Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:01, реферат
В настоящее время она осуществляет свою деятельность по 14 отраслевым направлениям. Потребительская кооперация обслуживает 38 % населения республики, главным образом — сельского. На ее долю приходится 57 % магазинов, 48 % предприятий общественного питания, 57 % складов и хранилищ, 52 % — овощекартофелехранилищ. Она имеет на своем балансе 116 оптовых баз, 13,5 тысяч розничных торговых предприятий, 3,8 тысячи объектов общественного питания, 109 хлебозаводов, 25 консервных предприятий, 121 цех по производству колбасных изделий, 76 цехов по производству безалкогольных напитков и минеральной воды, 66 цехов рыбной продукции.
Введение.
Экономические и социальные предпосылки возникновения первых кооперативов на Беларуси.
Потребительская кооперация Беларуси в конце 19 в.-1917 гг.
Советская потребительская кооперация в 1918 -1991гг.
Программа приватизации государственной собственности в РБ
Заключение.
Литература.
К 1950 г. был достигнут послевоенный уровень средне душевого товарооборота в сопоставимых ценах. Восстановление торговой сети проходило медленно. Например, в 1955 г. в розничной торговле было 11208 предприятий против 12079 в 1940 г. Более 35 % всех предприятий составляла мелкорозничная сеть. Число магазинов и палаток достигло довоенного уровня только в 1959 г.
В 1951 г. возобновилась система заказов товаров промышленности, что позволило обеспечить рост товарооборота. Розничный товарооборот потребительской кооперации Беларуси «за 1950-1960 гг. возрос в 3,1 раза и составил в 1960 г. 834,1 млн. руб......
Однако темпы развития сети отставали от роста товарооборота. Количество магазинов за 1950-1960 гг. увеличилось только в 1,4 раза.
Повысилась роль потребительской кооперации в заготовках и продукции сельского хозяйства, пушнины, мехового сырья. В то же время в 1965 году у потребительской кооперации была безвозмездно изъята целая отрасль — 2312 мастерских бытового обслуживания населения.
Аналогичным способом была ликвидирована промысловая кооперация, а ее предприятия переданы государственной местной промышленности. Это существенно обеднило инфраструктуру рынка.
В 1970 г. потребительская кооперация республики объединяла в своих рядах 3,5 млн. пайщиков. Товарооборот превысил 2 млрд. руб. и возрос по сравнению с 1960 г. в 2,3 раза. Кроме хлебопечения крупной отраслью кооперативной промышленности становится консервная промышленность.
В период с 1970 по 1980 г. товарооборот потребкооперации увеличился в 1,6 раза и достиг 3,3 млрд. рублей. «Реализация товаров в расчете на душу населения в потребительской кооперации составила 674 руб., в то время как в государственной торговле — 1389 руб.». Причинами такого разрыва были диспропорции в распределении товарных ресурсов между торгующими системами, более высокие расходы по доставке товаров в сельские магазины, преждевременная ликвидация мелкой розничной сети в сельской местности.
В 1970-1980 гг. заметно укрепилась материальная база потребительской кооперации. Так, в 1980 г. имелось 14210 магазинов, 1493 единицы мелкорозничной сети, 1153 общетоварных склада, 5770 предприятий общественного питания. Усилилась специализация розничной сети в сельской местности, увеличилась доля прогрессивных форм обслуживания, возросли объемы заготовительной деятельности.
На различных исторических этапах развития потребительской кооперации применялись различные формы и организационные структуры управления как во всей потребительской кооперации, так и в основном ее звене -потребительских обществах, а также райпотребсоюзах.
Рассмотрим один из аспектов развития потребительской кооперации в рамках административно-командной системы, который заключается в непрерывном совершенствовании организационных структур управления в потребительской кооперации.
Такое совершенствование обычно преследовало цель сокращения звенности всей системы управления, уменьшения численности работников и повышения эффективности деятельности органов кооперативного управления и всего кооперативного хозяйства в целом. Чаще всего оно осуществлялось путем укрупнения и сокращения численности потребительских обществ и развитием разных структур в отраслевом управлении кооперативным хозяйством.
Такая реорганизация основного звена потребкооперации зачастую проводилась в директивном порядке, на основе решений вышестоящих потребсоюзов или даже решений партийных и государственных органов, без предварительного согласия пайщиков соответствующих потребительских обществ.
Указанные реорганизации основного звена потребкооперации в той или иной степени осуществлялись с момента становления потребительской кооперации как многоотраслевой и единой системы, произошедшего в целом в 20-е годы. В 1921 г. основное звено потребкооперации республики состояло из 820 сельских и 126 городских потребобществ. Во второй половине 20-х годов для борьбы с лидировавшей на потребительском рынке страны частной торговлей и массового вовлечения крестьян в пайщики потребкооперации потребобщества (кооперативы) стали укрепляться и объединяться в райпотребсоюзы.
В период коллективизации сельского хозяйства в СССР и БССР райпотребсоюзы впервые почти повсеместно были реорганизованы в районные потребительские общества — райпо. За небольшой период их массового существования финансовое состояние основного звена потребкооперации заметно ухудшилось.
В 1930 г. Пленум ЦК ВКП(б) рекомендовал Центросоюзу восстановить и расширить сеть сельских потребительских обществ и к 1935 г. процесс восстановления существовавших ранее райпотребсоюзов в СССР и БССР был завершен.
В 50-е годы с целью, главным образом уменьшения числа убыточных потребобществ, было начато укрупнение сельских потребительских обществ и временное возрождение в ряде регионов СССР райпо.
В 60-е годы снова практически повсеместно функционировали райпотребсоюзы. За последующие три десятилетия существования СССР и БССР организационная структура основного звена потребительской кооперации также неоднократно изменялась.[2, с. 116 — 129]
Происходившие преобразования далеко не всегда приносили ожидаемые результаты. Так, периодическое преобразование райпотребсоюзов в райпо в ряде мест, особенно в небольших районах, повышало эффективность деятельности районных кооперативных организаций. В то же время в крупных районах, а также в районах, не имевших развитую сеть дорог и другой инфраструктуры, массовое создание райпо снизило эффективность работы их отраслей, особенно уровень организационно-кооперативной работы с пайщиками, а также связи с владельцами личных подсобных хозяйств и другими сдатчиками сельхозпродукции и сырья. Попытки повысить эффективность кооперативной экономики за счет реорганизации основного звена потребкооперации, не подкрепленные другими мерами, тормозили развитие потребительской кооперации.
Тенденции, которые происходили в системе потребительской кооперации Беларуси, характеризуют данные, приведенные в таблице 2.2.
Как видно из приведенных данных, райпо в системе Белкоопсоюза начали возникать в конце 60-х годов. Их количество возрастало до начала 80х- годов. К середине 80-х годов райпо в системе Белкоопсоюза почти не было. Это наблюдалось до начала 90-х годов. С начала 90-х годов количество и удельный вес райпотребсоюзов начал существенно сокращаться, а в 1995 г. произошло их резкое сокращение. В 1998 г. райпотребсоюзы функционировали только в трех районах, а в настоящее время их в системе Белкоопсоюза нет, как известно, вообще. Последним прошло преобразование из райпотребсоюза в райпо в Сталинском районе.
При этом с 1987 г. в системе Белкоопсоюза начал развиваться новый тип заготовительно – перерабатывающих нехозрасчетных предприятий -селькоопзпготпромы, которые к началу 90-х годов имелись примерно у трети сельских и городских потребительских обществ. С середины 90~х годов при постоянном уменьшении числа райпотребсоюзов и соответственно указанных потребительских обществ численность селькоопзаготпромов также неизбежно сокращалась.[7, с. 85 — 96]
Таким образом, в предыдущие десятилетия в потребительской кооперации системы Белкоопсоюза происходили существенные изменения организационной структуры как основного звена потребкооперации, так и в целом кооперативного хозяйства. Многие из процессов такого реформирования осуществлялись директивным путем, без должного предварительного анализа и обоснования по каждому конкретному административному району.
Вывод. Современное многоотраслевое кооперативное хозяйство Белкоопсоюза по своим масштабам и техническому уровню не сравнимо с тем, что оно представляло собой в двадцатых годах. Однако и сейчас по характеру деятельности, по набору отраслей первостепенная ее цель — обслужить население. Это вытекает из главной социальной функции кооперации.
Потребительская кооперация на всех этапах становления и роста представляла собой социально ориентированный динамично развивающийся сектор экономики и в этом качестве сыграла выдающуюся роль в преодолении хозяйственной разрухи, вызванной войнами и революциями. Она стала одним из необходимых элементов системы жизнеобеспечения населения страны.
Социальная направленность деятельности потребительской кооперации прослеживается на всех этапах ее развития как главный признак. На начальном этапе своего развития потребительская кооперация ставила своей целью обеспечить членов кооператива более дешевыми товарами приемлемого качества. В годы хозяйственной разрухи кооперативы пытались поддерживать своих членов путем прямого товарного распределения скудных товарных ресурсов.
