Неравенство доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране

Вложенные файлы: 1 файл

неравенство курсовик.docx

— 147.50 Кб (Скачать файл)

На большинстве предприятий  образовалась колоссальная разница  в доходах группы управленцев  высшего звена и других работников. Разница в оплате труда основной части рабочих и администрации  достигает свыше 20 раз.

Региональные различия в оплате труда практически связаны с отраслевой спецификой. В сырьевых регионах с экспортной ориентацией продукции, в частности в газо- и нефтедобывающих районах Тюменской области, Кемеровской, Мурманской, Камчатской, Читинской областей, Татарстане и Коми, уровень средней заработной платы сравнительно высокий. Одновременно высокий уровень зарплаты в Москве и в Санкт-Петербурге, где сосредоточены финансовые и посреднические организации, и где, согласно исследованиям, наиболее значительна доля богатого населения России. В регионах с сельскохозяйственной специализацией, развитым машиностроением и легкой промышленностью, как правило, очень низкий уровень доходов и тяжелая социальная ситуация. Территориальные различия в оплате труда постоянно увеличиваются и составили в феврале 2009 года в 3,5 раза (Тюменская область – 33 000,2 руб., Ингушетия – 9 675,0 руб.).

Под влиянием существующей межотраслевой дифференциации заработной платы формируется и межрегиональная дифференциация доходов. Самый низкий уровень среднедушевых доходов сложился в последние годы в Волго-Вятском, Поволжском, Северо-Кавказском регионах, самый высокий - в г. Москве, Камчатской, Магаданской, Тюменской областях, Чукотском АО, Республике Саха (Якутия). (таблица 10)

           Таблица 10

Показатели  уровня неравенства среднедушевых  фактических доходов по отдельным  субъектам России в 2006г.

 

Федеральный округ

 

Минимальный и максимальный фактический доход, руб.

(1-я и  5-я квинтильные группы)

 

Отношение максимального ФД к минимальному, раз

 

Индекс  Джини, процентов 

Центральный

Воронежская область

3051

22,8

44,7

г.Москва

69622

Северо- Западный

Псковская область

3664

10,3

35,7

г.Санкт-Петербург

37624

Южный

Республика Ингушетия

1829

11,8

33,9

Волгоградская область

21560

Приволжский

Республика Марий Эл

3149

9,8

35,3

Пермский край

30737

Уральский

Курганская область

3370

12,8

37,6

Тюменская область

43090

Сибирский

Республика Бурятия

3216

8,8

34,3

Кемеровская область

28425

Дальневосточный

Еврейская АО

3632

7,6

32,7

Сахалинская область

27575

Российская Федерация

Республика Ингушетия

1829

38,1

38,9

г.Москва

69622


 

 

Основными институтами, влияющими на первичное  распределение, являются минимальная  заработная плата и индексация доходов  населения. В результате реформ ликвидировано  централизованное регулирование оплаты труда, во внебюджетном секторе экономики  решение основных вопросов оплаты труда  передано на уровень предприятий, развиваются  новые формы денежных доходов  населения – доходы от предпринимательской деятельности, от собственности. Однако ведущую роль для большинства россиян продолжает играть оплата труда, составлявшая в 2010 г. 65,2 % в структуре денежных доходов населения15.

Основной  целью установления минимальной  заработной платы, как определено Международной  организацией труда, должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой  социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. По данным МОТ, минимальная заработная плата применяется как один из инструментов социально-экономической  политики более чем в ста странах  мира. Критериями для установления МЗП являются: прожиточный минимум  работника и его семьи; соотношение  со средне заработной платой в стране; возмещение потерь от инфляции; уровень производительности труда; размер душевого дохода; уровень безработицы среди работников низкой квалификации; размеры социальных пособий, в том числе пенсий.

