Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение целей и задач регионального планирования и прогнозирования.
В соответствии с указанной целью в работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность прогнозирования и планирования
- изучить систему прогнозирования и планирования на примере Чувашской Республики
- выявить основные направления совершенствования системы планирования и прогнозирования

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Прогнозирование и планирование развития регионов
1.1 Сущность прогнозирования и планирования…………………………....…….5
1.2 Цели и задачи регионального планирования и прогнозирования регионов....7
1.3 Специфика региональных комплексных программ……………………...……8
Глава 2. Система прогнозирования и планирования в Чувашской Республике
2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Чувашской Республики …………………………………………………………………………11
2.2 Стратегия социально-экономического развития Чувашии до 2020 года…...17
2.3 Анализ программ, реализующихся в Чувашской Республике…………...….20
Глава 3. Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования………………………………………………………………..……25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая региональная....docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

Промышленность.По экспертной  оценке  индекс промышленного производства  за 2013 года составит 98%, в том числе по организациям добычи полезных ископаемых – 90,0%, обрабатывающих производств – 97,2%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 100,0%.Промышленным комплексом Чувашской Республики в 2013 году будет отгружено продукции собственного производства на сумму 148,3 млрд. рублей (97,0% в действующих ценах от уровня 2012 года), в  том числе организациями  обрабатывающих производств – 126,0 млрд. рублей, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 21,5 млрд. рублей.По прогнозу прирост индекса промышленного производства в 2014 году составит в диапазоне 1,4%-4,8%, в том числе по обрабатывающим производствам – 1,7%-5,2%,  в 2015 году соответственно 2,8%-6,9% и 3,1%-7,4%, в 2016 году – 4,8%-9,5% и 5,3%-10,8%. В 2016 году будет обеспечен рост индекса производства к уровню 2012 года  в диапазоне 107,1%-120,2%, по обрабатывающим  производствам  - 107,3%-121,7%. Рост индекса промышленного производства в 2014-2016 гг. будет обеспечен за счет освоения выпуска новых экскаваторов, комбайнов, бульдозерной и трубоукладочной техники, кузовов-фургонов и контейнеров, прицепов и полуприцепов, резиноармированных гусениц, солнечных модулей, проводов бортовых соответствующих европейским стандартам, кабин, трансмиссий и прочих деталей для сельскохозяйственных колесных и гусеничных тракторов, самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой С-33, литейной продукции нового поколения; микропроцессорного оборудования и систем управления, техпластин и спецпродукции,  гербицидов, красок и эмалей, и другого.

Инвестиции. По оценке в 2013 году общий объем инвестиций в основной капитал составит около 64,6 млрд. рублей или 93,5% от уровня 2012 года. В 2014-2016 годах планируется рост объемов инвестиций в основной капитал, так  к 2014 году по первому варианту он превысит уровень 2013 года и составит 68,7 млрд. рублей или 100,4%, по второму варианту – 71,1 млрд. рублей или 103,9%, в 2015 году – 73,9 млрд. рублей или 101,7% (78,5 млрд. рублей и 104,1% соответственно), в 2016 году – 79,7 млрд. рублей и 102,0% (86,8 млрд. рублей и 104,3%). Наиболее значимыми отраслями экономики, в которые осуществляется большая часть инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов  малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемыми прямыми статистическими методами) являются обрабатывающие производства (39,5% от общего объема инвестиций в 2013 году), транспорт и связь (22,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (9,0%) и др.

Кроме того, в 2013-2016 годах усилия будут сконцентрированы на реализации таких крупных и значимых для Чувашской Республики проектов, как:

строительство предприятия по производству фотоэлектрических (солнечных) модулей (ООО «Хевел», общая стоимость проекта – 20,1 млрд. рублей);

строительство завода по производству перекиси водорода (Н2О2 100%) по технологии Chematur Engineering  (Швеция) (ОАО «Химпром», общая стоимость проекта – 2,75 млрд. рублей);

реализация инвестиционного проекта «Жилой район «Новый город» г.Чебоксары» (стоимость проекта – 38,7 млрд. рублей);                                        