Потребительская кооперация Белоруссии проявила высокую степень адаптации к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На различных этапах исторического развития ее деятельность несет отпечаток своего времени, однако сохраняется кооперативная сущность. Кооперация всегда оставалась кооперацией. Свойственные ее природе ориентация на человека и социальная ответственность — залог ее востребованное™ и в будущем.
Факт векового существования кооперации в Белоруссии, ее массового распространения во всем мире свидетельствует о высокой жизненной стойкости кооперативных форм хозяйствования. Потребительской кооперации не раз приходилось отстаивать свою независимость и собственность.
Изъятие кооперативной собственности осуществлялось, как правило, безвозмездно, до 1987 года. Отдельные мелкие нерентабельные предприятия, например, Бобруйский тарный завод Минторга БССР, Борисовская сортировочно-моечная фабрика Минлегпрома БССР передавались Белкоопсоюзу с оплатой их стоимости. Лишь колхозные рынки, которые пришли в упадок, в 1967 г. были переданы потребительской кооперации безвозмездно. Когда впоследствии у потребкооперации забрали Червенский рынок в Минске, то прирост стоимости основных фондов также не был возмещен.
В докладе Генерального секретаря ООН господина Бутро Гали подчеркивалось: «Правительства должны стремиться к созданию условий, по меньшей мере настолько же благоприятных для кооперативов, как и для других частных, стремящихся к получению прибыли, предприятий; условий, которые никоим образом не являются враждебными по отношению к ним только лишь потому, что кооперативы представляют собой находящиеся во владении своих членов и самоуправляемые формы частного предпринимательства. Там, где кооперативы считаются чрезвычайно ценным средством содействия решению общественных проблем, правительства могут осуществлять особые виды поддержки в качестве инвестиций в развитие и оказание услуг гражданам и налогоплательщикам. Однако такие меры должны в полной мере уважать независимый статус кооператива».
4). Программа приватизации государственной собственности в Республике Беларусь
После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со многими постсоциалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную государственную экономику.
Долго и мучительно как никогда, рождался у нас закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
За время проведения реформ в республике приватизировано 4100 объектов государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3012 – коммунальной собственности, что составляет соответственно 35 и 48 процентов от количества объектов, подлежащих приватизации. При этом в промышленности реформировано 543 предприятия, или 40 процентов от общего количества предприятий государственной собственности данной отрасли, в агропромышленном комплексе – 750 (47 %) , в строительстве – 292 (32,3 %), в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения – 1980 (72,4 %).
По состоянию на 1 июня 2003 года в республике в процессе разгосударствления и приватизации реформировано 3670 государственных предприятий, в том числе 26% объектов республиканской собственности. В процессе реформирования предприятий государственной собственности создано 1580 открытых акционерных обществ, а на аукционах, в том числе по конкурсу, продано 1370 объектов. В промышленности реформировано 32 процента предприятий, подлежащих реформированию по отрасли, в строительстве — 25 процентов. Более динамично реформирование осуществлялось в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, где приватизировано почти 70 процентов предприятий; в сфере переработки сельхозпродукции реформировано свыше 50 процентов объектов.
Из общего числа реформированных государственных предприятий 1978 или 48,2 % преобразованы в открытые акционерные общества, 724 (17,7 %) – выкуплены коллективами работников, 421 (10,3 % ) – продано по конкурсу и 977 (23,8 %) – на аукционах [12].
В 2005 году продолжалась работа по финансовому оздоровлению убыточных сельскохозяйственных организаций, проводимая в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и 14 июня 2004 г. № 280. В течение года реорганизованы путем присоединения, продажи юридическим лицам 223 убыточные сельскохозяйственные организации (всего реорганизовано 506 сельхозорганизаций), в том числе в Брестской области – 30, Витебской – 83, Гомельской – 31, Гродненской – 9, Минской – 16, Могилевской – 54. Из 233 реорганизованных сельскохозяйственных организаций 36 приобретены инвесторами в собственность как имущественные комплексы. От реализации данных объектов средства в сумме 192,35 млн. рублей поступили в республиканский бюджет.
Несколько убыточных сельскохозяйственных организаций реорганизовано путем присоединения к акционерным обществам. Так, к 11 открытым акционерным обществам с долей Республики Беларусь в уставных фондах присоединены 13 убыточных сельскохозяйственных организаций, в результате чего осуществлен дополнительный выпуск 182,2 млн. акций на сумму 45 млрд. рублей, из них в собственность Республики Беларусь передано 178,6 млн. акций на сумму 17,3 млрд. рублей.
Информация о работе Опыт реформирования отношений кооперативной собственности в РБ