Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить труды ученых, посвященных проблемам производства и использования так называемых общественных благ, особенности спроса и производства общественных благ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
определить особенности спроса на общественные блага;
выявить эффективность производства общественных благ;
раскрыть проблему безбилетника.
Введение…………………………………………………………………3-4
1) Понятие общественных благ, их свойства и классификация
1.1 Понятие общественных благ и их свойства……………5-11
1.2 Классификация общественных благ…………………11-13
2) Особенности спроса на общественные блага
2.1 Кривая спроса на чистое общественное благо..……14-16
3) Производство общественных благ и проблема безбилетника
3.1 Эффективный объем общественного блага…………17-20
3.2 Проблема «безбилетника»……………………………20-23
Заключение………………………………………………..…………24-25
Список используемой литературы…………………..……………….26
Возможность
бесплатного потребления
Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете, учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рационального поведения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным.
Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов:
Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения, но в данной работе мы рассмотрим исключение «безбилетников».
Наиболее простым методом исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться тем же способом, что и частное.
Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям , продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.
Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, то есть в отношении перегружаемых благ. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничению полезности и, таким образом, к снижению эффективности. В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы росту эффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады и другие объекты транспортной инфраструктуры.
Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, скажем, при условии внесения взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.
Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя ( момент покупки и момент использования разделены ), а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ – бассейны, площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.
Рассматривая рыночные способы предоставления общественных благ, следует иметь в ввиду, что, способствую решению проблемы «безбилетника», они сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.
[6, с. 286-288]
На основе изучения материалов можно сделать вывод, что предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс его потребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Для того, чтобы ограничить доступ к благу, можно использовать различные инструменты: введение платы, заключение частных контрактов, введение абонементной платы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной работы
можно сделать следующие
Общественные блага – это такие блага, которым присущи следующие характеристики: несоперничества в потреблении ( могут предоставлены всем членам общества, а не отдельному индивидууму ); неконкурентность ( при предоставлении одному индивидууму, могут быть предоставлены другим без дополнительных расходов); неопределенность конечного потребителя; неопределенность прав собственности.
В многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ.
Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличия объема, все потребители используют общественное блага целиком. Выделенные особенности общественные благ предопределяют незаинтересованность частного сектора в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму.
Кривая спроса на общественное благо представляет собой сумму кривых индивидуального спроса по вертикали.
Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо должно производится в таком объеме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага.
В любом обществе целью
государства является обеспечение
населения общественными
Необходимость и экономическая
эффективность производства того или
иного общественного блага
Проблема безбилетника заключается в том, что потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, и возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Общественные блага, их классификация и особенности производства