Оптовые продовольственные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

С древних времён торговля являлась важной частью социальной жизни общества. В настоящее время влияние торговли выросло многократно.
Оптовые продовольственные рынки как неотъемлемый элемент современной рыночной экономики представляют собой развитую форму организации процесса товарного обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Социальная значимость оптовых продовольственных рынков на современном этапе. 5
1.1 Экономическая необходимость существования оптовых продовольственных рынков. 5
1.2 Влияние оптовых рынков на цены и производителей. 10
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития оптовых продовольственных рынков. 13
2.1 Зарубежный опыт функционирования оптовых рынков. 13
2.2 Особенности российских оптовых продовольственных рынков и их дальнейшее развитие. 19
Заключение. 26
Список литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике отрасли на тему оптовые продовольственные рынки..docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

Чтобы достичь согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли  каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой торговле в получении продукции по самым  низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров  для стимулирования закупок оптовой  торговлей.

На оптовые продовольственные  рынки приходится основная доля закупок товаров непосредственно у производителя. Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно в этой среде производителю важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а снижение цены не обеспечат условий для продуктивной деятельности. Однако утаить успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача – увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастания конкуренции ценовые войны. Разница между верхней границей цены, образуемой спросом, и нижней границей, образуемой издержками, - это и есть пространство для установления цен. В его рамках выдвигается на передний план фактор поведения конкурентов, цена и качество их аналогичных товаров. Изучая продукцию конкурентов, их ценовые возможности, интервьюируя покупателей, предприниматель обязан объективно оценить позиции своего товара по отношению к товарам конкурентов. От результатов такого анализа зависит правильное решение вопроса: реально ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или преимуществом конкретного товара будет его более низкая цена.

Изучение и прогнозирование  покупательского спроса является необходимым  маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров у производителя. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптовые продовольственные рынки  обслуживают определенный территориально-экономический район, изучают в основном объем покупательского спроса на те или другие виды товаров и в отдельных случаях ассортиментную структуру спроса. Для этого на оптовых рынках используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К этим методам следует отнести оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов розничных торговых предприятий на потребность и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями товаров. Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы, одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары. Для успешного выполнения коммерческих операций по закупке товаров оптовые рынки должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его производственные возможности, ассортимент производимых продуктов питания на предприятиях. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых рынков.

                                                                                                                               Глава 2. Современное состояние и перспективы развития оптовых продовольственных рынков.

2.1 Зарубежный опыт  функционирования оптовых рынков.

 

Мировой опыт показывает, что  создание оптовых продовольственных рынков - это лишь первый и необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Наряду с оптовыми продовольственными рынками продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки-выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные системы (США, Западная Европа). Ранее созданные оптовые продовольственные рынки обрастают хранилищами и превращаются в продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной системы распределения продовольствия. Все это обеспечивает конкуренцию и выбор каналов товародвижения. В этих условиях, естественно, оптовые продовольственные рынки могут обеспечить лишь часть оптового оборота продуктов питания. Например, в целом во Франции, доля оптовых продовольственных рынков в оптовом обороте овощей и фруктов составляет до 50% всего продовольственного оборота страны

В Японии доля продовольствия, реализуемого через оптовые продовольственные рынки , составляет 75%, а рыбы и морепродуктов - 85%. Парламентом Японии принят закон, обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех городах с численностью населения более 200 тысяч человек создавать оптовые продовольственные рынки.

В целом, формирование и развитие оптовых продовольственных рынков в мире проходило двумя путями:

Первый вариант - когда  строительство и создание системы  оптовых продовольственных рынков происходит при финансовой поддержке государства. В этом случае государство за счет собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути - государственное предприятие “Меркаса” (Испания), включающее в себя сеть оптовых продовольственных рынков ( более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное население Испании, но и экспортирующие продовольствие во все уголки земного шара).

Второй вариант - привлечение  средств для создания оптовых продовольственных рынков как государства, так и заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является создание Мюнхенского оптового рынка.

Опыт западных стран свидетельствует  о том, что особенно активно интерес  к созданию оптовых рынков проявлялся местными властями, заинтересованными  в улучшении жизни горожан  за счет упорядочения поступления в  торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным  контролем качества. Кроме названных аргументов, есть еще и другие, побуждающие муниципалитеты к активному финансированию строительства новых оптовых организованных продовольственных рынков. Обычно неорганизованные оптовые рынки обосновывались в центральных частях таких крупных городов, как Токио, Мюнхен, Мадрид, Париж, и т.д. То же самое происходит в настоящее время в России. Интенсификация оптовой торговли сделала эти неприспособленные к крупным товарным потокам рынки источниками возникновения городских дисгармоний в транспортном, санитарно-эпидемиологическом, социальном, экологическом и финансовом развитии территории. Решение национальных и муниципальных властей о строительстве просторных загородных оптовых продовольственных рынков с предоставлением его участникам всего спектра услуг, необходимых для функционирования стройной системы распределения скоропортящейся продукции, легализованной в санитарном, налоговом, информационном спектре, вызвало неоднозначную реакцию у всех субъектов оптового продовольственного рынка.

Существующий “черный  рынок” по-разному сдавал свои позиции, но победа новой системы организации  была поддержана здоровой частью общества, и этим был обеспечен успех  проведения крупных экономических  реформ в области агропромышленного комплекса и развития цивилизованной рыночной инфраструктуры в тридцати четырёх странах мира, где оптовые продовольственные рынки заняли ключевые позиции в распределении продовольствия. Передислокация оптовых рынков за город позволила муниципалитетам разгрузить центр города и тем самым получить землю и недвижимость в престижных районах для оптимального их использования с целью пополнения бюджета.