реконструкция биологических очистных сооружений г.Новочебоксарска (ГУП «БОС» Минстроя Чувашии, общая стоимость проекта – 3,14 млрд. рублей);

разработка и организация производства семейства промышленных бульдозеров и кранов-трубоукладчиков на ОАО «Промтрактор», (стоимость проекта – 1,9 млрд. рублей);

разработка и организация производства семейства гусеничных сельскохозяйственных тракторов классов 3-7 на ОАО «Промтрактор», (стоимость проекта – 328,6 млн. рублей);

строительство механосборочного цеха  по производству   комплектующих   изделий, металлоконструкций для шкафов микропроцессорной релейной  защиты (ООО «НПП «ЭКРА») (стоимость проекта – 0,4 млрд. рублей);

завершение строительства Порецкого гипсово-ангидритового комбината (ООО «Гипор-М», ОАО «Мордовцемент», общая стоимость проекта – 1,6 млрд. рублей);

комплексная   застройка   микрорайона на пересечении улиц Б. Хмельницкого и Ю. Фучика города Чебоксары (стоимость проекта – 65,0 млрд. рублей);

модернизация и реконструкция действующего производственного комплекса и строительство перерабатывающего предприятия в ООО «Агрохолдинг «Юрма» (общая стоимость проекта – 5,8 млрд. рублей);

строительство цеха и реконструкция теплицы (ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская», Чебоксарский район) (стоимость проекта – 1,3 млрд. рублей);

создание туристко-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» (стоимость проекта – 7,7 млрд. рублей);

строительство  Ледового   дворца на стадионе «Олимпийский» г.Чебоксары (общая стоимость проекта – 1,6 млрд. рублей) др.

Строительство. Строительство жилья осуществляется в рамках Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы. За 9 месяцев 2013 года на территории Чувашской Республики за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 457,8 тыс. кв. метров общей площади жилья. По сравнению с январем-сентябрем 2012 года общая площадь введенного жилья увеличилась на 5,1%. В 2013 году по оценке предусматривается ввести в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования 824 тыс. кв. м, или 100,7 к предыдущему году,  в 2014 году – 940 тыс. кв. м (114,1 %), в 2016 году ввод жилья превысит миллионный уровень и составит 1113 тыс. кв.м.  В расчете на душу населения обеспеченность жильем в 2013 году по оценке составит  24,7 кв. м, в 2014 году – 25,5 кв. м (второй вариант), в 2015 году – 26,0 кв. м, в 2016 году – 27,1 кв. м.  Планируется, что в 2014-2016 годах темпы роста объемов работ также превысят  100-процентную планку. Так, в 2014 году объемы работ возрастут к уровню 2013 года  на 4,0% и составят  36198,9 млн. рублей по первому варианту, и на 6,1% (36827,3 млн. рублей) – по второму. В 2015 году темп роста  объема работ, выполняемых по виду деятельности «Строительство» составит 105% к предыдущему году по первому варианту и 107,0 % – по второму, в 2016 году – 106,0 % и 108,0 % соответственно.

Потребительский рынок. По прогнозным расчетам  прирост объема платных услуг населению в 2013 году составит  102,8 %, в 2014 году по второму  варианту развития  – 104,0 %, в 2015 году – 104,5%, в 2016 году – 104,8 % (по второму варианту соответственно 103,0 %, 103,3 %, 103,8%).

Положительной динамике объемов платных услуг и розничного товарооборота способствует реализация мероприятий республиканской целевой программы «Развитие потребительского рынка и сферы услуг Чувашской Республики на 2010-2020 годы», принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 № 107.

В рейтинге регионов Российской Федерации по ценовой ситуации на социально значимые продовольственные товары за сентябрь 2013 г. к декабрю 2012 г., проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, Чувашская Республика вошла в пятерку лидеров субъектов Российской Федерации (81 место), где отмечены более низкие темпы роста цен на социально значимые продукты питания, уступив Курганской области (85 место), Ненецкому автономному округу (84 место), Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра (83 место) и Чеченской Республике (82 место).

Труд и занятость. По оценке Госслужбы занятости Чувашии в прогнозируемом периоде (вариант 2) на фоне замедления темпов производства в некоторых видах экономической деятельности как в России, так и в Чувашской Республике, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, увеличится с 5,52  тыс. человек  на  конец 2012 года до 6,25 тыс. человек на конец 2016 года,  соответственно уровень регистрируемой безработицы увеличится с 0,84% до 0,97%, нагрузка незанятого населения  на одну заявленную вакансию уменьшится с 0,4 единицы  до 0,27 единицы.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики прогнозируется в 2013 году в сумме 42449,6 млн. рублей, что составляет 105,8% к 2012 году, в том числе налоговые доходы оцениваются в сумме 25038,4 млн. рублей, что составляет 108,3% к 2012 году или 59,0% доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики. В 2016 году к уровню 2013 года прогнозируется рост налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на 12,2-18,8%.

Трансферты из федерального бюджета в 2013 году прогнозируются в сумме 14775,1  млн. рублей, или 101,6% к 2012 году, в 2016 году трансферты составят 6403,6 млн. рублей или 43,3% к 2013 году. 

В общем объеме доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на долю налоговых доходов в 2012 году приходилось 57,6%, неналоговых доходов – 6,1%, безвозмездных поступлений – 36,2%. 

  Значительный удельный  вес в налоговых доходах консолидированного  бюджета Чувашской Республики  занимают налог на доходы физических  лиц (40,0%), налог на прибыль организаций (22,6%), акцизы  (14,2%), налог на имущество  организаций (9,1%).

 

2.2 Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской Республики, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение  уровня и качества жизни населения  Чувашской Республики;

- устойчивое развитие  Чувашской Республики, создание  динамично развивающейся, конкурентоспособной  и сбалансированной экономики, обеспечивающей  занятость населения преимущественно  в секторах с высоким потенциалом  устойчивого роста и уровнем  производительности труда;

- регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских  интересов при решении стратегических  проблем экономического, социального  и территориального развития.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и республиканского уровня:

ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы);

законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

федеральных целевых программах;

ежегодных посланиях Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики;

Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, представленной в Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2003 года "Крепкая семья - сильная Чувашия";

Территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, разработанной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 9;

указах Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, занятости сельского населения, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды и информационных технологий, физической культуры и спорта, на пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, на благоустройство населенных пунктов и территорий;

законодательных и иных нормативных правовых актах Чувашской Республики;

республиканских целевых программах.

Основными целями разработки Стратегии являются:

усиление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и осуществлением мер среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики;

формирование основы для совместных действий органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций;

обеспечение согласованности действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики в решении стратегически важных проблем социально-экономического развития.

Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Чувашской Республики и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития республики, республиканских и муниципальных целевых программ, планов деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.

Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Чувашской Республики, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.

Изучив выполнение основных индикаторов достижения стратегических целей ( Приложение 1) можно сделать вывод, что состояние экономики Чувашской Республики в 2012 году улучшилось, по сравнению с 2011 годом.

Выполнение основных индикаторов Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года представлено в приложении 2.

 

 

2.3 Анализ программ реализующихся  в Чувашской Республике

На сегодняшний день в Чувашской Республике реализуются следующие программы : (см. Приложение 1).

В соответствии с утвержденными программными объемами на финансирование мероприятий РЦП с начала их реализации необходимо было привлечь за счет всех источников средства в общем объеме 122145,3  млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 14437,8 млн. рублей, республиканского – 33243,1 млн. рублей, местного – 4998,8 млн. рублей и внебюджетных средств – 69465,6 млн. рублей. Фактическое финансирование составило 121253,4 млн. рублей (99,3 % от предусмотренных в программах объемов), из них за счет федерального бюджета привлечено 13939,4 млн. рублей (96,5 % к программным показателям), республиканского – 29289,6 млн. рублей (88,1 %), местного – 3235,9 млн. рублей (64,7 %), внебюджетных источников – 74788,5 млн. рублей (107,7 %) (приложение № 4 к Докладу).

Информация о работе Основные направления совершенствования системы прогнозирования и планирования