Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:41, лекция

Краткое описание

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_sessia.docx

— 974.58 Кб (Скачать файл)

При снижении цены товара до уровня Рспрос на него возрастет до уровня Q2и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного  равновесия по Вальрасу можно представить  в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и  предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист  и один главных представителей неоклассической  школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Установление рыночного равновесия по Маршаллу


На данном графике также  показана равновесная точка Е  при которой спроса и предложения  равны. Но в случае, если цена спроса P1будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Qдо уровня Qи цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного  равновесия по Маршаллу можно представить  в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство  показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

26 Паутинообразная модель

Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате  которых формируется равновесие, является паутинообразная модель (рис.3.4).

Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным  циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:

QSt = S(Pt -1 ),

где QSt - объем предложения в период времени t;

Pt -1 - фактическая цена экономического блага в период времени, предшествующий периоду t.

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности  и др. стихийных, непредсказуемых  явлений, типичных для сельскохозяйственного  производства. Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов  и резервов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъюнктуры  рынка.

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от углов наклона  кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона  кривой предложения круче кривой спроса (рис.3.4). Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в  результате возникает избыток спроса (СF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку  предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не установится равновесие.  Колебания носят затухающий характер.

Рис.3.4. Устойчивое равновесие в паутинообразной модели

Движение может приобрести иное направление, если угол наклона  кривой спроса круче угла наклона  кривой предложения. В этом случае колебания  носят взрывной характер, и равновесие не наступает. Возможен и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения  равновесия. Это происходит в том  случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

27 Государственное регулирование  рынка ценных бумаг, его сущность  и структура.

Ценные бумаги являются главным  атрибутом товарного оборота. В  связи с эти, государственное  регулирование рынка ценных бумаг  стало одним из главнейших инструментов государственного регулирования финансового  рынка. Главными видами ценных бумаг  являются: акции, облигации, лотерейные билеты и векселя. Государственное  регулирование финансового рынка  основано на его структуре:

  • Денежный рынок – где функции ценных бумаг выполняют наличные денежные средства;
  • Рынок краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов (или рынок ссудного капитала) – охватывает все финансовые отношения, связанные с предоставлением кредитных ссуд;
  • Рынок ценных бумаг – связывает все финансовые и кредитные отношения, поскольку ценные бумаги имеют конкретную собственную стоимость и могут свободно обращаться на рынке.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг позволяет:

  • Упорядочить финансовую деятельность и всех участников рынка;
  • Создать нормальные финансовые условия функционирования рынка;
  • Защитить участников рынка от мошенничества и недобросовестности других участников рынка;
  • Формировать новые рынки.

 

 

28 Эволюция теории полезности: кардиналистский  и ординалистский подходы

Количественная (кардиналистская) теория потребления, исходила из того, что полезность можно измерить при  помощи особой единицы измерения  полезности - ютиля. При этом предполагалось, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна и предпочтения потребителей можно описать используя концепции полезности блага и предельной полезности блага.

Полезность выражает степень  удовлетворения, получаемого субъектом  от потребления какого-либо блага. Полезность блага - это его способность удовлетворять  какие-либо человеческие потребности. Полезность представляет собой субъективное отношение людей к благам , ее величину определяет сам потребитель, и полезность одинаковых благ для  разных людей различна. Более того, даже полезность разного количества одного и того же блага различна для потребителя. Поэтому необходимо знать предельную полезность блага.

Рис. 1 График предельной (MU) и совокупной полезности (TU)

Предельная полезность (МU) измеряет дополнительное удовлетворение, получаемое от дополнительного количества товара.. По мере увеличения потребления  товара процесс потребления товара (начиная с определенного момента) дает все меньше и меньше приращения полезности. (рис. 1, а), хотя общая полезность (TU) возрастает (рис. б).

Максимум удовлетворения общей полезности достигается в  точке Е, когда предельная полезность становится равной нулю., т. е. благо  полностью удовлетворяет потребность. Дальнейшее увеличение его потребления  будет приносить уже вред, т.е. сокращать общую полезность, при  этом предельная полезность приобретет отрицательные значения. Например, первый стакан воды для жаждущего  человека очень ценен, а десятый -- может вызвать отвращение, т.е. отрицательную полезность.

Чем большим количеством  блага мы обладаем, тем меньшую  ценность для нас имеет каждая последующая единица этого блага, т.е. действует закон убывающей  предельной полезности.

Функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

MU=d(TU)/dQ,

где MU- предельная полезность

С позиций количественной теории потребления, цена блага определяется не общей, а предельной полезностью  блага для потребителя. Поскольку  с ростом количества блага его  предельная полезность снижается, то продавец может продать больше своей продукции  только снизив ее цену.

При помощи теории полезности можно объяснить сформулированный еще Адамом Смитом парадокс “воды  и алмазов”: без воды жить нельзя, а ее потребление стоит дешево; и хотя без алмазов вполне может  обойтись любой человек, тем не менее, люди соглашаются платить за них  огромные деньги. Хотя общая полезность воды велика, а алмазов мала. В  чем же причина данного явления? Все дело в том, что когда воды много, ее дополнительная порция приносит мало полезности, следовательно, и цена будет низкой. А поскольку алмазы встречаются редко, то дополнительное количество алмазов имеет большую  предельную полезность, и, следовательно, высокую цену.

Количественная теория потребления  исходила из количественной оценки полезности каждым потребителем. В противоположность  кардиналистскому был предложен  ординалистский (порядковый подход).

Порядковая (ординалистская) теория полезности исходит из того, что предпочтения потребителя в  выборе различных наборов благ можно  ранжировать, т.е. упорядочить в зависимости  от степени получаемой полезности. [1]

Рассмотрим поведение  потребителя. Во-первых, изучим его  предпочтения в выборе товаров и  услуг; во-вторых, исследуем влияние  бюджетных ограничений (ограниченности бюджетных возможностей потребителя) на выбор тех или иных благ (т.е. товаров и услуг); в-третьих, рассмотрим, как потребитель принимает решение  о своем выборе, стараясь максимально  удовлетворить свои потребности.

Как же можно определить предпочтение потребителя в великом  множестве товаров и услуг? С  этой целью определим ряд допущений, из которых исходит теория потребительского поведения (выбора):

Теория потребительского выбора исходит из того, что: денежный доход потребителя ограничен; цены не зависят от количества покупаемых благ; все покупатели имеют четкие представления о предельной полезности всех продуктов; потребители стремятся  максимизировать совокупную полезность, каждое благо можно измерить; любое  благо имеет цену, т.е. можно говорить об обмениваемости благ:

P1 x Q1 = P2 x Q2,

где P1, P2 -- цена блага 1 и 2; Q1, Q2 -- количество блага 1 и 2; предполагаем, что все блага как бы собраны  в одном месте (блага, расположенные  на расстоянии, рассматриваются как  разные) ; приобретается благо в  определенный момент или промежуток времени, следствием чего является его  ограниченность относительно потребности.

Суть выбора потребителя  состоит в том, что из числа  доступных ему наборов он, в  соответствии со своими вкусами и  предпочтениями, выбирает лучший. При  выборе используются одни и те же принципы ранжирования наборов. В качестве основных аксиом теории поведения потребителя можно назвать следующие: аксиома полной (совершенной упорядоченности, или сравнимости, аксиома транзитивности, аксиома рефлексивности, аксиома ненасыщенности:

а) аксиома совершенной  упорядоченности исходит из того, что любые два набора можно  сравнить между собой;

б) потребитель ведет себя рационально, т.е. он последователен в  своих предпочтениях и его  предпочтения транзитивны (транзитивность означает, что если потребитель предпочитает некоторый набор товаров и  услуг А набору В, а набор В -- набору С, то набор А он предпочитает и набору С);

в) аксиома рефлексивности предполагает, что предпочтения потребителя  уже сформированы, т.е. он может оценить  любой возможный набор товаров  и услуг и делает свой выбор  разумно;

г) аксиома ненасыщенности: согласно которой увеличение количества какого-то товара в наборе ведет  к возрастанию полезности набора, так что потребитель всегда будет  стремиться к получению все большего количества товаров.

2 Спрос и предложение  на рынке капитала. Способы обоснования  эффективности инвестиционных решений:  дисконтирование и норма отдачи  инвестиций

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько  нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних  и тех же единицах - деньгах, для  измерения цены используют относительные  величины - проценты.

Спрос на капитал предъявляют  фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители  увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного  спроса на капитал имеет отрицательный  наклон, как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Рассмотрим, как это вытекает из поведения  фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос  на капитал для того, чтобы  использовать его для приобретения  капитальных благ (оборудования, материалов  и т.д.) и получения прибыли.  Они прибегают к услугам заемного  капитала тогда, когда им не  хватает своих собственных денег  (например, вырос спрос на их  продукт и фирмы хотят расширить  производство). При этом чем дешевле  фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег  она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной  торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить  три новых магазина, при более  высокой ставке процента она решит  построить только два магазина, при  еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги  взаймы не для получения прибыли,  а для покупки какие-либо потребительских  благ. Делают они это в нескольких  случаях.

Во-первых, они могут брать  деньги в долг для обеспечения  текущего потребления в случае непредвиденного  уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы  могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в  случае неурожая у земледельцев.

Во-вторых, потребители могут  брать кредит для покупки капитальных  потребительских благ, которые имеют  относительно высокую цену и требуют  откладывания денег из дохода в течение  длительного промежутка времени.

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории