Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа
Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе.
Введение 3
1. Сущность и история развития модернизации 5
1.1. Теория модернизации 5
1.2. История модернизации России 11
2. Состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе 14
2.1. Направления модернизации современной экономики России 14
2.2. Проект «РОСНАНО», как составляющая модернизации российской
экономики 17
2.3. Инновационный центр «Сколково» – направление в модернизации
экономики Российской Федерации 22
3. Перспективы модернизации экономики Российской Федерации 24
3.1. Проблемы модернизации экономики России на современном этапе 24
3.2. Роль финансовой сферы в модернизации 28
3.1. Перспективные направления модернизации экономики России 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
В середине 70-х гг. теория модернизации развалилась под сокрушительным натиском явного несоответствия ее с практикой экономического развития за пределами стран «первого мира». В первую очередь стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, осуществивших экономический прорыв в условиях военных диктатур или авторитарного правления и на основе традиций, включая «метафизическое» конфуцианство, а не в разрыве с ними. С одной стороны, и теоретических ударов со стороны концепций «зависимого развития», «структурной зависимости», «технологической зависимости» и «периферийного капитализма» – с другой. Эти концепции, близкие друг к другу, были разработаны в 60-е гг. независимо друг от друга, преимущественно латиноамериканскими исследователями А. Гундером Франком, Т. Дус Сантусом, Р. Ставенхагеном, О. Фальс Борда, Э. Торресом Ривасом, М. Капланом, Э. Кардозу и др.. Все они на огромном материале – описывали функционирование реальной капиталистической экономики, как квазиимперской экономической системы, состоящей из двух или трех сегментов: метрополии – стран «первого мира» – и периферии – стран «третьего мира». Специфика существования периферии и полупериферии заключалась в зависимости от метрополии, которая навязывала им невыгодные варианты технологического развития, консервировала экономическую и социальную отсталость и дифференциацию, препятствовала освоению и внедрению наиболее передовых технологий, обрекала на роль сырьевого и технологического придатка, стимулировала наиболее реакционные формы политической жизни. Теоретики концепций круга периферийного капитализма достаточно убедительно, опираясь на конкретные исследования в своих странах, показали тупиковость периферийного капитализма, невозможность «догоняющего развития» (иными словами, модернизации). А также то, например, что правящие классы в странах «зависимого», периферийного капитализма, неизбежно становятся тотально криминализованы и паразитичны или что сам факт периферийности маргинализирует общество стран периферии, включая и рабочий класс этих стран [7, с. 263 ].
В конце 80-х – начале 90-х гг., в связи с развалом Восточного блока, застигшим западную политическую мысль врасплох, теория модернизации была срочно вынута из архива. Теперь теория модернизации применялась уже не к «третьему миру», а ко «второму», то есть к Советскому блоку. Поскольку, однако, сразу стало ясно, что по отношению к постсоветскому пространству теория модернизации еще менее адекватна. Очевидно, что индустриализация здесь давно прошла; общество носило светский характер; традиции были сведены к минимуму в ходе антибуржуазной трансформации. Пришлось срочно разработать круг теорий «неомодернизации», которые вводили множество оговорок в классическую модель. Наиболее распространенными стали разные варианты «неомодернизационизма» циклического характера, предполагавшие, что модернизация может проходить неограниченное число раз — с переменным успехом.
1.1. История модернизации России
Первая крупная модернизации связана с именем киевского князя Владимира Святого (княжил в 980 – 1015 гг.). Перед молодым государем стояли две важные задачи – объединение страны и утверждение Руси на международной арене.
Второе направление
Очередь второй российской модернизации пришла вслед за свержением ордынского ига – внешнего фактора, довлевшего над Русью два с половиной века. На этот раз инициатором преобразований стал Великий князь Московский Иван III (правил в 1462 – 1505 гг.), но в своем труде он опирался уже не на варяжскую дружину, а на сформировавшееся в XIV – XV веках русское служилое дворянство. Перед Иваном III стояли задачи, схожие с теми, что были у Владимира Святого: объединить разрозненные русские земли, расширить территорию за счет неславянских соседей и укрепить авторитет личной власти.
Модернизация коснулась и внешних форм, таких как титулатура московского правителя, обретение государственного герба (двуглавый орел) и строительство нового московского Кремля и соборов, способных своим величием поразить самых взыскательных иностранцев. [6, с. 12–17].
Следующая модернизация началась при Петре I и была вызвана к жизни изменившимися международными условиями.
Петровская модернизация
проходила по тому же сценарию, что
и прошлые – война и
Символами модернизации стали
перенос столицы в Санкт-
Основой новых преобразований
стала идеология марксизма-
В 1920-е годы наступает
очередь экономической
Модернизация СССР в 50-60-е
г. связана с именем Н.С. Хрущева.
Хрущевские преобразования происходили
на фоне кардинальных изменений на
Западе: здесь в середине 50-х г.
