Национальный доход и инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, интересующие экономическую науку, изучаются на различных уровнях: на уровне отдельных хозяйственных единиц, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием различных агрегированных величин. В центре внимания всегда находится разработка таких проблем как организация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг. Причем эти проблемы рассматриваются и решаются в пределах макро- и микроэкономики.

Вложенные файлы: 1 файл

нац доход и инфляция.doc

— 499.00 Кб (Скачать файл)

 

Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяло полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Об этом красноречиво свидетельствует почти четырехлетний опыт российского руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся российскими реформаторами, не прошли даром для экономики. Эти неудачи оплачены колоссальным спадом промышленного производства, деформацией структуры промышленности, существенным падением уровня жизни, общеэкономической нестабильностью. Экономика и общество в целом уже "обескровлены" постоянными безрезультатными атаками на инфляцию. Поэтому кардинальная смена курса денежной политики является жизненно необходимой.

 

Экономисты полагают, что в ходе предпринимавшихся с 1992 года атак на инфляцию выявился предел ужесточения кредитно-денежной политики. Очень важно при этом, что такой предел наступает при темпах инфляции, отличных от нуля - анализ показывает, что таким предельно низким является рост цен на уровне около 8-10% в месяц. Это говорит о том, что некоторый, вполне определенный уровень инфляции является для экономики России заданным ее институциональной и промышленной структурой. Экономисты называют этот предельный уровень "структурно-институциональным фоном инфляции" или просто

"фоновый" уровень инфляции. Но даже приближение месячных темпов инфляции к отметке 8-10% достигается уже за счет специфических мер: откладывания выплат по внешнему долгу, увеличения внутреннего долга, резкого снижения реального содержания минимальной зарплаты и пенсии, значительного недофинансирования науки и образования, а также инфраструктурных отраслей.

Следовательно мы приходим к выводу, что уровень инфляции в 8-10% в месяц при определении "фонового" может рассматриваться как заниженный. Реальный инфляционный фон в российской экономике, по оценкам экономистов, в полтора- два раза выше - 15-20% в месяц. Естественно, что этому уровню инфляции существует и предел рационального ужесточения кредитно-денежной политики.

Рубежом, как показали исследования, является 13-15%-ная величина реальной денежной массы. В течение трех лет борьбы с инфляцией эта граница жесткости монетарной политики постепенно снижалась с 20% в начале 1992 года до 13-15% в начале 1995. Однако, это объясняется, главным образом, сокращением за это время объема производимого ВВП, а также увеличением "долларизации" внутреннего, в основном, неофициального товарооборота. Это говорит о незначительности фундаментальных институциональных реформ в экономике

России.

 

При темпах инфляции выше "фонового" уровня и реальной денежной массе, превышающей 13-15%-ную отметку, антиинфляционная политика эффективна: она действительно позволяет снижать темпы инфляции без обвального ухудшения показателей промышленной динамики и общеэкономической конъюнктуры. Но со снижением месячных темпов инфляции и величины реальной денежной массы ниже указанных границ, дальнейшее ужесточение денежных ограничений становится все более нецелесообразным: эффективность монетарных мер резко снижается, одновременно, существенно возрастают их негативные побочные последствия.

Экономисты называют это эффектом "переужесточения" кредитно-денежной политики.

 

Помимо высокой цены, которую приходится платить за каждый процент дополнительного снижения инфляции посредством "переужесточения" кредитно- денежной политики, само это снижение во многом является фантомом. Инфляция приобретает черты подавленной: недостаток денег в экономике компенсируется частично увеличением неплатежей, частично усилением спада.

 

Пружина инфляции сжимается и неминуемо разжимается вновь, как только обострение проблемы спада и неплатежей в очередной раз вынудит ослабить жесткость монетарной политики. Необходим стратегический поворот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной политике. Свои усилия Правительство должно сосредоточить не на стремлении сократить темпы инфляции посредством "переужесточения" кредитно-денежной политики, а на снижении самого "предела жесткости", то есть, "фонового" уровня инфляции, который инициируется причинами немонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3-5 лет) экономической политики, направленной на формирование основных институциональных предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

 

Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям: - контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы;- достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

 

Представляется очевидным, что такая целевая установка означает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится в настоящее время.

