Промышленность.По экспертной
оценке индекс промышленного производства
за 2013 года составит 98%, в том числе по организациям
добычи полезных ископаемых – 90,0%, обрабатывающих
производств – 97,2%, производства и распределения
электроэнергии, газа и воды – 100,0%.Промышленным
комплексом Чувашской Республики в 2013
году будет отгружено продукции собственного
производства на сумму 148,3 млрд. рублей (97,0%
в действующих ценах от уровня 2012 года),
в том числе организациями обрабатывающих
производств – 126,0 млрд. рублей, производства
и распределения электроэнергии, газа
и воды – 21,5 млрд. рублей.По прогнозу прирост
индекса промышленного производства в
2014 году составит в диапазоне 1,4%-4,8%, в том
числе по обрабатывающим производствам
– 1,7%-5,2%, в 2015 году соответственно 2,8%-6,9%
и 3,1%-7,4%, в 2016 году – 4,8%-9,5% и 5,3%-10,8%. В 2016
году будет обеспечен рост индекса производства
к уровню 2012 года в диапазоне 107,1%-120,2%,
по обрабатывающим производствам
- 107,3%-121,7%. Рост индекса промышленного
производства в 2014-2016 гг. будет обеспечен
за счет освоения выпуска новых экскаваторов,
комбайнов, бульдозерной и трубоукладочной
техники, кузовов-фургонов и контейнеров,
прицепов и полуприцепов, резиноармированных
гусениц, солнечных модулей, проводов
бортовых соответствующих европейским
стандартам, кабин, трансмиссий и прочих
деталей для сельскохозяйственных колесных
и гусеничных тракторов, самосвалов с
шарнирно-сочлененной рамой С-33, литейной
продукции нового поколения; микропроцессорного
оборудования и систем управления, техпластин
и спецпродукции, гербицидов, красок
и эмалей, и другого.
Инвестиции. По оценке в 2013 году общий
объем инвестиций в основной капитал составит
около 64,6 млрд. рублей или 93,5% от уровня
2012 года. В 2014-2016 годах планируется рост
объемов инвестиций в основной капитал,
так к 2014 году по первому варианту он
превысит уровень 2013 года и составит 68,7
млрд. рублей или 100,4%, по второму варианту
– 71,1 млрд. рублей или 103,9%, в 2015 году –
73,9 млрд. рублей или 101,7% (78,5 млрд. рублей
и 104,1% соответственно), в 2016 году – 79,7 млрд.
рублей и 102,0% (86,8 млрд. рублей и 104,3%). Наиболее значимыми отраслями экономики,
в которые осуществляется большая часть
инвестиций в основной капитал за счет
всех источников финансирования (без субъектов
малого предпринимательства и объемов
инвестиций, не наблюдаемыми прямыми статистическими
методами) являются обрабатывающие производства
(39,5% от общего объема инвестиций в 2013 году),
транспорт и связь (22,4%), операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг
(9,0%) и др.
Кроме того, в 2013-2016 годах усилия будут
сконцентрированы на реализации таких
крупных и значимых для Чувашской Республики
проектов, как:
строительство предприятия по производству
фотоэлектрических (солнечных) модулей
(ООО «Хевел», общая стоимость проекта
– 20,1 млрд. рублей);
строительство завода по производству
перекиси водорода (Н2О2 100%) по технологии
Chematur Engineering (Швеция) (ОАО «Химпром»,
общая стоимость проекта – 2,75 млрд. рублей);
реализация инвестиционного проекта
«Жилой район «Новый город» г.Чебоксары»
(стоимость проекта – 38,7 млрд. рублей);
реконструкция биологических очистных
сооружений г.Новочебоксарска (ГУП «БОС»
Минстроя Чувашии, общая стоимость проекта
– 3,14 млрд. рублей);
разработка и организация производства
семейства промышленных бульдозеров и
кранов-трубоукладчиков на ОАО «Промтрактор»,
(стоимость проекта – 1,9 млрд. рублей);
разработка и организация производства
семейства гусеничных сельскохозяйственных
тракторов классов 3-7 на ОАО «Промтрактор»,
(стоимость проекта – 328,6 млн. рублей);
строительство механосборочного цеха
по производству комплектующих
изделий, металлоконструкций для шкафов
микропроцессорной релейной защиты
(ООО «НПП «ЭКРА») (стоимость проекта –
0,4 млрд. рублей);
завершение строительства Порецкого
гипсово-ангидритового комбината (ООО
«Гипор-М», ОАО «Мордовцемент», общая стоимость
проекта – 1,6 млрд. рублей);
комплексная застройка
микрорайона на пересечении улиц Б. Хмельницкого
и Ю. Фучика города Чебоксары (стоимость
проекта – 65,0 млрд. рублей);
модернизация и реконструкция действующего
производственного комплекса и строительство
перерабатывающего предприятия в ООО
«Агрохолдинг «Юрма» (общая стоимость
проекта – 5,8 млрд. рублей);
строительство цеха и реконструкция
теплицы (ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская»,
Чебоксарский район) (стоимость проекта
– 1,3 млрд. рублей);
создание туристко-рекреационного кластера
«Этническая Чувашия» (стоимость проекта
– 7,7 млрд. рублей);
строительство Ледового дворца
на стадионе «Олимпийский» г.Чебоксары
(общая стоимость проекта – 1,6 млрд. рублей)
др.
