Общественный сектор в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал ЭОС.docx

— 262.87 Кб (Скачать файл)

     3. Отсутствие доверия к правительству,  к власти, которое является одним  из препятствий либерализации  экономики. Оно обусловлено постоянными  изменениями экономического курса  (сначала пытались реформировать  социалистическую систему), несовершенством  законодательства, непоследовательностью  и движением рывками с отступлением  назад. Но главное все-таки  достигнуто - конституционно оформлена  частная собственность.

     4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.

     5. Мафиозные структуры и коррупция.

     6. Регионализм и сепаратизм - претензии  регионов на все имеющиеся  у них природные ресурсы (Якутия, Тюмень…).

     Собственником всех своих природных ресурсов может  быть лишь территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию  в экономическом, политическом и  военном отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический  сепаратизм исключает организацию  рентной системы налогообложения, в которой рента с природных  ресурсов, равным совладельцем которых  является каждый гражданин РФ, выступает  наиболее естественным источником пенсионных и других социальных выплат.

       Уровень экономического развития России

     Становление многообразия экономических субъектов  как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.

     В начале 2000 г. в России вместо 47 тыс. предприятий и организаций (конец 80-х годов) функционировало 26 тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%), 124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере обслуживания (60% общего числа) 270,2 тыс. фермерских хозяйств, 1,7 млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфраструктуры (в т.ч. 850 тыс. малых предприятий), около 27 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий, 110 тыс. бюджетополучателей, 1315 коммерческих банков, что позволяет говорить об определенной степени сформировавшейся рыночной многосубъектности экономики России.

     Преобразование  экономической системы («трансформация»  по Ю. Ольсевичу) сопровождается большим или меньшим в зависимости от интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я. Корнаи) спадом производства.

     В России спад производства ВВП за 1991 - 96 гг. составил 39% в том числе 6% в 1996 г. В 1997 г. производство ВВП составило 100,4.% Глубина спада производства в России выше трансформационного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциалистических государствах, структурой экономики, 75% которой приходилось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследовательностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30 - 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры).

     Сокращение  темпов спада, но все-таки продолжающееся в течении 9 лет падение производства и ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения через  конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы (или ее подавленный характер, обусловливаемый  «окукливанием» предприятий) и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, о чем свидетельствует  как рост коэффициента К. Джини, так и рост (до 1996 г.) вогнутости кривой М. Лоренца. Децильный коэффициент возрос с 1: 1,8 в 80-е годы до 1:16 в 1995 г. и 1:14,1 в 2000 г.

     Падение реальных доходов населения России за 1991-96 гг. составило 30%, потребление материальных благ и услуг снизилось на 10% Российская газета. 1997. 21 января. С.1.. В 1997 г. среднедушевые реальные доходы выросли на 2,5%, в 1998 г. - упали на 18%, в 1999 г. - на 15%.

     «Открытие»  подавленной инфляции, либерализация  цен обусловили высокую инфляционность переходных экономик, подавление которой  обеспечивается тем быстрее, чем  выше последовательность и темпы  рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина - с  другой).

     В России ИПЦ изменялся следующим  образом Структурная перестройка  и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.:

     1991 г. - 261%;

     1992 г. - 2680%;

     1993 г. - 1008%;

     1994 г. - 324%;

     1995 г. - 231%;

     1996 г. - 123%;

     1997 г. - 111%

      12 декабря. С.2., 1 полугодие 1998 г. - 104,5%, 1998 г. - 184,4%, 1999 г. - 138%, 1 квартал 2000 г. - 105,6%.

     Трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно-управляемой  экономике объективно обусловливают  рост безработицы в переходный период численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России в первом квартале 2000 г. составила 9,2 млн. человек, или 12,5% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда, а численность официально зарегистрированных безработных - 1,2 млн. человек, или 2,7% экономически активного населения.

     Аграрный  кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление  многообразия экономических субъектов  аграрного рынка и решение  обостряющегося во всех постсоциалистических странах аграрного вопроса. На эти  факторы накладывается также  необходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (страны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения (казачество).

     В связи с концентрацией предпринимательских  качеств преимущественно у номенклатуры, которая всегда их реализовывала  «в тени», в криминогенных формах первоначальное накопление капитала не могло не осуществиться в формах «номенклатурной» Гайдар Е. Государство  и эволюция. М., 1995. приватизации госсобственности или ресурсов и неплатежей.