разворачивалась НТР, завершалась
позднеиндустриальная модернизация (общество
массового потребления, государство
благосостояния) и появилась тенденция
к становлению
В области экономики, по мнению западных исследователей, в хрущевском периоде можно выделить две фазы. В 1953-1958 г. реформы эффективно изменили экономические и социальные механизмы, достаточно гармонично развивались отрасли группы "Б", сельское хозяйство, жилищное строительство и тяжелая промышленность, экономика функционировала достаточно эффективно не только за счет прироста ресурсов, но и за счет лучшего их использования.
В 1959-1964 годах были воспроизведены
взаимоотношения сталинской модели
управления: увеличились капиталовложения,
превышающие возможности
Как отмечают специалисты, за годы хрущевского десятилетия сложилось важное условие подлинной модернизации – благоприятный социально-психологический климат, атмосфера общественного подъема, вера людей в собственные силы
К 1990 году в силу различных факторов перестройка перешла в стадию саморазрушения. Модернизация потерпела сокрушительный крах, и все 90-е годы Российская Федерация переживала его последствия [6, с. 12–17].
Что же происходит в России сегодня? Первые лица государства, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, в один голос утверждают, что страна входит в некий период модернизации. Речь идет о модернизации экономической, научно-технической и политической.
2 Состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе
2.1 Направления модернизации современной экономики России
Необходимость модернизационного выбора была заявлена Владимиром Путиным еще в начале 2008 года. Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» стала манифестом, его послание Федеральному Собранию – дорожной картой российской модернизации. В результате довольно интенсивной работы президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики модернизационная идея приобрела характер оформленной программы.
Дмитрий Медведев сделал вполне определенный выбор. Модернизационный проект, который будет осуществляться в России, будет консервативным по содержанию; ненасильственным по методам; демократическим с точки зрения опоры на сложившиеся национальные демократические институты. Слома политической и социально-экономической системы не произойдет – она будет эволюционировать. Этот выбор был отчасти вынужденным, однако в намного большей степени продиктован гуманистическими ценностями, которые транслирует элите и обществу Дмитрий Медведев.
Следует заметить, что и в России в сфере инноваций за последние 20 лет кое-что произошло. Это было не столь заметно, потому что большая часть событий разворачивалась не в Москве, а в регионах: Томске, Ставрополе, Пензе, Чебоксарах. В этих и других регионах уже сегодня существуют десятки конкурентоспособных на глобальном рынке компаний с объемом продаж до 100 млн долл. каждая. Эти компании родились 10–12 лет назад и преодолели тысячи барьеров, выставленных нашим государством на пути инновационной экономики. Но очевидно, что России нужны сотни компаний с миллиардными оборотами.
Ситуация сегодня несколько изменилась. Инновационная экономика – четко обозначенный приоритет государственного развития. Он поддержан вполне конкретным набором мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, на которой всерьез обсуждаются актуальные проблемы hi-tec индустрии. Вслед за ней создана правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Именно в связи с решениями этих органов приняты первые серьезные законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов.
Например, речь идет о внесении
поправок в закон о техническом
регулировании. Еще одна важная законодательная
инициатива – федеральный закон
№ 217, в котором говорится о
создании малых инновационных
Внесены поправки в миграционное законодательство. С 1 июля если иностранцу установлена зарплата на уровне 2 млн рублей в год, то он может приезжать в Россию без ограничений. Радикально упрощается визовый режим, регистрация при переезде и т.д.
Важнейшим сигналом является идея создания так называемых инновационных программ на каждом предприятии с государственным участием. Серьезный импульс дан и крупному частному бизнесу. В январе 2010 г. на президентской комиссии было принято решение, в соответствии с которым заявки на крупные инновационные проекты с целевым объемом продаж к 2015 не менее 15 млрд руб. будут поддерживаться государством. Сейчас завершается процесс их оборота. В настоящее время в портфеле более 40 проектов [10].
Основными задачами Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при президенте России являются: «а) рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России; б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России; в) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России». Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики работает довольно интенсивно: ею реально руководят «политические тяжеловесы» Владислав Сурков и Сергей Собянин, созданы рабочие группы, отбираются проекты, ассигнования на координируемые ею программы превышают 600 млрд. рублей. Именно эта комиссия предложила Дмитрию Медведеву «пять векторов» прорыва.
Параллельно функционирует правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Основные задачи: «обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг».
Президент Российской Федерации, Дмитрий Медведев, отметил, что достижения в модернизации экономики России есть, но, к сожалению, их не много. Он признает, что темпы модернизации пока недостаточны, но она прочно вошла в повестку дня. Если не удастся провести модернизацию на данном этапе, то вторая попытка будет стоить гораздо дороже для страны, заявил Медведев, подводя итоги года. Следующая модернизация, которая будет осуществляться, скажем, уже другими людьми, она будет иметь уже большую цену. Она будет начинаться с гораздо более низкого уровня. Деградация тогда станет очень серьезной [10].