Строительство. Строительство
жилья осуществляется в рамках Республиканской
комплексной программы государственной
поддержки строительства жилья в Чувашской
Республике на 2011–2015 годы. За 9 месяцев
2013 года на территории Чувашской Республики
за счет всех источников финансирования
введено в эксплуатацию 457,8 тыс. кв. метров
общей площади жилья. По сравнению с январем-сентябрем
2012 года общая площадь введенного жилья
увеличилась на 5,1%. В 2013 году по оценке
предусматривается ввести в эксплуатацию
жилых домов за счет всех источников финансирования
824 тыс. кв. м, или 100,7 к предыдущему году,
в 2014 году – 940 тыс. кв. м (114,1 %), в 2016 году
ввод жилья превысит миллионный уровень
и составит 1113 тыс. кв.м. В расчете на
душу населения обеспеченность жильем
в 2013 году по оценке составит 24,7 кв.
м, в 2014 году – 25,5 кв. м (второй вариант),
в 2015 году – 26,0 кв. м, в 2016 году – 27,1 кв.
м. Планируется, что в 2014-2016 годах темпы
роста объемов работ также превысят
100-процентную планку. Так, в 2014 году объемы
работ возрастут к уровню 2013 года на
4,0% и составят 36198,9 млн. рублей по первому
варианту, и на 6,1% (36827,3 млн. рублей) – по
второму. В 2015 году темп роста объема
работ, выполняемых по виду деятельности
«Строительство» составит 105% к предыдущему
году по первому варианту и 107,0 % – по второму,
в 2016 году – 106,0 % и 108,0 % соответственно.
Потребительский рынок. По прогнозным
расчетам прирост объема платных услуг
населению в 2013 году составит 102,8 %,
в 2014 году по второму варианту развития
– 104,0 %, в 2015 году – 104,5%, в 2016 году – 104,8
% (по второму варианту соответственно
103,0 %, 103,3 %, 103,8%).
Положительной динамике объемов
платных услуг и розничного товарооборота
способствует реализация мероприятий
республиканской целевой программы «Развитие
потребительского рынка и сферы услуг
Чувашской Республики на 2010-2020 годы», принятой
постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики от 31.03.2009 № 107.
В рейтинге регионов Российской
Федерации по ценовой ситуации на социально
значимые продовольственные товары за
сентябрь 2013 г. к декабрю 2012 г., проведенного
Министерством экономического развития
Российской Федерации, Чувашская Республика
вошла в пятерку лидеров субъектов Российской
Федерации (81 место), где отмечены более
низкие темпы роста цен на социально значимые
продукты питания, уступив Курганской
области (85 место), Ненецкому автономному
округу (84 место), Ханты-Мансийскому автономному
округу – Югра (83 место) и Чеченской Республике
(82 место).
Труд и занятость. По оценке
Госслужбы занятости Чувашии в прогнозируемом
периоде (вариант 2) на фоне замедления
темпов производства в некоторых видах
экономической деятельности как в России,
так и в Чувашской Республике, численность
безработных, зарегистрированных в органах
службы занятости населения, увеличится
с 5,52 тыс. человек на конец 2012
года до 6,25 тыс. человек на конец 2016 года,
соответственно уровень регистрируемой
безработицы увеличится с 0,84% до 0,97%, нагрузка
незанятого населения на одну заявленную
вакансию уменьшится с 0,4 единицы до
0,27 единицы.
Консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации. Доходная часть
консолидированного бюджета Чувашской
Республики прогнозируется в 2013 году в
сумме 42449,6 млн. рублей, что составляет
105,8% к 2012 году, в том числе налоговые доходы
оцениваются в сумме 25038,4 млн. рублей, что
составляет 108,3% к 2012 году или 59,0% доходов
консолидированного бюджета Чувашской
Республики. В 2016 году к уровню 2013 года
прогнозируется рост налоговых доходов
консолидированного бюджета Чувашской
Республики на 12,2-18,8%.
Трансферты из федерального
бюджета в 2013 году прогнозируются в сумме
14775,1 млн. рублей, или 101,6% к 2012 году,
в 2016 году трансферты составят 6403,6 млн.
рублей или 43,3% к 2013 году.
В общем объеме доходов консолидированного
бюджета Чувашской Республики на долю
налоговых доходов в 2012 году приходилось
57,6%, неналоговых доходов – 6,1%, безвозмездных
поступлений – 36,2%.
Значительный удельный
вес в налоговых доходах консолидированного
бюджета Чувашской Республики
занимают налог на доходы физических
лиц (40,0%), налог на прибыль организаций
(22,6%), акцизы (14,2%), налог на имущество
организаций (9,1%).