В течение  прошедших лет перестройки экономической  системы регулирование заработной платы, в том числе МЗП, оставалось приоритетным направление государственной политики доходов населения. В 1992 г. введена Единая тарифная сетка (ЕТС) для работников бюджетной сферы, установлен единый уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ) для все страны. В 2003 г. санкционированы региональные МРОТ. Право принимать законы о региональной МЗП получили только те субъекты РФ, которым не предоставлялись дотации из Федерального фонда финансовой поддержки. Т.к. 80 % субъектов РФ являлись дотационными, региональный МРОТ не имел особого распространения. После 1992 г. ЕТС видоизменялась несколько раз, и в 2006 г. введены такие оклады и межразрядные тарифные коэффициенты, что ставки 15 разряда (из 18) оказались ниже установленного прожиточного минимума. В 2007 г. в соответствии с ФЗ № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» повышен минимальный размер оплаты труда и определен новый порядок установления региональных МРОТ. Региональный МРОТ вводится региональным соглашением, заключенным представителями работников, работодателей и органов государственной власти субъекта РФ.

В результате указанных и других мер получены следующие результаты. Абсолютный размер МЗП в РФ характерен для стран  с самым низким ее уровнем. Вместе с Россией в эту группу стран (с уровнем МЗП от 30-90 долл.), входят страны Азии (Китай, Индия, Пакистан, Индонезия и Казахстан), большинство стран Африки (Мексика, Бразилия, Уругвай, Эквадор). Согласно рекомендациям Международной организации труда МЗП должна составлять не ниже 130 % от величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимум является уровнем бедности, а доход на уровне 80 % прожиточного минимума – критерий нищеты.

В 2009 г. в  РФ вступили в силу новые условия  оплаты труда работников бюджетной  сферы, которые дают больший простор  руководителям бюджетных организаций  по стимулированию результатов труда  сотрудников. Особенностью это реформы  является возрастание роли профсоюзных  организаций и коллективных договоров. Однако институт профсоюзов в современном  российском обществе не сформирован  и активно не функционирует. 

Важным  критерием, свидетельствующим о  степени регулирования заработной платы в стране, служит показатель соотношения минимальной и средней  заработной платы, или так называемый индекс Кейтца. Пропорция данного соотношения, рекомендованная МОТ, равна 50 %, а Евросоюзом – 60 %. Как правило, в развитых странах индекс Кейтца составляет 40-50 %. Наиболее высокие индексы Кейтца в Италии и Норвегии, где они превышают 60 % от средней заработной платы. Значительно ниже средних величин этот показатель в Испании – немногим более 30 %. В ряде латиноамериканских стран, таких как Венесуэла, Сальвадор, Парагвай и Гондурас, степень регулирования заработной платы достаточно высокая. В Венесуэле отношение минимальной оплаты труда к средней ее величине составляет 87 %, что превышает показатель европейского лидера – Италии. В других латиноамериканских странах, таких как Уругвай, Боливия, Бразилия, Аргентина, Чили, индекс Кейтца находится в низком диапазоне показателей – 19-35%. Как видно из таблицы 11, индекс Кейтца в России достиг 13 % только в 2008 году, что свидетельствует о разбалансированности механизмов регулирования заработной платы на всех уровнях управления.

 

Таблица 11

Индекс  Кейтца

 

 

Показатель

 

1995

 

2000

 

2001

 

2003

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2010

МЗП (руб. в месяц в текущих ценах, до 1998 в тыс.руб)

42,52

107

250

487,5

746,7

1000

1500

2300

4330

Средняя номинальная зарплата  (руб. в  месяц в текущих ценах, до 1998 в тыс.руб)

472,4

2223,4

3240,4

5498,5

8584,9

10633,9

13527,4

17226

23491

Индекс  Кейтца (%)

9

4,8

7,7

8,9

8,7

9,4

11

13

18


 

 

Индексация  доходов населения в первую очередь  направлена на защиту заработной платы  и других видов доходов от повышения  цен. Порядок индексации денежных доходов  и сбережений граждан в связи  с ростом цен на потребительские  товары и услуги установлен в 1991 г. Законом  РСФСР 24.10.91 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан  в РСФСР». В соответствие с которым индексации подлежат:

    • Оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
    • Государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие), кроме единовременных;
    • Вклады граждан в Сберегательном Банке РФ;
    • Государственные займы и иные государственные ценные бумаги, взносы в организации государственного страхования.