 

Логичным следствием такой корректировки курса может стать повышение уровня инфляции. Но возможное увеличение темпов инфляции, которое произойдет в результате смягчения денежной политики, не так уж и губительно по сравнению с нашими темпами инфляции. Ведь с точки зрения потенциального инвестора, приемлемая инфляция исчисляется 5-10% в год. Если же цены растут на 5% в месяц, то это на самом деле так же много, как и 7, 10 и даже 15%.

Если Правительство сможет обеспечить стабильность этого нового, пусть даже несколько более высокого уровня инфляции, для создания более благоприятного инвестиционного климата, это будет важнее, чем наблюдающиеся уже много лет постоянные малопредсказуемые скачки инфляции. Ключевым моментом здесь является обеспечение совпадения рациональных инфляционных ожиданий, планов и заявлений правительства и фактической динамики роста цен.

 

Таким образом осуществив структурные и институциональные реформы, остановив экономический спад, заложив основы для экономического роста, мы не только сможем ликвидировать немонетарные корни инфляции, но и создадим необходимый запас прочности для последующего осуществления жесткой финансовой политики и окончательного подавления инфляции.

 

Бюджет на 2009 год сверстан правительством по доходам в размере 10 триллионов 927,1 миллиардов рублей и по расходам — 9 триллионов 024,7 миллиардов рублей, с профицитом в 1,9 миллиардов рублей. Объем ВВП в 2009 году составит 51 триллионов 475 миллиардов рублей (106 процентов к 2006 году). Таким образом, к первому кварталу 2010 года будет выполнена поставленная президентом РФ задача — обеспечить рост отечественного ВВП в два раза. Прогнозируемый уровень инфляции 8,5 процентов, среднегодовой курс рубля к доллару — 24,7 рубля за доллар.

 

 

В 2009 году доходы от реализации нефти и газа составят 9,1 процента к ВВП, в 2010 и 2011 — 7,7 процента и 6,9 процента. Ненефтегазовые доходы планируются на 2009 год в размере 6 триллионов 234,6 миллиарда рублей, на 2010 и 2011 7 триллионов 207,4 миллиардов рублей и 8 триллионов 201,5 миллиардов рублей. Их доля в ВВП остается неизменной — около 12,1 процентов.

 

 

ИТАР-ТАСС приводит слова министра финансов РФ Алексея Кудрина, охарактеризовавшего федеральный бюджет как «ядро для создания инфраструктуры, вложения в человеческий капитал, в обеспечение макроэкономической устойчивости и обеспечение обороноспособности страны». По словам Кудрина, правительство намерено обеспечить приоритетное финансирование расходов на образование, здравоохранение, инновационное развитие экономики, развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности граждан. «Впервые расходы возрастут больше, чем доходы», — планирует министр. Профицит бюджета будет уменьшаться, и к 2010 году в номинальном выражении сведется к нулю.

 

 

При доработке бюджета были значительно увеличены военные расходы: в 2009 году дополнительно выделяется 60 миллиардов рублей на купку вооружения, военной техники и НИОКР в сфере оборонной промышленности. Общие оборонные расходы на 2009 год составят 1 триллион 337,5 миллиардов рублей.

 

 

Бюджетом предусмотрены средства на реализацию приоритетных национальных проектов: «Образование» (30,9 миллиарда рублей), «Здоровье» 111,9 миллиарда рублей), «Доступное жилье — гражданам России» (91,2 миллиарда рублей) и «Развитие АПК» 120 миллиарда рублей). Увеличивается финансирование социальных обязательств индексацию зарплаты, пенсий и пособий. На 2009 год запланирована индексация базовой части трудовой пенсии — с 1 марта на 8,5 процентов и с 1 декабря — на 26,4 процента. Среднегодовой прожиточный минимум планируется повысить с 4,135 рублей в 2009 году до 4,989 рублей в 2011 году. В бюджет заложено полное обеспечение финансирования олимпийских объектов зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, а также дополнительные ассигнования на развитие Владивостока в рамках подготовки саммита АТЭС. Для субсидирования воздушных перевозок для жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера предоставлено 1,7 миллиардов рублей.

 

 

Напомним, что Госдума приняла бюджет 31 октября. Теперь, после одобрения бюджета Советом Федерации он на утверждение президентом РФ.

