Нормативно-правовые акты и их систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Содержание

Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. ………………………………………………………………..2
Виды нормативно-правовых актов. …………………………………………......5
Систематизация нормативно-правовых актов………………............................12
Информационно служба по законодательству………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Право реферат.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

1. При внешней  обработке нормативно-правовые акты  располагаются в определенном  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, то есть достигается  их внешняя упорядоченность. 

2. Содержание  нормативно-правовых актов, включаемых  в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу. 

Инкорпорацию  производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий  полномочий отменять, изменять или  устанавливать правовые нормы. Он может  лишь отразить в сборнике изменения  и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган. 

Инкорпорация  бывает официальной и неофициальной. 

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными  органами сборников действующих  нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками  права, однако на них можно ссылаться  в процессе правотворчества и  применения права. 

По своей юридической  природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих  нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. 

Отличие официальной  инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное-развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя  содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую  систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами. 

Различают два  вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую). 

Хронологическая инкорпорация — это такая форма  систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и  вступления в законную силу. В хронологическом  порядке издаются акты законодательной  и исполнительной власти в специальных  официальных изданиях (например, в  “Собрании актов Президента и  Правительства Российской Федерации”, бюллетенях нормативно-правовых актов  ведомственных или местных органов  государственной власти). При хронологической  инкорпорации каждый нормативный акт  имеет порядковый номер, указывается  его наименование, год месяц и  день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает  поиск необходимого нормативно-правового  акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм. 

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов  по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В  систематизированных сборниках  или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового  регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне  страны, общественным организациям, уголовной  ответственности и т. д.). Пользуясь  предметной инкорпорацией, государственные  органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права. 

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка  законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами) учеными  и практиками) без специальных  на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. 

III. Консолидация  — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение  нескольких нормативно-правовых  актов, действующих в одной  и той же области общественных  отношений, в единый сводный  нормативно-правовой акт без изменения  содержания. 

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации  и инкорпорации. Консолидационный акт  является сводным нормативно-правовым актом — и это формально  сближает его с кодификацией; а  тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей  мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования. 
 

§ 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 

В ее функции  входит учет вновь поступающего законодательства, а также поиск и выдача необходимой  правовой информации потребителю. 

Существуют следующие  виды учета действующего нормативно-правового  материала: 

1. Журнальный  учет. Ведется путем регистрации в журнале поступающих нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства. 

2. Картотечный  учет. Ведется посредством заполнения  специальных карточке по тематическому признаку в алфавитном порядке (например, выделяются следующие разделы: арбитраж, бартерные сделки, высшие учебные заведения, государственный контроль и т. д.). В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записывается наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта. 

3. Компьютерный  учет. Осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах {фактически в неограниченном количестве и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства. 

В зависимости  от степени механизации средств, которые применяются для обработки  и поиска правовой информации, справочная работа по законодательству осуществляется ручным, механизированным и автоматизированным способами. 

При ручном способе  информация выдается с использованием журнального или картотечного учета  законодательства. Для этого составляется специальный алфавитно-предметный словник. В нем излагается перечень тематических вопросов, по которым  должны осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации. Поиск  информации включает в себя следующие  этапы: 

— по алфавитно-предметному  словнику определяется вопрос, по которому требуется выдать информацию; 

— по журналу  или картотеке выявляется нормативно-правовой акт, содержащий запрашиваемые нормы; 

— из нормативно-правового  акта выбирается необходимая правовая норма, и сведения о ее содержании доводятся до заинтересованного  лица. 

Ручной способ поиска и выдачи правовой информации применяется в небольших учреждениях, предприятиях, где потребность в  нормативно-правовом материале невелика. 

Механизированный  способ справочной работы по законодательству осуществляется на основе применения различного рода технических средств, в значительной мере ускоряющих поиск  правовой информации, позволяющих в  относительно короткие сроки обработать большой массив нормативного материала. 

Автоматизированный  способ обработки и поиска правовой информации основывается на применении компьютерной, в том числе лазерной техники. Он позволяет быстро обрабатывать чрезвычайно большой объем нормативно-правовых актов и немедленно выдавать необходимую  правовую информацию большому количеству потребителя. 

В органах юстиции, прокуратуры, арбитраже, в судах, крупных  предприятиях, фирмах, учреждениях  справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы. Информация о  текущем законодательстве помещается в специализированных изданиях (бюллетенях) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы :

Хропанюк В.Н. Теория государства и права

http://www.gumer

Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация