Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе.
Введение 3
1. Сущность и история развития модернизации 5
1.1. Теория модернизации 5
1.2. История модернизации России 11
2. Состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе 14
2.1. Направления модернизации современной экономики России 14
2.2. Проект «РОСНАНО», как составляющая модернизации российской
экономики 17
2.3. Инновационный центр «Сколково» – направление в модернизации
экономики Российской Федерации 22
3. Перспективы модернизации экономики Российской Федерации 24
3.1. Проблемы модернизации экономики России на современном этапе 24
3.2. Роль финансовой сферы в модернизации 28
3.1. Перспективные направления модернизации экономики России 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
В л а д и в о с т о к с к и й ф и л и а л
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
студента Кудрук Виктория Александровна
группа 112
факультета Таможенного дела
на тему: Необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления.
В. Т. Сироткина
к. э. н., доцент
Владивосток
2011
Содержание
Введение 3
1. Сущность и история развития модернизации 5
1.1. Теория модернизации 5
1.2. История модернизации России 11
2. Состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе 14
2.1. Направления модернизации современной экономики России 14
2.2. Проект «РОСНАНО», как составляющая модернизации российской
экономики 17
2.3. Инновационный центр «Сколково» – направление в модернизации
экономики Российской Федерации 22
3. Перспективы модернизации экономики Российской Федерации 24
3.1. Проблемы модернизации экономики России на современном этапе 24
3.2. Роль финансовой сферы в модернизации 28
3.1. Перспективные направления модернизации экономики России 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе. Выступления руководителей страны, политиков, представителей бизнеса, специалистов разного уровня теперь не обходятся без почти уже ритуального использования модернизационно-инновационной терминологии.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что модернизация плотно вошла в нынешнюю повестку дня, потому что без модернизации экономики, науки и общественной жизни Россия будет обречена на технологическую отсталость и роль сырьевого придатка более развитых стран.
Цель курсовой работы: изучить необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления.
Задачи:
В первой главе планируется изучить теорию модернизации, рассмотреть её сущность, определить основные области и типы модернизации. А также ознакомиться с историей модернизации России.
Во второй главе будет исследовано состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе на примере проекта «РОСНАНО», как составляющей модернизации российской экономики, и инновационном центре «Сколково», как одного из важнейших направлений в модернизации экономики Российской Федерации.
В третей главе планируется выявить и изучить проблемы модернизации экономики России, а также рассмотреть дальнейшие перспективы её развития. Также внимание будет уделено роли финансовой сферы в модернизации, влияющей на экономическое благополучие России.
1. Сущность и история модернизации
1.1 Теория модернизации
Теория модернизации – это одно из направлений теорий общественно-исторического развития. На основании исследований зарубежных и отечественных ученых можно дать следующее определение модернизации: модернизация – это процесс изменения общества в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с 16-17 вв. и по 70-е годы 20 века и распространились по всему миру. Таким образом, модернизация означает переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному.
Из определения следует, что модернизация – это процесс преобразования всех сторон общественной жизни. По мнению теоретиков в конкретных сферах общественной жизни модернизация означает решение следующих задач.
В экономической области – применение технологии, основанной на научном знании, индустриализация, развитие рынка товаров и труда, существование стимулов для создания и внедрения новшеств. Важной особенностью экономической модернизации считается тенденция к выравниванию доходов между секторами экономики, регионами и социально-профессиональными группами.
В политической области –
образование национальных или федеративных
государств, разделение властей, способность
государства к структурным
В области культуры –
распространение грамотности, секуляризация
образования, многообразие школ и течений
в философии и науке, конфессиональный
плюрализм, приобщение крупных групп
населения к достижениям
В социальной области – специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности. Эта специализация все меньше зависит от пола, возраста, социального происхождения и все больше – от личных качеств человека, его квалификации, образования [2, с. 154].
Различают два типа модернизации – органическую и неорганическую.
Первичная, органическая модернизация
проходила в тех странах, которые
были новаторами на этом пути, и разворачивалась
благодаря внутренним факторам, в
частности, коренным изменениям в сфере
культуры, ментальности, мировоззрения.