2.2 Стратегия социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года
Стратегия социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года
(далее - Стратегия) - это система мер государственного
управления, основанная на долгосрочных
приоритетах региональной социально-экономической
политики, находящихся в неразрывном единстве
и взаимосвязи с общенациональными стратегическими
приоритетами. Но при этом она определяет
приоритетные направления деятельности
не только органов государственной власти
Чувашской Республики, но и органов местного
самоуправления, общественных и деловых
кругов по обеспечению целенаправленного
следования заданному долгосрочному вектору
развития и достижения поставленных стратегических
целей.
Стратегия основывается на
следующих принципиальных положениях:
- социальная ориентация,
полагающая главной целью повышение
уровня и качества жизни населения
Чувашской Республики;
- устойчивое развитие
Чувашской Республики, создание
динамично развивающейся, конкурентоспособной
и сбалансированной экономики, обеспечивающей
занятость населения преимущественно
в секторах с высоким потенциалом
устойчивого роста и уровнем
производительности труда;
- регион сотрудничества,
обеспечивающий сочетание региональных,
межрегиональных и общероссийских
интересов при решении стратегических
проблем экономического, социального
и территориального развития.
Стратегия исходит из целевых
ориентиров, заданных в программных документах
федерального и республиканского уровня:
ежегодных посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации;
Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006 - 2008 годы);
законодательных и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации;
федеральных целевых программах;
ежегодных посланиях Президента
Чувашской Республики Государственному
Совету Чувашской Республики;
Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2010 года,
представленной в Послании Президента
Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному
Совету Чувашской Республики 2003 года "Крепкая
семья - сильная Чувашия";
Территориальной комплексной
схеме градостроительного планирования
развития территории Чувашской Республики,
разработанной Российским государственным
научно-исследовательским и проектным
институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург)
и утвержденной Указом Президента Чувашской
Республики от 30 января 2004 г. N 9;
указах Президента Чувашской
Республики, направленных на формирование
современной инфраструктуры, в том числе
на жилищное строительство, дорожное строительство,
обеспечение населения качественной питьевой
водой, занятости сельского населения,
ускоренное развитие малого предпринимательства,
развитие инновационной среды и информационных
технологий, физической культуры и спорта,
на пропаганду здорового образа жизни,
создание сельских модельных библиотек
и реализацию инновационных программ
в сфере культуры, на благоустройство
населенных пунктов и территорий;
законодательных и иных нормативных
правовых актах Чувашской Республики;
республиканских целевых программах.
Основными целями разработки
Стратегии являются:
усиление взаимосвязи и согласованности
между долгосрочными приоритетами развития
и осуществлением мер среднесрочной и
краткосрочной социально-экономической
политики;
формирование основы для совместных
действий органов государственной власти
Чувашской Республики, органов местного
самоуправления, представителей бизнеса
и общественных организаций;
обеспечение согласованности
действий федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
Чувашской Республики в решении стратегически
важных проблем социально-экономического
развития.
Стратегия определяет приоритетные
направления социально-экономического
развития Чувашской Республики и служит
основой для разработки комплексной программы
экономического и социального развития
республики, республиканских и муниципальных
целевых программ, планов деятельности
органов исполнительной власти Чувашской
Республики, перспективных и краткосрочных
прогнозов социально-экономического развития,
бюджетов и среднесрочных финансовых
планов, законодательных инициатив.
Стратегия базируется на оценке
потенциала социально-экономического
развития Чувашской Республики, анализе
конкурентных преимуществ и ресурсных
ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых
мировой экономикой в эпоху глобализации
и перехода к новому постиндустриальному
этапу развития. При разработке Стратегии
учтены мировые тенденции развития и опыт
построения социально ориентированного
общества с устойчивой экономикой.
Изучив выполнение основных
индикаторов достижения стратегических
целей ( Приложение 1) можно сделать вывод,
что состояние экономики Чувашской Республики
в 2012 году улучшилось, по сравнению с 2011
годом.
Выполнение основных индикаторов
Стратегии социально-экономического развития
Чувашской Республики до 2020 года представлено
в приложении 2.
2.3 Анализ программ реализующихся
в Чувашской Республике
На сегодняшний день в Чувашской
Республике реализуются следующие программы
: (см. Приложение 1).
В соответствии с утвержденными
программными объемами на финансирование
мероприятий РЦП с начала их реализации
необходимо было привлечь за счет всех
источников средства в общем объеме 122145,3
млн. рублей, в том числе за счет федерального
бюджета – 14437,8 млн. рублей, республиканского
– 33243,1 млн. рублей, местного – 4998,8 млн.
рублей и внебюджетных средств – 69465,6
млн. рублей. Фактическое финансирование
составило 121253,4 млн. рублей (99,3 % от предусмотренных
в программах объемов), из них за счет федерального
бюджета привлечено 13939,4 млн. рублей (96,5
% к программным показателям), республиканского
– 29289,6 млн. рублей (88,1 %), местного – 3235,9
млн. рублей (64,7 %), внебюджетных источников
– 74788,5 млн. рублей (107,7 %) (приложение №
4 к Докладу).