Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах и возможности его использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель состоит в исследовании зарубежного опыта, возможности его адаптации к России и в определении направлений формирования действенной системы поддержки отечественного малого бизнеса, определение перспектив развития предпринимательства в России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
•Изучить и описать предпринимательства в зарубежных странах;
•Выполнить сравнительный анализ предпринимательства в зарубежных странах и в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике.
1.Основные теории фирмы………………………………………………………...5
2.Предпринимательство, как форма рыночной хозяйственной деятельности…9
Глава 2. Предпринимательство в зарубежных странах
2.1 Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах………………..13
2.2 Отличительные особенности развития предпринимательства за рубежом…16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.
3.1 Использование зарубежного опыта в предпринимательстве России………..19
Выводы и предложения……………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.теории.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

3. творческую, связанную с инициативой и новаторством, использованием достижений НТП.

К функции предпринимателя  относится также ответственность  за коммерческий риск в случае принятия неординарных решений по управлению фирмой, внедрения инноваций при производстве нового товара в условиях конкуренции.

Отсюда видно, что предпринимательство  не сводится, как иногда считают, только к получению прибыли. Современное представление понятия «предприниматель» включает искусство хозяйствования и управления, проявление инициативы и готовность к коммерческому риску. К данному представлению о предпринимательстве приходят и современные экономисты.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Предприниматель является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность. В отличие от этого, менеджер обычно наемный работник, выполняющий поставленную предпринимателем задачу. Он не несет за свои действия имущественной ответственности, хотя и может быть уволен. Данное деление в значительной мере условно. Ведь менеджер может быть собственником (или совладельцем) капитала, поскольку он имеет акции и часть полученной прибыли инвестирует в развитие действующего предприятия. Предприниматель участвуя в управлении и организации производства, в той или иной мере выполняет функции менеджера.

Предпринимательство вбирает  в себя широкую гамму социальных психологических, организационных и экономических характеристик, отражает ту роль, которую оно играет в экономической жизни общества. Ж.-Б. Сэй впервые подошел к подробной характеристике предпринимательства как к многофункциональной инновационной деятельности, считая, что предпринимательской деятельностью занимается лицо, которое на свой страх и риск и в свою пользу берется произвести какой-либо продукт. Он считал предпринимателя центральной фигурой процесса производства, соединяющей и координирующей факторы производства (труд и капитал). При этом Сэй подчеркивал творческий характер предпринимательской деятельности.

Не менее важным аспектом предпринимательской деятельности являются рациональность. На это обращал внимание немецкий ученый, экономист, философ и социолог М. Вебер, который понимал рациональность, как функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств, избрание кратчайшего пути для наиболее полного достижения желаемого. Основу рациональности управления он видел в профессионализме, компетентности, наличии специальных знаний и навыков по их применению.

Как отмечалось выше, предпринимательской  деятельности присущ творческий характер, связанный с развитием человеческого капитала. Именно поэтому предпринимательство должно обеспечивать инновационно -инвестиционный характер бизнеса. Это проявляется, в частности, в новых организационных решениях по расширению бизнеса. Й. Шумпетер считал предпринимателя агентом, реализующим все новые и новые комбинации факторов производства в целях:

а) создания нового или незнакомого  потребителю материальногоблага, но с новыми качествами;

б) введения нового или  еще неизвестного данной отрасли промышленности способа производства;

в) освоения нового рынка  сбыта или более широкого использования 
прежнего;

г) использования нового вида сырья или полуфабрикатов, известных или неизвестных ранее;

д) введения новой организации  дела, например монопольного положения или, наоборот, преодоления монополии.

Экономической системе, основанной на рыночном механизме, свойственна известная стихийность и неопределенность. Это обусловлено тем - что не существует гарантии соответствия нового предложения новому спросу, и наоборот. Поэтому предпринимательская деятельность, осуществляемая в условиях неопределенности и риска, тесно связана с реализацией выдвинутой идеи через создание соответствующей коммерческой организации. Профессиональное воплощение идеи, признание ее потребителями, повышение конкурентоспособности бизнеса — все это будет способствовать эффективности предпринимательской деятельности.

Таким образом, предпринимательство представляет собой особы вид рыночной хозяйственной деятельности, зависящей от уровня развития человеческого капитала. В его основе лежат следующие функции;

а) предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов 
в единый процесс производства, который обещает быть прибыльным делом;

6) решает сложную задачу  принятия неординарных управленческих решений в процессе ведения бизнеса;

в) вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

г) несет ответственность  за экономический риск, рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами — своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Предпринимательство представляет собой особую форму рыночного хозяйствования. Она базируется на рисковой и инновационно - инвестиционной деятельности, охватывая или воспроизводство в целом, или дельные его сферы (производство, распределение, обмен, потребление) в целях получения предпринимательского дохода. Вместе с тем до осуществляться такие необходимые функции предпринимательской деятельности, как умение организовать на фирме производство, связное с ведением бизнеса и развитием человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предпринимательство  в зарубежных странах

2.1 Опыт развития предпринимательства  в зарубежных странах

Предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние  фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе  работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в  стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных  странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному  весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатели, характеризующие  состояние МСП в разных странах

Страны

Количество

МСП (тыс.)

Количество МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей  численности 
занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11


 

 

Как видно из данной таблицы, вклад  малых и средних предприятий  в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых  предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад  в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий  тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают  значительное влияние на процесс  включения малых и средних  фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые  и средние фирмы чаще всего  встречаются в аграрно-продовольственном  секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и  средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже  в 1982 г. компании с числом занятых  менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с  числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

2.2 Отличительные  особенности развития предпринимательства  за рубежом

В Великобритании отнесение  предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

Информация о работе Опыт развития предпринимательства в зарубежных странах и возможности его использования в России