Неравенство и бедность в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение неравенства и бедности в современной рыночной экономике, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Выявить природу социального неравенства и его последствия;
 Выяснить понятие, причины, критерии и социально-экономические последствия бедности;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.docx

— 96.85 Кб (Скачать файл)

     В реальности все четыре рассмотренных  принципа нередко по разному сочетаются. Например , в СССР для «трудящихся масс» преобладала уравниловка, а для верхушки компартии и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время кА «массы» испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов, перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов и пр., номенклатурная элита имела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасное питание и быт.

    Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов.

     Совокупные доходы населения,  их уровень, структура, способы  получения и дифференциация являются  показателями экономического и  социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко  выраженную социально–политическую  окраску, предопределяя имущественную  и социальную дифференциацию.

     Государственное регулирование экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Та область государственного регулирования, которую называют социальной, должна удовлетворять всем трем перечисленным целям. Большинство экономистов считают, что неравномерность в распределении доходов или деление на богатых и бедных–явление устойчивое, сохраняющееся даже на фоне значительного роста уровня жизни. Может ли государственное вмешательство сократить позорную для общества нищету и какую цену придется за это заплатить? На чем будет основан общественный выбор: на экономическом или политическом процессе принятия решения? Теоретически корректно определить, какую часть общественного дохода следует перераспределить в пользу беднейших, невозможно. Как экономический, так и политический процессы принятия решений не гарантируют отсутствия просчетов.

     Экономические решения данной проблемы основаны на том, что весь произведенный в обществе продукт может быть представлен как сумма доходов от факторов, участвующих в его производстве. Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. [2]

 

 

 

 

 

 

 

2 Экономический анализ неравенства  и бедности в странах с рыночной  и трансформационной экономикой.

2.1 Распределение доходов, экономическое  неравенство и бедность в странах  с развитой рыночной экономикой.

     С точки зрения доходов населения оценка уровня жизни осуществляется через показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности. [4]

     Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низко доходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

     Значительная часть населения России имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Особенно значительной была численность такого населения на первом этапе реформ. Можно сказать, что именно в этот период сложилось положение, когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла ежегодно более 30 млн. человек, а в отдельные годы этого периода свыше 40 млн. человек (1992 и 1999 гг.). В этот же период сложились существенные различия в уровне жизни и в прожиточном минимуме по регионам.

     О снижении жизненного уровня свидетельствовала не только высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень жизни имели не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе.

     На новом этапе преобразований созданы определённые предпосылки для устранения деформации первого этапа, что нашло в конечном счёте выражение в значительном сокращении численности и доли населения, которая живёт ниже черты прожиточного минимума. В 2009 г. Эта доля уменьшилась до 17,8%.

     За 2002-2009 гг. в структуре прожиточного минимума произошло снижение доли расходов населения на продукты питания и непродовольственные товары при увеличении доли расходов на услуги. Это связано с опережающим ростом тарифов на платные услуги, в том числе жилищно-коммунальные услуги и услуги транспорта. В структуре прожиточного минимума в 2009 г. расходы на питание составили 43% против 51,6 в 2005 г., на непродовольственные товары - соответственно 20,7 и 24,9%, и на услуги - 30,5 и 17,5%.

     Ещё одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается исходя из трёх параметров - средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения. Наиболее объективную ситуацию здесь даёт показатель ВВП на душу населения, исчисленный с учётом паритета покупательной способности национальных валют. При всей неточности подобных оценок, он позволяет показать ситуацию принципиально: мы отстаём по нему от большинства развитых стран в 2,5-3,5 раза.

[Приложение В]

 Поэтому  рассчитывать на то, что значительная  часть российских семей может  жить по стандартам европейского  «среднего класса» не приходится. [10]

     Влияние безработицы на бедность самое большое, когда глава семей лишаются рабочего места, особенно если это единственный источник семейного дохода. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода - выпадением из сети привычных сообществ. В рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей, когда часть работоспособного населения, временно или постоянно не имеют работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие - к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей.

     Угроза стать безработным и бедным меняет репродуктивные установки населения. Значительная часть молодых семей и семей в детородном возрасте, где оба родителя работают, откладывает рождение детей до лучших времен, прекрасно сознавая, что появление ребенка автоматически означает попадание данной семьи в категорию бедных, а для женщины-матери, кроме того, резко возрастает вероятность оказаться, в конечном счете, в числе безработных.

