Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 01:38, курсовая работа
Олигополия (от др.-греч. ?????? — малочисленный, и ????? — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры).
Введение.................................................................................................................3
1. Экономическая сущность, признаки и виды олигополии.............................5
2. Олигополии в современной экономике.........................................................11
2.1 Ценовая политика.....................................................................................11
2.2 Основные теории олигополистического ценообразования..................12
2.3 Организационно – экономические формы концентрации....................16
3. Крупнейшие олигополии России...................................................................24
4. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики.............................................................................................................28
5. Антимонопольное законодательство России................................................36
Заключение...........................................................................................................39
Список литературы.......................
- зачастую консорциумы
являются бесприбыльными
- целью создания консорциумов
является объединение усилий
для реализации конкретного
- компании могут одновременно
входить в состав нескольких
консорциумов, т. к. могут участвовать
в осуществлении нескольких
Конгломерат — объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления.
Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.
Одним из самых известных компаний-
К особенностям конгломератов можно отнести:
- интеграцию в рамках данной организационной формы компаний различных отраслей без наличия производственной общности;
- объединяемые компании
не имеют ни технологического,
ни целевого единства с
- профилирующее производство
в объединениях
- объединяемые компании,
как правило, сохраняют
- конгломератам свойственна
значительная децентрализация
- в качестве основных
рычагов управления
- как правило, в структуре
конгломерата формируется
Холдинг — головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью.
Хо?лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом. [9]
Характерные черты холдинга:
1) Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
2) Многоступенчатость, то
есть наличие дочерних, внучатых
и прочих родственных компаний.
Нередко холдинг представляет
собой пирамиду, возглавляемую одной
или двумя фирмами, нередко
разной национальной
3) Централизация управления
в рамках группы путём
- выработка единой тактики
и стратегии в глобальном
- реорганизация компаний
и определение внутренней
- осуществление межфирменных связей;
- финансирование
- предоставление
Концерн — объединение предприятий, связанное общностью интересов.
Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси. [9]
В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ. [9]
В подавляющем большинстве стран
мира процессы объединения предприятий
контролируются антитрастовым
К крупным олигополистам в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром», которые в 2010 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. Список был опубликован в последнем номере американского журнала Business Week. Всего в список попали 9 российских компаний, первая из них - «Газпром». По сообщениям центральных СМИ, стоимость акций отечественного олигополиста, оцененная в 70,7 млрд. долларов, позволила ему занять 47-ю строчку рейтинга.
и т.д.................
Список использованной литературы
1. \"География\" № 1-3 М - 2009
2. \"Деловая неделя\" № 6 НН - 2009
3. \"Автомобильная промышленность\" № 3 М - 2009
4. Бурба В.В. Роль антимонопольной политики в преобразованиях российской экономики // Экономика и математические методы. № 4 – 2005
5. Вереникин А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках // Вопросы экономики. №10 – 2005
6. Грязнова А. Экономическая теория: Учебное пособие. Издательство: КНОРУС, 2007. 464 с.
7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005. 576 с.
Информация о работе Олигополии в современной российской экономике