства за 1995 год темпом, сопоставимым с 1992-1993 годами.
Итак, осенью 1995 года для всех становится очевиден провал экономической политики Правительства - инфляцию снизить практически не удалось, промышленный спад продолжается, резко падает реальная зарплата, усиливается социальная дифференциация в обществе. Новым, критически важным фактором становится растущая безработица.
Инфляция в России - результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, сокращения рынков сбыта. Именно поэтому преимущественно монетарные методы борьбы с инфляцией, которые были описаны в предыдущем разделе, обходятся России так дорого. Но неверно формулировать проблему следующим образом: можно или нет с помощью монетарных методов остановить инфляцию в России? Конечно можно. Инфляция - всегда денежный феномен. Реальная же дилемма в другом: платить ли столь высокую цену за временную остановку инфляции монетарными методами или попытаться найти и другие методы борьбы с ней? Возможно риск переужесточенной денежной политики неоправданно велик, а полученный результат ненадежен.