     Бедность возникает из таких факторов как общий уровень производства и производительность, из структуры рынка труда и ассоциируется с трудовыми процессами. Неравенство в доступе к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и экономической стратификации, одним из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство на рынке труда, первичным образом обуславливает дифференциацию в уровне жизни - сами по себе важные определители общего уровня бедности. В широком смысле бедность отражает превалирование на рынке труда низкооплачиваемых работ и процессов, нестабильную, часто граничащую с безработицей, занятость, которые толкают людей в безработицу и экономическую неактивность.[6, 10]

     Различия в доходах населения  сегодня довольно значительны,  если судить по коэффициенту  вариации их среднедушевой величины  – отношение медианного дохода  к его среднему значению в  выборочной совокупности обследуемых  домашних хозяйств составляет  около 70%. Такая пропорция сохраняется  в течении нескольких лет, иначе говоря, характер распределения населения по доходам, в том числе и его правосторонняя асимметричность, не меняется. А соотношение модального и среднего доходов домохозяйств постоянно сокращалось, т.е. доля домохозяйств с одинаковыми и наиболее часто встречающимися доходами уменьшилась, и это также свидетельствует об усилении различий в материальных возможностях населения и степени отклонения доходов конкретных лиц и домохозяйств от среднего значения. [7]

     По оценкам Всемирного банка,  общее количество бедных, т.е.  живущих менее чем на 2 доллара  в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек. В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 доллар в день) – 1- 1,2 млрд человек. Иными словами, 40 - 48 % населения мира – бедные, а 16 – 19 % - сверхбедные.

    С 80-х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвучайной бедности, сократилось примерно на 200 млн. это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве – Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

    Распределение беднейшего населения  по регионам мира за период  с 1980 г. не претерпело существенных  изменений. Две трети бедноты  мира по-прежнему проживает в  Восточной и Южной Азии и  одна четверть – в Африке  южнее Сахары. Большая часть бедного  населения сосредоточена в сельских  районах развивающихся государств.

 

 

Регион

Доля сверхбедных в населении региона,              %

Абсолютная численность, млн. чел., (оценка)

Африка южнее Сахары

44

303

Ближний Восток и Северная Африка

9

5

ЦВЕ и Центральная Азия

2

10

Восточная Азия

12

214

Латинская Америка

9

47

Южная Азия

31

437


     Таблица 1. Чрезвычайная бедность  в регионах мира (2002 г.)

    В отдельных развивающихся странах  проблема бедности уже давно  достигла критического уровня. Например , в начале XXI в. менее чем на 1 доллар в день вынуждено существовать 76% населения Замбии, 71%  - Нигерии, 61% - Мадагаскара, 58% - Танзании, 54% - Гаити.

     С начала 90-х гг. XX в. проблема бедности и сверхбедности затронула и бывшие социалистические государства. Так , в Молдавии к категории бедных относится 64%, а к категории сверхбедных – 22% населения (2001 г.), в Монголии соответственно 75% и 27% (2001 г.). по результатам обследования, проведенного всемирным банком в 2002 г., в России доля населения с доходом менее 1 доллара в день составляет менее 2%, с доходом менее 2 долларов – 7,5%. [3]

Уровень бедности, как процент населения, имеющего доходы ниже установленной  черты, заметно выше, чем в развитых странах и в странах Центральной  Европы. В частности, в Японии доля лиц с доходами меньше границы  бедности составляет 4%, в Финляндии- 4,9%, в Нидерландах – 6,1%, в Швеции – 6,7%. В тоже время в Китае «официальных бедных» было 6%, тогда как в Германии они составили 9,1% общества, в Италии – 11,2%, а в США – 13,3%. Очевидно , что параметры официально бедности прямо зависят от того норматива, который используют статистические службы в соответствии с действующим национальном законодательством. Это подтверждается и оценками Всемирного банка, измерившего уровень бедности через удельный вес населения страны, тратящего на свое потребление менее одного доллара США в день с учетом паритета покупательской способности валют (т.е. после приведения национальных цен к сопоставимому виду). В 1998 году 23,3% населения России имели доходы ниже прожиточного минимума, а удельный вес населения с текущими расходами в день менее одного доллара США составил в том же году 7,1 %, а например в Китае – 18,5. Сопоставление показывает, что стандарт потребления, принятый в России, намного выше того, который действует в Китае. Как правило, в большинстве стран, так же как и в России, национальные оценки уровня бедности выше основанных на использовании «однодолларовых» расходов. Так, середине 90-х годов в Чили доля бедного населения, исходя из официальной границы бедности, составила 20,5%, а доля тех, чьи однодневные расходы не превышала одного доллара США, была 15%, в Танзании – 51,1% и 19,9% в Марокко – 19% и 1,1, Бразилии – 17,4%, Бангладеш – 35,5% и 29,1%, Индонезии – 20,3% и 15,2, Киргизии – 54,9% и 18,9%, Пакистане – 34% и 31%. Однако в Индии и в Норвегии, как и в Китае, наблюдаются обратные соотношения: доля официально признанных бедными составляла в этих странах 35% и 34,1%, тогда как удельный вес тех, кто тратил в день меньше одного американского доллара – 44,2% и 70,2%. Последнее может быть объяснено тем, что реализация здесь национальных программ по сокращению бедности наталкивается на дефицит ресурсов. Надо принять во внимание то, что Китай и Индия – самые населенные страны мира, а Нигерия- самая населенная страна Африки, и их правительствам при реализации социальной политики приходится привлекать для каждого «лишнего» процента бедных существенные средства.[7]

Информация о работе Неравенство и бедность в современной рыночной экономике