С другой стороны, современная  транспортная развязка новых рынков позволила интенсифицировать потоки транспорта на рынок и с рынка, модернизируя при этом погрузочно-разгрузочные работы. Разместившаяся на оптовом  рынке инфраструктура (банки, общепит, страховые компании, магазины) стала  мощно развиваться, решая при  этом не только сервисную проблему для участников рынка, но и социальную как источник формирования дополнительных рабочих мест. Так, во Франции за счет открытия оптовых рынков получили работу 25 тысяч человек.

Для муниципалитетов на новом  оптовом рынке более эффективно решается экологический аспект, причем не столько с точки зрения разгрузки  центра города от грязи и выхлопных  газов, сколько в появившейся  возможности централизованного  решения проблемы утилизации отходов  и контроля за этим процессом.

Существенным фактором, стимулирующим  интенсивное развитие современных  оптовых рынков, стала легализация  товарных и финансовых потоков и, как следствие, получение дополнительных налоговых поступлений как в  муниципальную, так и в национальную казну.

Таким образом, решился один из важнейших вопросов власти - это  упорядочение сбора налогов и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы. Рост налоговых поступлений означал, что средства, вложенные в создание новых оптовых продовольственных  рынков, быстро окупались.

Говоря о развитии оптовых  рынков, необходимо сказать, что многие представители малого и среднего бизнеса недооценивали роль оптовых  рынков как единственного способа  выживания малой и средней  торговли в конкуренции с супермаркетами. Однако именно оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и небольшими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с монстрами современной торговли. Примером такой борьбы могут служить США, Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков в этих процессах нельзя, так как они создали условия для сохранения многообразия различных форм розничной торговли, что в свою очередь внесло гармонию между технологичностью быстрого обслуживания в супермаркете, с одной стороны, и традиционной европейской культурой индивидуального обслуживания в небольших магазинах - с другой.

Существенная роль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее стандартизации, а значит, и в  возможности большей интеграции всего комплекса услуг оптовых  рынков между странами, привнося упорядочение не только в национальную продовольственную  систему, но и в межгосударственную экономическую интеграцию продовольственных  рынков.

В ряде стран с развитыми рынками заключение договора купли-продажи носит рекомендательный характер. Если участники правоотношений хорошо знают и доверяют друг другу, то в принципе достаточно оговорить все условия устно. В Великобритании, США, Японии и некоторых других странах используется система «двойных договоров». Первый – об оптовом распределении, называемый еще дистрибьюторским договором. Его условия содержат права покупателя на оптовое распределение и обязанность по сбору заказов от конечных потребителей или дилеров на покупку товара, базовые условия купли-продажи за исключением прямого определения количества, ассортимента, иногда цены и сроков поставки. Второй – договор купли-продажи на отдельную партию товара, в котором конкретно определены условия, не согласованные в соглашении об оптовом распределении.

Важнейшую роль оптовые рынки  стали выполнять как инструмент воздействия на здоровье общества. Особенно ярко это происходит в США  и Австралии. В свете последних достижений медицины в области рационального, сбалансированного питания - приоритетности потребления овоще-фруктовой группы товаров, а также рыбы и морепродуктов - государство использовало информационный потенциал оптового рынка для формирования качественного нового покупательского спроса на полезную для здоровья продукцию. Именно оптовые рынки стали финансировать за счет своих доходов крупномасштабную рекламу здорового питания. Так, Сиднейский оптовый продовольственный рынок тратит ежегодно до 90% от своего дохода на рекламу овощей, фруктов, цветов, а это оценивается миллионами долларов США.

Классификация оптовых рынков является достаточно условной, поэтому  в большинстве стран оптовый  рынок рекламируют как инструмент распределения продовольствия и  в большей степени скоропортящейся  продукции: мясо, овощи, фрукты, рыба и  морепродукты, цветы. Бакалейные товары представлены как сопутствующие, и  местонахождение их в поливалентных павильонах обусловлено удобством потребителя получить все в одном месте и в одно время. Следует подчеркнуть, что основная программа оптового рынка - это скоропортящаяся продукция. Почему же именно эта группа продукции наиболее важна и почему именно ей придается особое значение в продовольственной политике любого государства? Здесь следует назвать три основные причины:

 Первая. Скоропортящаяся продукция входит в ежедневный рацион питания населения, поэтому государство заботится о создании условий для ее поставки в розничную сеть, причем с соблюдением качества, безопасности, ассортимента и по доступным ценам. А это в свою очередь непосредственно влияет на здоровье населения, на качество его жизни и социальную стабильность в обществе.

Вторая. Поскольку скоропортящаяся  продукция - это ежедневно потребляемая пища, то поставки ее на прилавок необходимо осуществлять бесперебойно, следовательно, основная ее доля должна производиться  в собственной стране. Продовольственная  зависимость по этой группе продовольствия чревата серьезными социальными  последствиями. Понимая это, ни одно здравомыслящее правительство не позволит предать забвению решение продовольственного вопроса.

Третья. Создание организованных оптовых продовольственных рынков необходимо рассматривать как товаропроводящий механизм гарантированного сбыта продукции  отечественных товаропроизводителей, т.е. тем самым происходит их государственная  поддержка.

Информация о работе Оптовые продовольственные рынки