Ее становление связывают с
Вторичная, неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и/или политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация или «модернизация с опозданием». Такая модернизация представляет собой своеобразный «вызов», на который каждое общество дает свой «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в достижениях его длительного развития. Поэтому её итогом является не обязательно усвоение социальных достижений Запада, но совокупность качественных изменений традиционного общества, в той или иной степени адаптированных к мануфактурному или индустриальному производству.
Чаще всего термин «догоняющая
модернизация» употребляется в
отношении бывших колоний и полуколоний
после получения ими
Обычно догоняющая модернизация создает острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания. Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создает очевидную неравенство, обещая равные шансы, но поскольку реально эти шансы не для всех, растет социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии – к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции, а в Мексике и некоторых других странах – к восстанию крестьян и традиционализма [13, с. 354].
Другая типология признает наличие трех типов модернизации:
- эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США и т. п.);
- эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами на собственной основе, наравне как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.);
- экзогенная (в ее имитационных, имитационно-симуляционных и симуляционных вариантах), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственного основания [5, с. 87–89].
С чего же начиналась модернизация в странах западной цивилизации? Она начиналась с распространения модернизаторских идей, с перемен в общественном сознании. Разрушение старой средневековой и формирование новой системы ценностей в конце 15-16 веках связано с такими крупными историческими явлениями, как великие географические открытия, Возрождение, Реформация.
В конце 15 века началась эпоха великих географических открытий. Х. Колумб открыл Америку (1492 г.), Васко да Гама обогнул Африку и пристал к берегам Индии (1498 г.), Ф. Магелан совершил первое кругосветное путешествие (1519-1522г.г.). Великие географические открытия способствовали развитию науки, формированию представлений о целостном мире.
После краха советской
системы в отечественных
Теория модернизации, напротив,
утвердилась и даже превращена в
официальный образовательный
Сама теория модернизации возникла из плохо понятого Маркса, который, как известно, говорил, что более развитые страны показывают менее развитым их будущее и что все страны должны в своем развитии пройти одинаковые стадии. Однако, изучив конкретную практику включения в мировую капиталистическую экономику колониальных стран, Маркс скорректировал свою точку зрения, поскольку обнаружил, что капиталистическая метрополия не развивает экономически, технически и политически колонии, а, напротив, консервирует в них отсталость и тормозит развитие. Но создатели теории модернизации этого изменения взглядов Маркса «не заметили» [13, с. 321−335].
Собственно теория модернизации возникла в 50-е − начале 60-х гг. в США и Великобритании и была предназначена для «внешнего употребления»: для стран «третьего мира», в том числе тех, кто активно освобождался от колониальной зависимости. Основной идеей классической теории модернизации была идея неизбежного перехода от «аграрного» общества к обществу «индустриальному». Этот переход в страны «третьего мира» несли страны «первого мира», которые уже в силу одного этого факта выступали в качестве «прогрессоров», «культуртрегеров» и «благодетелей».
Классическая теория модернизации описывала «аграрное общество» с позиций откровенно европоцентристских, расистских и оскорбительно ксенофобских. Аграрным обществам были присущи следующие черты: доиндустриальная (аграрная) экономика; неспособность к социальному, технологическому и культурному развитию; зависимость организации социальной жизни общества от религиозных и мифологических представлений; циклический, а не поступательный характер исторического существования; авторитарный (тоталитарный) характер власти; преобладании традиции над новаторством; коллективистский характер общества и подавление в нем личностного начала; преобладание в обществе людей с пассивным, недеятельным, безразличным, апатичным типом личности; ориентация не на материальные и инструментальные, а на религиозные или метафизические ценности; отсутствие способности к экономическому производству не ради удовлетворения насущных потребностей, а ради реализации возможности развития в будущем. Индустриальное общество описывалось, напротив, исключительно в розовых тонах: это общество высокотехнологичной экономики; постоянно интенсивно обновляющееся и усложняющееся в социальном, экономическом и культурном отношениях; светское и рациональное по своему социальному характеру; находящееся в поступательном развитии; с институтами власти, основанными на представительной демократии и идеологии либерализма; с преобладанием инноваций над традицией; общество индивидуализма, уничтожившее (или подавившее) коллективизм; состоящее из активных, экономически деятельных личностей с развивающе-присваивающим типом мышления; ориентированное на получение материальных благ и инструментальных ценностей; способное производить не только ради удовлетворения насущных потребностей, но и ради возможностей технологического развития в будущем [5, с. 87–89].