Для индексации денежных доходов и сбережений граждан  используют индекс потребительских  цен на продовольственные товары и индекс цен на платные услуги населению. Необходимо отметить, что в России наблюдается постоянное отставание роста заработной платы от инфляции из-за неопределенности в сроках и размерах индексации.

По данным статистики, численность бедных к 2000 году достигла 42,3 млн. человек, или 29,0%, в 2010 году – 18,5 млн. человек или 13,1 % населения страны.

Определенные  изменения происходят и в демографическом составе бедного населения: растет доля населения трудоспособного возраста и несколько снижается доля пенсионеров при примерно постоянной доле детей. Значительная часть населения находится за чертой бедности, имея доход ниже прожиточного минимума (табл. 12).

Таблица 12

Численность населения с денежными доходами

ниже величины прожиточного минимума16

Численность населения

2000

2003

2004

2006

2007

2009

2010

млн. человек

42,3

29,3

25,2

21,5

18,9

18,5

18,5

в % от общей численности населения

29,0

20,3

17,6

15,2

13,4

13,2

13,1


 

 

Расширяющееся абсолютное обеднение  населения – важнейшая реальная социальная угроза для экономической и национальной безопасности страны, будучи питательной средой расширенного воспроизводства негативных явлений, таких как деградация человеческого капитала в обществе и устойчивость демографического кризиса.

Без радикального пересмотра распределительных отношений, и, в первую очередь, увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы (в рамках существующих в развитых странах нормативов) проблему нарастающей относительной бедности и увеличивающегося разрыва между богатыми и бедными не решить.

Основными институтами  перераспределения доходов являются прогрессивное налогообложение  физических лиц и социальные трансферты в денежной форме. До 1 января 2001 г. В России применялся прогрессивный налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Хотя предельная ставка налогообложения варьировалась от 12 до 35 % в зависимости от дохода, однако на практике 95 % россиян платили подоходный налог по минимальной ставке – 12 %. При переходе к рыночной экономике сложились условия ведения экономической деятельности, при которых  для лиц с высоким уровнем доходов в условиях прогрессивной шкалы стало намного выгодней уклоняться от налогообложения. В результате подоходное налогообложение стало носить регрессивный характер при прогрессивных ставках налогов.

В качестве решения проблемы правительством был выбран способ пропорционального  налогообложения доходов физических лиц по единой 13-процентной ставке, т.е. отказ от прогрессивного налогообложения. В настоящее время ведутся  дискуссии о целесообразности пропорционального  налогообложения при имеющемся  уровне дифференциации доходов населения. И, несмотря на множество рекомендаций об изменении шкалы подоходного  налога, правительство считает, что  НДФЛ в целом оправдал себя и не требует серьезных изменений.

Однако, по мнениям аналитиков, зафиксированный в 2001 г., рост налоговых  поступлений был обусловлен увеличением  на 1 пункт минимальной налоговой  ставки, а также расширением налоговой  базы. Последующий рост был обусловлен ростом доходов населения, а также  их частичной легализацией.

Кроме того, данные Росстата по удельному весу налогов в общем  объеме доходов консолидированного бюджета показывают, что НДФЛ увеличился в 9.5 раз в номинальном исчислении, а его доля возросла всего 2,1 пункта. Доля НДС, снизившись на 8,5 пунктов, равна 13,3 % и превышает поступления от НДФЛ.

Таким образом, по мнению аналитиков, введение пропорциональной шкалы не привело к желаемым результатам  по легализации доходов, а только лишь усилило и обострило дифференциацию населения по уровню доходов.

Информация о работе Неравенство доходов