 

 

Эксперты и представители бизнес-сообщества выступали с критикой монетарных властей, которые отказались корректировать бюджет с учётом разворачивающегося кризиса и падения цен на нефть и другие сырьевые товары, составляющие основу российских экспортных доходов. Практически единственной антикризисной мерой, заложенной в бюджете, остаются 175 миллиардов рублей государственных средств, выделенных на приобретение акций и облигаций.

 

 

Между тем многие правительственные эксперты и чиновники уже признают возможность корректировки в последующем основных параметров бюджета. В частности, рост ВВП (бюджетом запланировано 6,7 процента на 2009 год) может серьезно замедлиться, признал помощник президента России по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, заявив, что кризис будет стоить стране один процент ВВП, МВФ прогнозирует для ВВП России рост в 5,5 процента в год. Малореальными, во всяком случае в сегодншних условиях, выглядят и целевые показатели инфляции, которая по прогнозам бюджета составит составит 8,5 процента, а к 2011 году с нынешних 13— 14 процентов уменьшится до 6,8 процентов.

 

 

Большой проблемой может стать и «недоучёт» новых тенденций на мировом рынке нефти. юджет исходит из ориентировочной цены на нефть марки Urals на 2009 год — 95 долларов за баррель, в 2010 году — до 90 долларов, в 2011 году — 88 долларов за баррель. Но заметим, что по прогнозу Минфина РФ, цена на российскую нефть в 2009 году может составить 50 долларов, в 2009 году — 55 долларов, в 2010 году — 60 долларов за баррель.

 

 

 

возрастающей и безработицей и инфляцией одновременно. Затянувшаяся

инфляция приводит к тому, что люди начинают ожидать ее продолжения

и в дальнейшем. В результате инфляционных ожиданий уровень

инфляции включается в размер заработной платы и других платежей,

фиксированных контрактами, а это усиливает инфляционные процессы.

Если рост инфляции не сопровождается мерами правительства по

расширению денежной массы и сокращению налогов, то возникает

стагфляция, то есть повышение темпов инфляции при одновременном

сокращении выпуска продукции и росте безработицы. Рост цен сокращает

реальную денежную массу, что ведет к повышению процентных ставок и,

следовательно, к сокращению спроса на товары. Основное внимание в

экономической политике уделяется расширению спроса. Однако за

снижение уровня инфляции экономика платит возросшей безработицей.

Попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приводят

к возникновению инфляции, сопряженной со спадом производства. От

этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой

безработицы и низкого реального объема производства в течение

длительного периода времени.

     Практика показывает, что кривая Филлипса применима для

экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном

плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает

нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

      Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования

спроса, стремление правительства снизить уровень безработицы ценой

увеличения инфляции , успешно только тогда, когда у населения удается

создать ложные ожидания. К примеру, работающие по найму, наблюдая рост

ставок заработной платы, увеличивают предложение труда. И тогда, как и

предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции и связанный с

ней рост номинальной заработной платы. Однако как только люди начинают

замечать, что реальная заработная плата все уменьшается /в отличие от

номинальной/, то никто больше не будет стремиться увеличивать предложение

труда.

     Особое внимание на эти взаимосвязи обратил в 60-е годы

американский экономист Мильтон Фридмен, который подчеркивал

неэффективность борьбы с безработицей путем "накачивания" спроса

инфляционными мероприятиями. Таким образом, когда население

преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться

уменьшением предложения труда, то есть растущей безработицей.

     Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для

 

 

                                 23

 

 

анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При

неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает

неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

     В 60-е годы неокейнсианская интерпретация кривой Филлипса

оформилась в концепцию "политики доходов". Основная ее идея

заключалась в том, что обуздать инфляцию можно лишь ограничив

заработки и допустив существование определенного уровня безработицы.

Лозунг полной занятости пришлось оставить, но зато можно было

предложить более правдоподобную теорию инфляции. Согласно новым

представлениям, правительство, используя аппарат кривой Филлипса и

кредитно-денежные рычаги, могло активно балансировать свою

экономическую политику в вопросах занятости и уровня цен. Определяя

через регулирование денежной массы темп инфляции, государственные

органы должны были теперь планировать размеры безработицы.

 

   Инфляция вследствие нарушения механизма налогообложения.

     Сильные инфляционные эффекты могут быть вызваны неверными

действиями государства в сфере налогооблажения. Имеются ввиду прежде

Информация о работе Национальный доход и инфляция