     Кризис  государственности в сочетании  с криминогенными формами реализации предпринимательских качеств обусловливает  усиление криминогенной ситуации в  экономике, слияние государственных  структур и теневого капитала, что  ставит задачу укрепления экономической  безопасности как внутренней, так  и внешней. Эти процессы обусловлены  тем, что в переломные для общества моменты традиционные связи оказываются  разорванными, а система ценностей  испытывает деформацию. Усиливается  опасная тенденция распада общества на атомарные единицы и группы, ведущие борьбу всех против всех в  своих узко-эгоистических интересах. Действуют правила игры, определяемые не столько правовыми нормами, сколько  реальным соотношением сил и влияния  корпоративных группировок, захвативших  контроль над бывшей государственной  собственностью. Примат силы над правом затрудняет появление эффективного собственника. Вместо него - характерна фигура временщика, стремящегося к  скорейшему обогащению и переводу капитала за рубеж.

     Отсюда - истоки криминализации экономических  отношений и общественной жизни  в целом. Очевидно, что выход из экономического кризиса не может  быть осуществлен только с помощью  государственных структур, путем  реформ сверху. Сам бюрократический  аппарат в значительной степени  подвержен коррупции. Необходимо стимулировать  процессы самоорганизации и саморазвития общества, то, что определяет энергию  развития системы.

     Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к высокой денежной и  кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию. Дефицит госбюджета России составлял:

     1995 г. - 70 трлн. руб.;

     1996 г. - 80,55 трлн. руб.;

     1997 г. - 89 трлн. руб.;

     1998 г. (план) - 132,4 млрд. руб., который должен был быть покрыт за счет выпуска государственных ценных бумаг и внешних заимствований, фактически - 143,7 млрд. руб. (5,3% ВВП), 1999 г. - 101,3 млрд. руб. (2,5% ВВП), фактически - 58 млрд. руб.

     Завышение наметившихся в начале 20 в. тенденций  обобществления и социализации экономики  привело к высокой монополизации  всех сфер экономики стран реального  социализма, что обусловливает необходимость  демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функционирования государственных (казенных) предприятий  на основе разукрупнения и коммерциализации их деятельности.

     Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22,2% ВВП Буткевич В. Между прошлым  и будущим // Экономика и жизнь. 1998. №5. , а вместе с социальными  взносами - 33%, государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные  границы по кривой А. Лаффера.

     Инвестиционный  кризис - за 1991-96 гг. инвестиции снизились на 72,1%, в 1997 г. - на 5%, 1998 г. - на 6,8%, 1999 г. - рост 2,7%.

     Усиление  криминогенной ситуации в экономике, слияние государственных структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления экономической безопасности как внутренней, так и внешней.

     Несмотря  на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности  каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что  свидетельствует о внутренней присущности  рыночной саморегуляции современной  экономической цивилизации.

     Различия  в реализации общих закономерностей  обусловлены различиями в стартовой  экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических  реформ, в уровне несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство  Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств, в остальных - неэффективные  огромные госхозы и кооперативы, Венгрия вводила регулируемый рынок  с 1968 г., а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 г., но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.

     Апробированный  в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические  этапы переходного периода:

     - создание политических и институциональных предпосылок;

     - либерализация экономики;

     - макроэкономическая (финансовая) стабилизация;

     - приватизация;

     - структурная перестройка.

     Историческая  последовательность этих этапов в России была следующей:

     1991-93 гг. - развал административной системы, становление основ рыночной экономики;

     1994-95 гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики;

     1996-97 гг. - достижение финансовой стабилизации, реструктуризация предприятий, остановка падения производства;

     1998-99 гг. - финансовый кризис и его последствия.

     По  своему характеру, экономика переходного  периода является смешанной, с преобладанием  госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора:

     - государственный (в 1995 г. охватывал 50% основных фондов и производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 1999 г. производство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);

     - частный (индивидуальный и совместный);

     - корпоративный;

     - мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хозяйства);

     - теневой.

     Наличие в рыночной экономике множества  экономических субъектов, представляющих различные формы собственности  и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование  и новых, и старых секторов, что  отражает инерционность экономики. 

     2.3 Тенденции реформирования  в перспективе  общественного сектора

      

     Развитие  общественного сектора экономики  всегда определяется объемом и структурой доходов и расходов государства. Их исследование позволяет определить возможности обеспечения устойчивого  развития экономики страны в целом  и возможные потенциальные и  реальные условия, препятствующие достижению данной цели.

Информация о работе Общественный сектор в экономике